Содержание
Введение....................................................................................................... 2
1. Христианство в России............................................................................ 4
2. Религия и общество............................................................................... 12
Заключение................................................................................................ 21
Список литературы................................................................................... 24
Религия – это явление присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара.
Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, исторически сложившееся с учетом обычаев, обрядов, философских осмыслений, учений, научных толков.
Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было бы религии. Религия в разное время занимала то или иное место в социальной и культурной жизни общества. В разные исторические времена глава государства по-разному относилась к религии, в одно время заручались ее поддержкой, в другое стремились отделить государственный аппараты власти от влияния религиозных структур, отказывались от нее, пытаясь заменить идеологией, но никогда не игнорировали. Ведь религия обладает главным оружием, которого может не быть у государства – верой. Эта вера не только в Бога той религии, которую проповедует тот или иной народ, но и вера в то, что все в жизни устроено по заповедям, в то, что в трудное время с верой можно справиться с бедой и горем, а в хорошее верить, что все происходящее – это награда за праведную жизнь.
Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», один из важнейших компонентов его мировоззрения.
История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философии и искусства. Она является общей для людей во все времена их существования, составляя духовное начало в человеке в противоположность животному.
Религия характеризуется признанием Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремлением согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.
Актуальность темя на сегодняшний день достаточно велика – сегодня наблюдается спад религиозной активности населения.
Целью данной работы является рассмотрение становления религии в России, ее исторический путь, осмысление роли религии и ее взаимодействия с основным законом Российской Федерации.
Со школьной программы мы помним, что переход от язычества к Христианству на Руси при князе Владимире носил достаточно острый характер. Язычная Русь, почитавшая многие века свой пантеон богов не могла в одночасье сменить одну веру на другую.
Язычество тогда прочно удерживало свои позиции. В Киеве свершались публичные языческие моления, сопровождаемые человеческими жертвоприношениями. Идолам в жертву по жребию приносили и христиан, живших в поднепровской столице. В этой обстановке поворот Владимира к христианству мог показаться неожиданным. Но обращение князя к новой вере было мотивированным.
Не являлся простой случайностью и выбор новой веры, павшей на христианство византийского толка. Для древнерусского общества с его доклассовой структурой большое значение имел определенный демократизм византийской церкви, известная терпимость ее служителей по отношению к язычеству. Важную роль сыграли тесные торговые и политические связи двух стран. Предпочтение, оказанное Владимиром христианству из Византии, зависело в немалой мере и от внешней обстановки на южных границах Руси. Во второй половине X века участились набеги печенегов на русские земли. Враги осаждали Киев, Белгород, жгли нивы, разоряли села. Тогда, по выражению летописца, была «рать велика бесперестани». В этих условиях дружеские и союзнические отношения Киева с Константинополем являлись весьма желательными для Руси. Приняв в соображение все эти обстоятельства, Владимир принял крещение от греков.[1]
В основном же, конечно, смена религии носила политические мотивы. Стоит отметить, что принятие христианства открыло для Руси новые политические, экономические и культурные возможности. На тот момент времени новая религия устанавливалась как основная и государственная. Потому как России нужны были новые пути развития и становления принципиально нового государства, новой власти, культуры и прочее.
Зачем же это было необходимо? Что есть религия для общества, принявшего форму государства. Большинство ученых, философов склоняются к мысли, что исторически религия возникла из попытки человека овладеть силами природы. Человек не мог объяснить структуру мира, не мог постигнуть сущности мироздания, поэтому объяснял это для себя существованием чего-то высшего, не предназначенного к постижению. На протяжении развития религии возникали нормы и каноны, свойственные той или иной религии. Религия заняла прочное место в воспитании с самого рождения человека, поэтому во многом определяла действия, поступки и социально – культурное направление развития общества.
