Смекни!
smekni.com

История ислама: от истоков к современной трансформации (стр. 7 из 12)

Для общественной молитвы последователи ислама собира­ются в мечети (от ар. Масджид- место, где совершают по­клоны). В отличие от православного храма мечеть не освеща­ется и не считается особым сакральные (от лат. sacer — священный) сооружением. Она скорее является молельным до­мом и может дополнительно выполнять функции общественного здания. Мечеть имеет один или несколько минаретов (от ар. минара - маяк) - башен квадратного или круглого сечения, с которых провозглашается начало молитвы. Внутри большого зала находится михраб- углубление, направленное в сторо­ну Мекки, рядом с ним - специальная кафедра для проповед­ника. При входе в мечеть мусульмане омываются в специаль­ном водоеме для того, чтобы обрести ритуальную чистоту (главным образом омывается лицо, рот и горло). Иногда совер­шается и полное омовение (после долгого пути, особых случа­ев осквернения). Так как ислам распространен в южных жар­ких и засушливых странах, допускается «омовение» песком. Внутри мечети молящиеся пребывают без обуви, которую сни­мают при входе. Пол мечети устлан коврами. Женщины молят­ся отдельно от мужчин в отгороженных частях зала либо на вер­хних галереях. Самая основная мечеть в городе называется соборной.Главная мечеть всех мусульман находится в Мекке (с храмом Кааба посередине).

Священнослужители в исламе не несут на себе особой боже­ственной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуа­лов, просто хорошо образованными людьми. В богослужении участвуют имамы(руководители), хатыбы(проповедники) и мудзины(призывающие к молитве). Имамам соответствуют муллы(от ар. маула - господин, повелитель), которые могут действовать и вне мечети (например, быть судьями, преподава­телями). Мулла обычно выбирается верующими из своей сре­ды. Мусульманские священнослужители проходят подготовку в специальных учебных заведениях - медресе (от ар. мадра­се - изучать). Глава большого территориального объединения мусульман-суннитов и высшее духовное лицо называется муф­тий(с ар. высказывающий мнение) [25, С. 93].

Каждый мусульманин обязан участвовать в джихаде,хотя, джихад трактуется в исламском богосло­вии неоднозначно (существует иносказательное, нравственное его понимание).

Совокупность правил поведения мусульманина в обще­ственной и личной жизни называется шариат (букв. правиль­ный путь). В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата.

Кроме еженедельного празднования пятницы мусульмане отмечают еще несколько праздников. 27-го числа месяца ра­мадана празднуется «Ночь предопределений».Именно в эту ночь было начато ниспослание Корана Мухаммеду. Все му­сульмане проводят ее, бодрствуя и, как правило, в мечети. Счи­тается, что в эту ночь происходят чудеса. По окончании постного месяца празднуется ураза-байрам- радостный праз­дник «разговения», длящийся 3-4 дня и сопровождающий­ся раздачей милостыни и походами на могилы предков [24, С. 167].

Через 70 дней после окончания поста отмечается самый главный праздник - курбан-байрам- праздник жертвоп­риношения животных в память о том, как Ибрахим (Авраам) собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (Исаака). В этот день в семье совершается большая трапеза, люди ходят в гости друг к другу.

Празднуется день рождения Мухаммеда, день его путеше­ствия в Иерусалим. Этот город считается мусульманами мес­том вознесения пророка на небо. У различных направлений в исламе есть свои праздники и памятные даты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вероучение му­сульман имеет много общего с христианством, но в то же время огромное количество принципиальных различий. Исследователи мировых религий объясняют это явление едиными, хотя и очень далекими, корнями двух мировых религий. Некоторые хрис­тианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособ­ленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противополож­но: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам». Спор о преимуществах той или иной религии, об их основных положениях, законах и порядке отправления религиозных обрядов не смолкает и в наше время, принимая все более острые формы.

2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты.

Ислам подразделяется на несколько направлений, ведущими из которых являются шиизм и суннизм, имеющий наибольшее число приверженцев в мусульманском мире. Их появление связано прежде всего с политическими мотива­ми и борьбой за власть в мусульманской общине, которая сопровожда­лась бурной богословской полемикой.

