Смекни!
smekni.com

Язычество древних славян (стр. 4 из 7)

Род - главный бог восточных славян до утверждения верховенства Перуна, бога князей и дружинников, один из богов небесной сферы, творец всего сущего, который функционально, как создатель жизни, связан с водой земной и небесной , а также с небесным и подземным огнем. Возможно, что Род - это одно из нескольких имен бога-творца вселенной, у западных славян, например, он почитался под именем Святовит. Ситуация, когда одно божество обладает различными именами, довольно типична для различных мифологических систем. Имя выражает какую-либо функцию мифологического персонажа. Имя Род указывает на генетивную (родительную) функцию данного божества. Под этим именем верховное божество, бог-отец, было известно некоторой части славянских племен, остальные же почитали данного бога под другими именами.

Однако возможен и иной ход рассуждений. В большинстве документов Род постоянно упоминается вместе с рожаницами - женскими божествами плодородия, родительницами жизни. Культ рожаниц восходит к эпохе матриархата.

Во времена матриархата лидирующее место занимали женские божества плодородия или, как их называли славяне, рожаницы. При переходе к патриархату они уступили место мужским божествам плодородия, одним из которых был Род. Род - божество плодородия, родящей силы. Его основная функция - рождение новой жизни. Само его имя, входящее в группу однокоренных слов, таких как "род", "родня", "родичи", "народ", "родина", "родить", "природа" и "урожай", указывает на принадлежность Рода к кругу генетивных божеств. Одной из функций Рода, как генетивного божества, была функция мужского родительного начала в воспроизводстве родоплеменной общины. Поэтому можно говорить о Роде и как о совокупности мужских членов племени, и как о персонификации совокупности предков семьи, и даже как о божестве мужской судьбы.

Так же для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать Сыра Земля" - почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. И не случайно Мать Сыра Земля, наравне с Родом - олицетворением Вселенной, являлась объектом почитания и поклонения древних славян. Отсюда и поклоны до земли - люди кланялись Матушке-земле, отдавая тем самым дань её животворящим свойствам.

Ограничивать же сферу деятельности Рода только рамками племени будет тоже неверным. Этот бог - прародитель всего живого. Он вполне мог быть небесным божеством, оплодотворяющим землю, ведь в мифологических системах различных народов мужское начало связано с небом (отец-небо). Всё во Вселенной подчиняется законам Прави - Правлению Рода, Нави - Незыблемости Рода и Яви - Явлению Рода. Также, Правь - это Воля Рода, Навь - Дело Рода, Явь - Воплощение Рода на Этом Свете и продолжение Рода на Том Свете, при загробной жизни.

Как божество плодородия, Род был особенно почитаем нашими предками. То обстоятельство, что на определенном этапе культ Рода вытесняется культом Перуна, определяется изменением социальных отношений у восточных славян, а именно становлением государственности.

Очень важно отметить, что культ Рода не заместился культом какого-нибудь христианского святого, как в случае с Перуном (Илья) и некоторыми другими богами. В данном случае не произошло синкретизации языческих и христианских верований. Культ Рода и рожаниц остался чисто языческим и потому всячески преследуемым христианской церковью. Эта ситуация объясняется тем, что Род и рожаницы - божества размножения, плодовитости, они никак не соответствуют аскетичному духу христианства.

Было бы несправедливо обойти вниманием таинственных постоянных спутниц Рода - рожаниц. К сожалению, информация об этих персонажах настолько скудна и покрыта неопределённостью, что их описание можно представить лишь в качестве предположения. В большинстве своём исследователи сходятся на том, что рожаниц было двое, и являлись ими Лада - славянская богиня любви и красоты и её дочь Леля. Лада и Леля в славянской мифологии изначально выступали как богини плодородия, вегетативных сил, причем между ними существовала мифическая родственная связь. На более позднем этапе развития мифологических представлений наших предков, Лада и Леля, богини-покровительницы размножения, стали основными персонажами любовно-свадебных таинств и обрядов.

Несомненно, также достоин упоминания целый ряд древнерусских богов, не вошедших по ряду причин в княжеский пантеон Владимира. Одними из таковых являются Велес, Сварог и Ярило.

