В основном поиск праведности пошел двумя путями. С одной стороны, возникает движение фарисейства. Фарисеями (от евр. "перушим" - отделенный) становились евреи не из левитов, но, тем не менее, провозгласившие повседневную праведность целью своей жизни. Это было массовым движением духовного возрождения. Из Евангелий мы знаем, что Иисус нередко осуждал фарисеев за лицемерие, и у нас может возникнуть представление, что все фарисеи - лицемеры. На самом же деле их целью было достижение праведности, просто под праведностью они зачастую понимали лишь соблюдение внешней формы закона, Иисус же указывал на его сущность. Он говорил своим ученикам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (От Матфея 5:20). Если бы под фарисеями подразумевались негодяи и лицемеры, в чем была трудность превзойти их праведность? Нет, просто для фарисеев праведность становилась самоцелью; смыслом жизни, наша же праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев, быть не конечной целью, а проявлением движения к цели - ко Христу.
Вторым способом достижения праведности был уход из мира. Искатели праведности, желавшие укрыться от мирских искушений, стали уходить в пустынные места. Так возникло движение ессеев. Ессеи жили уединенными общинами, проводя время в молитве, пении гимнов, изучении и переписывании Священного Писания. Ритуальное очищение полным погружением в воду практиковалось ими как минимум раз в день. Те же из них, кто переписывал Писание, всякий раз, дойдя до упоминания в нем Бога, совершал обряд очищения и брал новое стило (палочку для письма), которое, закончив выводить три буквы Священного Имени, тут же ломал. Археологи нашли сохранившиеся баптистерии (бассейны для крещения) при раскопках поселений ессеев.
То ли под влиянием ессеев, то ли параллельно с ними, но крещение стало практиковаться и при Иерусалимском Храме - практически все паломники должны были пройти этот обряд прежде, чем войти в храмовые дворы. Для этой цели большие баптистерии были оборудованы перед воротами храма. Скорее всего, именно в них крестились три тысячи, принявшие Благую Весть в день Пятидесятницы.
Таким образом, участникам новозаветных событий понятие крещения было ясно и знакомо. И тут появляется Иоанн и выдвигает совершенно революционную идею (потому-то он и получил прозвище Креститель). Он учит, что внешнее омовение не очищает нас от духовной скверны, если не включает очищения внутреннего - покаяния и оставления грехов. С этого момента крещение уже не просто омытие, но обещание Богу доброй совести, отказ от своих грехов и просьба об их прощении. Но, сколь радикальной бы ни казалась эта идея, Иоанн провозглашал, что преподаваемое им крещение - лишь подготовка. Истинное крещение будет преподано Христом: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (От Луки 3:16-17).
В наши дни можно услышать такое толкование этих слов: необходимо, мол, креститься сначала водою, потом Духом Святым, потом - еще и огнем. Но обратите внимание на слова Иоанна: огнем будут сожжены те, кто не стал Божьим урожаем. Последовавших за Христом Он Сам крестит (омывает) Духом Святым, а отвергающих Его повергает в неугасимый огонь. Кто не будет крещен Духом Святым, тот будет крещен огнем, то есть пойдет в погибель вечную. Упаси нас от этого Господь!
Так что же нам делать? Мы возвращаемся к старому вопросу. И другого ответа в Библии нет: покайтесь, и да крестится каждый из вас. Нам заповедано покаяние и крещение во имя Иисуса Христа. В Писании встречается и другая формулировка для водного крещения - во имя Отца, Сына и Святого Духа. Но это - то же самое крещение: если мы признаем Иисуса Христом (т.е. Помазанником), то, соответственно, мы признаем и помазавшего (Отца), и помазание (Дух Святой).
Священное Писание заявляет: существует Один Господь, одна вера, одно крещение (К Ефесянам 4:5). Но как же так - говорится и о крещении водой, и о крещении Духом Святым, а крещение только одно? Здесь либеральные богословы, отвергающие все чудесное в Писании, сталкиваются с неразрешимой проблемой. Дело в том, что Библия разделяет все сущее на миры видимый и невидимый - мир физический и мир духовный. Мир духовный - то, что нам не видимо, нашему человеческому восприятию не подвластно, и либералы отвергают его существование. Крещение же затрагивает обе стороны, потому-то мы называем его таинством. Таинство, это когда через наши видимые физические действия Бог производит невидимые духовные действия. Это - синергия: совместное действие человека и Бога в одном акте. Крещение - таинство, и мы, совершая видимое человеческое действие (погружение в воду), подвергаемся невидимому духовному воздействию Бога, погружающего нас в действие Святого Духа.