Халифа Усмана, при котором в основном сложился Коран, ожидала весьма символическая смерть. Уже при его жизни среди последователей Мухаммеда начались раздоры. Многие считали, что Усман чрезмерно покровительствует близким родственникам и отступил от идеалов аскетического (воздержанного и строгого) ислама. Те, кто был недоволен правлением этого халифа, составили против него заговор. Группу заговорщиков возгла­вил египетский наместник, а поддерживала ее любимая жена пророка — Айша. Сначала делегация египтян, прибыв в Медину, строго потребовала от Усмана прекратить обогащение его родни. Усман согласился, но отпра­вил в Египет тайное письмо, призывающее казнить всех посланцев, когда они вернутся домой. Египтяне перехватили письмо и возмущенные ворва­лись в дом халифа. Усман вышел к мятежникам, держа в руках Коран, но был на месте разрублен на куски. Кровь халифа пролилась на священную книгу. Теперь этот экземпляр Корана свято сохраняется как ценнейшая реликвия мусульман в Самарканде (правда, говорят, есть еще книги Ко­рана со следами крови, хранящиеся в других городах)[15, С. 258].

После убийства Усмана началась острая борьба за власть в халифате. Победил в этой борьбе очередной зять Мухаммеда-Али (и одновременно его двоюродный брат). Началась длительная и кровопролитная гражданская война, расколов­шая единое религиозное течение ислама на два лагеря. Среди противников Али были так называемые Омейяды (родствен­ники халифа Усмана), в их лагере находилась и любимая жена Мухаммеда - Айша. В 661 г. Али был убит фанатиком за то, что пытался примириться с Омейядами [6, С. 185].

Однажды Али, которому, очевидно, надоела бессмысленная война, проявил чрезмерную уступчивость и сговорчивость, упустив из-за этого очередную крупную победу. Желая отомстить, один мусульманин из груп­пы непримиримых фанатиков смертельно ранил Али, когда тот выходил из мечети. Умерший в тяжелых муках халиф стал считаться трагической фигурой в исламе. И сторонники, и противники той группировки, в ко­торую входил Али, одинаково рисуют его непонятым, но правдивым, набожным и благородным человеком. Али-халиф признан святым всеми мусульманами, но пос­ле его смерти ислам раскололся на два направления: шиитов и сунни­тов [12, С. 101].

Одна из ветвей ислама - шииты(шиа с ар. приверженцы) признают законным только четвертого хали­фа - Али. Они являются сторонниками наследственной духов­ной власти потомков Али, которых называют имамами(букв. стоящий впереди, предводитель). Всего шииты признают 12 имамов после Али, причем 12-й - тайный, скрытый (по тра­диции, он таинственно исчез, но явится перед Страшным су­дом). Сунну шииты признают не целиком, а выборочно.

Шииты по-особому понимают Коран. Название и содержание 16-й суры - «Пчелы», например, они трактуют как намек на тайное, скры­тое учение о божественной мудрости, которая разлита в мире, как нектар в цветах. Так же как пчелы собирают этот нектар, люди должны по кап­лям копить свое знание о Боге.

Али у шиитов почти равен по значению Мухаммеду. Их культ отличается от культа суннитов, большое значение при­дается рассказам о мучениках-святых. Авторитетные религи­озные деятели называются аятоллами (букв. знамение Ал­лаха). Шииты отмечают собственные памятные даты, в том числе траурный праздник Шахсей-Вахсей [17, С. 164].

Один из очень почитаемых святых у шиитов - третий имам, сын Али по имени Хусейн. В память о его трагической гибели и отмечается этот день. Люди искренне плачут у себя в домах, на улицах и площадях. В городах вывешиваются траурные флаги и транспаранты. Центром праздника становится процессия, участники которой в чувствах бьют себя в грудь кулаками и камнями, а иногда наносят себе кровавые раны. Сцена смерти Хусейна и эпизоды из его жизни подробно разыгрываются в осо­бом представлении. Участники траурных церемоний постоянно повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (Царь Хусейн, увы, Хусейн!). По­этому этот праздник и называют Шахсей-Вахсей.

Для шиита не считается грехом в случае необходи­мости прикинуться суннитом.

С VII по XX в. среди шиитов выделилось множество направ­лений и сект, поэтому шиитское течение иногда (и очень ус­ловно) сопоставляют с протестантизмом в христианстве.

Уже в VIII в. сформировались два направления - умеренные и радикальные шииты, которые с течением времени существенно модифицировались. Изначально шиизм не представлял собой новую систему религиозного характера и только с течением времени приобрел догматическое оформ­ление.

Политическое течение в лице шпат Али(партия Али) зародилось в период правления третьего «праведного халифа» Османа. Побудитель­ным мотивом ее возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском руководстве общиной: был выдвинут аргумент в пользу Али как претендента на верховную власть - его родство с основателем ис­лама (он был двоюродным братом пророка Мухаммеда и женат на его дочери Фатиме). Подчеркивались также выдающиеся личные качества Али. Шиитская традиция рисует его истинным героем легенды, идеаль­ным рыцарем ислама: набожным, чуждым честолюбия и стяжательства, храбрым воином, искренним и щепетильным в моральных вопросах. После трагической гибели Али в 661 г. сторонники алидского движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве.