Смекни!
smekni.com

Роль религии в истории человечества (стр. 5 из 9)

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Христос говорил простым людям: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет наш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего небесного» (от Матфея 5:3 – 16).

В Нагорной проповеди Иисус Христос произнёс замечательные слова, следовать которым люди должны и сейчас и впредь, пока на Земле существует человек: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» [4, c. 127].

На Первом Вселенском Соборе в 325 г. был принят первый вариант Символа веры, в котором в краткой форме были изложены основы христианского вероучения. В 381 г. на Втором Вселенском соборе в Константинополе Символ веры был окончательно утверждён. Он провозглашает основные догматы христианства:

1. Единобожие (монотеизм).

2. Признание Бога творцом мира.

3. Божественность Иисуса Христа, его единосущность (полное равенство) Богу-отцу и несотворённость (т.е. вечность).

4. Участие Бога-Сына в творении мира.

5. Вочеловечение Иисуса Христа и его рождение от Духа Святого и Девы Марии.

6. Спасительность миссии Христа, в частности спасительность его крестных мук и смерти.

7. Реальность страданий и смерти Христа.

8. Отнесение земной жизни Христа к конкретной исторической эпохе («...при Понтии Пилате»).

9. Воскресение Христа и его вознесение к Богу-отцу.

10.Второе пришествие Христа во славе, его суд над живыми и мертвыми и установление его царства, которому не будет «конца».

11.Божественность Духа Святого, его исхождение от Отца (у католиков – так же и от Сына).

12.Вдохновлённость библейских пророков Святым Духом.

13.Единство, святость, целостность и апостольское происхождение Церкви.

14.Необходимость крещения.

15.Воскрешение мёртвых и вечную жизнь.

К 1054 г. было официально провозглашено и в XIII в. закрепилось разделение Церквей на православную (с центром в Константинополе) и католическую (с центром в Риме). Разделение было вызвано конфликтом византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложнённое доктринальными и обрядовыми расхождениями. Попытки примирения (на Втором Лионском соборе 1274 г. и особенно на Флорентийском соборе 1439 г.) не имели долговременного успеха. Их результатом была парадигма так называемого «униатства», или «католицизма восточного обряда» (соединение православной обрядной и церковно-бытовой традиции с признанием вселенского примата Рима).

Католицизм. Для католицизма характерно наличие единого центра (Ватикана) и единого главы в лице Папы Римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле и непогрешимым в делах веры и нравственности. К основным источникам вероучения в католицизме относится не только Библия (преимущественно Евангелие), но также и обращения (энциклики) Папы Римского и постановления Вселенских соборов. В католицизме особенно распространён культ Богоматери (Мадонны), почитание апостолов Петра и Павла, в честь которых устраивают красочные шествия. Все католические священнослужители дают обет безбрачия (целибат).

К началу XVI в. внутри католической церкви возникли противоречия, вызванные идеями гуманизма, порожденными эпохой Возрождения, а также активизацией городской буржуазии, которая была недовольна жёсткостью религиозных догматов католической церкви, кричащей роскошью обрядов и другими особенностями отправления культа. Протест против католицизма выразился в Реформации (1517), которая привела к формированию большого числа направлений и сект, получивших название протестантизм.

Растерявшаяся под натиском новых идей и течений католическая церковь вскоре опомнилась и предприняла попытку восстановить былое могущество. Началась Контрреформация, которая нашла выражение в создании инквизиции и её разгуле в ряде стран, образовании ордена иезуитов (1540) и других чётко организованных, воинствующих религиозных орденов, введении жёсткой цензуры, а также в реорганизации самой церкви, повышении её гибкости, усилении борьбы с оппозиционными течениями. Все эти меры дали некоторые результаты, но успехи были временные, ибо резко изменились условия экономической, социально-политической и духовной жизни общества [4, c. 140–145].

Протестантизм объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Несовместимость гуманизма Возрождения и всевластия религиозных догматов проявилась в Реформации, начало которой положил доктор богословия Мартин Лютер, который в 1517 г. выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация, ставившая целью обновить на основе Евангелия жизнь каждого христианина, обращалась к широким массам. Главные результаты Реформации, которая в целом сыграла важную прогрессивную роль, выразились в том, что была сломлена духовная диктатура католической церкви. Экономическая основа её мощи была подорвана секуляризацией (обращение церковной собственности в собственность государства). Возникли новые христианские вероисповедания, религиозные общества и церкви, независимые от Рима, являвшиеся в ряде случаев национальными церквами. Создались условия, способствовавшие укреплению светской власти и развитию национальных государств. Реформация способствовала выработке новых подходов к проблемам политики и права, которые со временем стали школой буржуазно-демократических свобод. Церковь и религия были приспособлены к условиям складывавшегося буржуазного общества и оказали воздействие на его хозяйственную и трудовую этику.

Одним из главных догматических положений, отличающих протестантизм от католицизма (и от православия), является учение о непосредственной «связи» человека с Богом. «Божественная благодать» даруется человеку прямо Богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле Бога. Поэтому в протестантизме (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам, и каждый верующий имеет право по-своему толковать и излагать «слово Божие» (принцип «священства» всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церковной организации типа католической (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание Папы Римского как главы её), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию буржуазного индивидуализма, способствовало созданию национальных (независимых от космополитического папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в протестантизме существенно упрощён и удешевлён. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами. В протестантизме нет монашества, нет безбрачия духовенства. В своей реформе католицизма протестантизм апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения он считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление. Первоначальными, возникшими уже в XVI в., формами протестантизма были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, анабаптизм, меннонитство, к протестантам примыкали унитарии, чешские братья.

В период XVI – XVII вв. протестантизм, воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С XVII в. протестантизм стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства, существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте. Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В XVII в. сложились баптизм и квакерство.

Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой он распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит протестантизму в движении христианского социализма. Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в протестантизме с распространением со второй половины XIX в. так называемой либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток примирить религию с наукой, включить протестантизм в решение социальных проблем. В этом направлении (в наиболее крайних его проявлениях) выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину [6, c. 147–150].

Православие сложилось в Византии и отделилось в 1056 г. от ранее оформившегося католицизма. Для православия характерно подчинение верховной государственной власти, поэтому в ходе его распространения в соседних с Византией странах стали возникать самостоятельные (автокефальные) церкви со своими главами (патриархами): болгарская, грузинская (глава – «католикос»), сербская и др. Обет безбрачия в православии распространяется лишь на «чёрное духовенство» (монашество), обычным священнослужителям предписано вступать в брак. Православные церкви отличаются обилием икон, но отсутствием скульптур, обычная для католических костелов органная музыка заменена хоровым пением, вместо четырёхконечного креста используется шести или восьмиконечный крест и т.д. Распространение православия на Руси началось с 988 г., когда в Киеве его принял князь Владимир и его приближённые. Однако Русская православная церковь долгое время подчинялась Константинопольскому патриарху, ставившему во главе её своих митрополитов. Окончательно самостоятельной Русская православная церковь стала лишь в 1580 г., когда её глава получил статус «Патриарха Московского и всея Руси». В 1721 г. по указу Петра I руководство Русской православной церковью, не поддерживающей его реформы, перешло к синоду во главе с назначаемым царём «генерал-прокурором». После революции 1917 г. было восстановлено главенство патриарха, церковь была официально отделена от государства с сохранением контроля за её деятельностью. От русских православие распространилось среди многих народов, населяющих Россию (мордва, марийцы, удмурты, чуваши, часть татар, якуты и западных бурят). Формально его приняли и коренные народы Сибири, сохранив, однако, многие элементы шаманизма [7, c. 137–138].