В летописях Велес характеризуется как "скотий бог", что дает возможность понять важнейшую сторону культа этого бога - покровителя скотоводства, плодовитости и богатства. Предположительно культ Велеса зародился тогда, когда праславяне научились приучать диких животных и когда главнейшим богатством племени был именно скот, т. е. в бронзовый век.

Вместе с тем функции Велеса, как скотьего бога, соответствует общеиндоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где один из богов пасет души мертвых. С этим связано ритуальное принесение в жертву скота, как при погребении, так и во время поминальных празднеств у славян.

Следует отметить, что в различных древнерусских письменных памятниках упоминаются два имени: Волос и Велес,- основываясь на лингвистическом анализе, а также на том, что в текстах встречается постоянно объединение Велеса и Перуна, Волоса и Перуна, исследователи и учёные приходят к выводу о тождестве Велеса-Волоса.

Со временем бог скота, богатства, плодородия, возможно, приобретал земледельческие функции. Этнографические исследования показывают, что крестьяне-земледельцы в XIX веке жертвовали Велесу последние колосья, оставшиеся на сжатой ниве. Однако дополнительные земледельческие функции не заслонили его основной сущности: вплоть до христианизации Руси Волос-Велес сохранил свое значение "скотьего бога" в прямом смысле этого слова. Лишь только в силу этого и могло произойти замещение Велеса, по созвучию имен, святым Власием Севастийским, который на русской почве стал покровителем скота вплоть до XIX в.

Обряды во Власьев день (11 февраля ст. ст.) включали кормление скота хлебом и поение его крещенской водой. В Новгороде, Киеве, Ярославле уже в XI веке на местах поклонения Велесу были поставлены церкви святого Власия.

Имеющиеся данные позволяют предполагать наличие божества Велес у всех славян. Подтверждением существования в мифологии южных славян божества Велеса могут служить топонимы Велес в Македонии и Волос в Крайне. Следы почитания Велеса можно обнаружить и у западных славян, так, в чешском фольклоре известно демоническое существо Велес, сходное с северорусским бесом Ёлсом.

Итак, Велес-Волос имеет очень древнее происхождение, и его функции изменялись с течением времени.

Еще одним божеством небесного пантеона славян был Сварог. Функционально Сварог связан с огнем и небесной сферой, следовательно, с небесным огнем. В древности люди верили, что земной огонь порождается огнем небесным. И, действительно, в восточнославянской мифологии дух земного огня назван Сварожичем - сыном Сварога. Бог, или дух огня, который почитался у всех славян.

Сварог в славянской мифологии - бог небесного огня и одновременно податель культурных благ. Согласно верованиям славян, Сварог первый начал ковать железо и научил этому людей, сбросив им с неба клещи, установил законы моногамной семьи, сделал первый плуг и научил людей плужному земледелию.

Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим детям Дажьбогу и Сварожичу. В древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, названным в летописи сыном Сварога. Итак, одним из сыновей Сварога был Дажьбог - бог солнца. Славяне верили, что Дажьбог живет далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. В его колесницу впряжены белые огнедышащие кони. Появлению на небе Дажьбога предшествует появление его сестры - Утренней Зари, которая выводит на небосклон его белых коней; другая сестра - Вечерняя Заря, заводит коней на конюшню после того, как бог закончит свой объезд. У Дажьбога-солнца есть его прислужницы, разгоняющие тучи и с помощью дождей очищающие его лицо. Славяне полагали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря рождается новый, молодой.

Co временем происходит расширение значения имени Дажьбога - божества солнца, которое стало пониматься как имя бога - подателя всех благ. Среди идолов различных богов, поставленных Владимиром в Киеве, не было Сварога и Сварожича, но стоял идол Дажьбога. Это подтверждает высказанную ранее мысль, что культ Сварога позднее был вытеснен культом Дажьбога.

Второй сын Сварога – Сварожич - олицетворение огня. Сварожичем называли огонь, которому молились под овином и приносили жертвы. Дух овинного огня был очень почитаем крестьянами. Огонь в овине нужен для того, чтобы сушить снопы, духа огня нужно почитать и задабривать, чтобы он был милостив и сушил хлеб, а не сжег его вместе с овином, обрекая тем самым крестьянскую семью на голод.