Во всех формах религиозного сознания мы находим признание существования высшего начала и связи его с миром конечных вещей. «Этой связью объясняется и необходимость поклонения Богу, молитвы и жертвы, и то, что религия служит не только теоретической потребности ума, но также целям нравственности и эстетическому началу».[2] Таким образом, религия не обосновывается на деятельности какой-либо одной стороны человеческой души. В атмосфере религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями. Что касается проблемы гносеологического смысла религии, или проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или направления в науке. Известны три подхода к этой проблеме: сциентистски-позитивистское, историческое (эволюционное) и абсолютное. Первый подход толкует религию как низший вид знания и, по существу, сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение. Сторонники второго подхода усматривают в религии развивающуюся форму знания, сохраняющую всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого уровня знания. При этом религиозное знание уступает отвлеченному знанию в понятиях. И, наконец, третий подход рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как, по сути, так и по значимости для человека и общества.
Становление научной картины мироздания не противоречит религии и не ослабляет религиозного восприятия мира. Нельзя считать парадоксом факт, что те, кто внес в науку масштабный вклад (например, такие новаторы, как Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др.), относились терпимо к религии и размышляли о ней в положительных тонах.
Человеку не дано восприятие целостности мироздания. Целостность Вселенной, по словам И. Канта, трансцендентна, т.е. запредельна, «ибо в опыте и эмпирических науках мы не встречаем этой целостности и не можем спроецировать мироздание как целое, чтобы оно приоткрыло нам свои высшие духовно-разумные свойства.»[3]
Религия подразумевает, что Вера дается Богом человеку через воспитание в условиях религиозной семьи и обучение в школе, а также через опыт жизни и силу разума, постигающего Бога через проявление его творений и целесообразность самых замысловатых образований и процессов в мироздании.
Помимо этого, в мире есть области, где кончаются проблемы и начинаются тайны: это сфера трансцендентного. И мудрый человек может смириться с этим, а для смирения нужно мужество, выражающееся в готовности признать и принять, что далеко не все зависит от нас. Мы вынуждены смириться и принять конечность нашего земного бытия в мире, нашу доступность страданиям и пр.
В этом случае в философии возникает понятие бытия человека, экзистенции, появляется поиск смысла жизни, возникает понятие абсурда. Отсюда возникает основной вывод в религии с точки зрения философии и познания ее научно – вера сама по себе не является заслугой, а отсутствие веры или сомнение в ней сами по себе не являются виной: это дело совести каждого. Важнее всего в религиозной вере – это поведение. Именно оно определяет принадлежность человека к религии и ее восприятие сознанием.
Принятие христианства и Крещение Руси заняло длительное время. На Северо-востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление, что логично, потому что язычество было частью культуры славян, основой их быта и жизнедеятельности.
Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес – Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. Все это свидетельствует о том, что религия насаждалась сверху, властью и в короткое время, не имеющего адаптационного периода.
Тем не менее, сохранилась вера в низшие божества – леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это – лишь напоминание о том, что «русский народ крещен, но не просвещен», как говорили в народе.
Итак, если поставить вопрос, что в большей степени определяло мировоззрение древнерусского общества – язычество или христианство, то можно, не боясь преувеличений, сказать: язычество. Данный ответ обусловлен существованием на Руси XI XII столетий оязыченного христианства, то есть «двоеверия», с одной стороны, и чистого язычества – с другой. Наличие последнего объясняется тем, что население Древней Руси не было сплошь охвачено крещением и какая то часть его оставалась в язычестве, которое, впрочем, утратило свой прежний официальный характер, в результате чего массовые публичные моления верховным богам Роду, Перуну, Дажбогу, Велесу и прочим превратились в частные, ограниченные отдельным домом и семьей, свершаемые скрытно «под овином». Но тем не менее эти моления продолжались. И только позднее, на протяжении второй половины XIII, XIV и XV столетий, когда христианство окончательно утвердилось на Руси и все русские люди стали (во всяком случае, формально) христианами, язычество как самостоятельное вероисповедание отошло в прошлое. Сохранилось лишь являвшееся смесью христианства с язычеством «двоеверие», из которого впоследствии и выросло современное русское православие. Да и стоит ли убирать эти прочно вошедшие в культуру традиции, которые соблюдали наши предки издавна. Они не делают русского человека язычником, вместе с тем, помогая ему сохранить самобытность русского менталитета и культурную целостность. С другой стороны, принятие христианства открывало все новые возможности в общественной и политической жизни русского государства.