В этом таинстве присутствуют пять важных элементов, в которых человек и Бог действуют совместно. Они-то и отличают крещение от простого окунания.
1. В крещении мы отождествляем себя с жертвою Христа, Его смертью и воскресением. Соответственно мы получаем от Бога обновленную жизнь. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (К Римлянам 6:3-5).
Интересно заметить, что в этом одновременном действии Бога и человека человек как бы тоже становится трансцендентным - выходит за пределы времени, проникает в вечность. В этом действии одновременно присутствует и настоящее, и прошлое, и будущее. Мы отождествляемся с предвечным Сыном Божьим Христом в прошлом, где Он - Агнец Божий; мы отождествляемся с Ним в нашей обновленной жизни сейчас, где Он - Спаситель Мира; мы отождествляемся с Ним подобием воскресения в будущем, где Он - Царь царствующих и Господь господствующих.
Либералы видят в крещении не более, чем символику: мы входим в воду - это символ погребения с Иисусом, мы вышли из воды - это символ воскресения. На этом символика обычно заканчивается. Правда, я слыхал и продолжение этой аналогии: после крещения мы надеваем сухую одежду - это символ того, что мы облекаемся во Христа. Но ограничивается ли символикой значение крещения? Если бы так, мы могли бы поставить посреди церкви пустой гроб. Человек, скажем, приходит в церковь, ложится в гроб, его заколачивают - он отождествляется со смертью. После этого гроб открывают, он встает - отождествляется с воскресением. Смею уверить вас - человек испытал бы при этом незабываемые переживания. И символика - самая подходящая. Но это был бы нами самими придуманный обряд. Следуем ли мы за Христом, когда ходим собственными путями? Нет! Господь указал нам путь обновления жизни, и кто мы, чтобы "улучшать" пути Божьи?
2. Священное Писание также учит, что крещением мы отождествляем себя с жизнью Христа и через это получаем от Бога усыновление. Мы отождествляем себя с Сыном Божьим, и Бог признает это отождествление! Мы становимся братьями Христу! В это трудно поверить, но именно так говорит Слово Божье: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (К Римлянам 8:29). И, став братьями Сыну, мы становимся детьми Отцу - детьми Божьими. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (К Галатам 3:26-27). Мы облеклись во Христа, и уже в этой жизни мы отождествляем свою жизнь с его жизнью.
3. В крещении мы отождествляем себя с Телом Христовым - с Церковью, и Бог наполняет нас Духом Святым. Дух Святой излился на Церковь в день Пятидесятницы, и, становясь в крещении частью Церкви, мы также вступаем во владение этим даром. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1-е Коринфянам 12:13).
4. Через наше видимое крещение Бог невидимо дает нам прощение грехов:…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деяния 2:38). В этой связи интересно обратить внимание на историю обращения Савла (будущего апостола Павла). Еще на дороге в Дамаск он исповедал Иисуса Господом, и три дня после этого постился и возносил покаянные молитвы, но только в день крещения его грехи были омыты (Деяния 22:16) и он исполнился Святого Духа (Деяния 9:17-18).
5. Крещение по вере является залогом нашего спасения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (От Марка 16:16). Неверие - путь к осуждению. Всякий, кто не верует, уже осужден; но если мы хотим быть уверенными в своем спасении, мы должны и веровать, и креститься. Потому что речь здесь идет не о суеверной осведомленности (вере-слушании), и даже не о твердой убежденности (вере-слышании), но о вере-послушании. Крещение - самое первое, и простейшее, чего от нас ожидает Бог. И если мы даже этого элементарного не исполняем, о каком послушании идет речь? Потому-то в крещении мы получаем залог нашего спасения: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2-е Коринфянам 1:21-22).