Это - пять важных характеристик крещения, о которых говорит Писание. А теперь давайте рассмотрим довольно типичную ситуацию. Человек приходит к гадалке (знахарю, экстрасенсу, и т.п.), а та его и спрашивает: а крещен ли ты? Нет? Пойди, покрестись, тогда приходи. Человек бежит в церковь, над нам там совершают обряд крещения, он прибегает обратно. Скажите, пожалуйста: какие из этих пяти признаков, отличающих крещение от бессмысленного обряда, имели место? Ни единого! Человек этот полагается на Иисуса или на гадалку? Он полагается на гадалку. Слушается ли он Бога, категорически осуждающего всякую оккультную практику (Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это - Второзаконие 18:10-12; Ворожеи не оставляй в живых - Исход 22:18). Нет, он слушается гадалку. Он лишь осведомлен о существовании крещения, движим суеверием. Когда же человек принимает крещение из суеверия, происходят поразительные вещи.
Во-первых, гадалка зарабатывает себе духовный авторитет. Авторитетность Священного Писания общеизвестна, и, якобы, ссылаясь в своей практике на него, ворожея крадет, присваивает себе часть этого авторитета. Человек потом расскажет своим друзьям какую "принципиальность" проявила гадалка, отказавшись обслужить некрещеного, и если кто-то из них интересуется духовными вопросами, он уже пойдет не в церковь ("там одни лицемеры"), а к ней.
Второе. Гадалка замораживает в этом человеке веру в Бога на уровне суеверия. Обряд он уже совершил - чего еще надо?
Третье. Человек этот получил прививку, выработал устойчивый иммунитет против Слова Божьего. Попробуйте теперь поделиться с ним Благой Вестью. Он скажет: "Ребята, вы что пристали ко мне? Я уже крещен!"
Именно так сатана действует в жизни человека, заставляя его совершить некий обряд, называемый крещением, и при этом полностью защитить его от Благодати Божьей, чтобы он уже никогда ее не познал, подменив веру суеверием. Спасительным же является не сам обряд крещения, или магические свойства воды, а благодать Божья. Она дается на основании завета, который человек по собственной воле заключает с Богом. Он принимает условия завета, выдвигаемые Богом, и Бог изливает благословения, уготовленные каждому вступающему в этот завет через жертву Христову. Потому-то крещение (не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести) спасает воскресением Иисуса Христа (1-е Петра 3:21). Не вода или обряд спасают нас, а воскресение Иисуса Христа, к которому мы причащаемся в этом таинстве.
Если же мы говорим: "Мы верим в Бога, но зачем совершать этот устаревший обряд и принародно окунаться в воду?", мы впадаем в духовный блуд. Мы хотим получать благословения от завета с Богом, но при этом не брать на себя никакой ответственности. Крещение - это шаг веры, шаг послушания.
Лишь теперь, обсудив сущность крещения, есть смысл рассуждать на практические темы. Споры, как правило, начинаются не с вопроса о значении крещения, а о том, какая практика правильна, какая нет. Но как можно отличать правильное от неправильного, пока непонятно - о чем идет речь? Итак:
1. Крещение - проявление личного исповедания. Этим актом мы исповедуем, что Иисус - наш Господь, и мы следуем Его воле. Может, нам не хочется лезть в воду: она такая мокрая и холодная, да и люди смотрят… Но я знаю: Слово Божье говорит, что мне надлежит это сделать, и я совершаю этот шаг веры, шаг послушания, шаг исповедания.
Священное Писание никогда не говорит о покаянии, как таковом, об исповедании как таковом, о крещении как таковом - оно не разделяет этих понятий и говорит о них как о едином комплексе завета между Богом и человеком в вере/покаянии/крещении/исповедании. Более того, в Писании эти слова используются взаимозаменяемо. Если говорится, что некто уверовал, это подразумевает, что он крестился и, наоборот, если крестился, значит, уверовал (ср. Деяния 2:38; 3:19; 16:15, 33, 34; 18:8). Все это означает, что человек обратился, уверовал, принял крещение. Это - единый комплекс изменения жизни человека.
Встает вопрос: а если человек не обратился, может ли он принять крещение? Будет ли это крещением? В частности - является ли крещением крещение новорожденных младенцев или маленьких детей, которые не в состоянии ни покаяться, ни обратиться от греха, ни сформулировать своих убеждений? Нет, просто мы окунули их в воду на радость окружающим. Конечно, такое действие тоже может нести духовный смысл, когда родители берут на себя ответственность воспитывать этого ребенка в христианском духе, но зачастую и этого нет. Это просто обряд, народная традиция, подвергавшаяся сомнению практически всеми ранними отцами Церкви.
Практика крещения младенцев основана на двух суевериях, не имеющих ничего общего с Библией.
Первое суеверие утверждает, что новорожденный младенец безгрешен. Но Священное Писание гласит: я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Псалтирь 50:7). Греховная природа унаследована нами и проявляет себя даже в младенчестве.
Второе небиблейское основание крещения младенцев - суеверное представление, что сам обряд крещения имеет некую магическую силу. Мол, чтобы ребенок не болел, пойди покрести его.
Как и в случае любой небиблейской практики, эти суеверия пытаются обосновать либо традицией, либо здравым смыслом. Мол, надо же что-то сделать, чтобы младенец, если умрет, попал на небеса! Но это - не наше дело решать, кто и как должен туда попасть. Когда человек юридически невменяем, т.е. не способен на нравственное различение, он не осознает, что такое грех, и преступления ему не вменяются. Почему мы ребенка, взявшего с прилавка понравившееся ему яблоко, не ведем тут же в милицию и не сажаем в тюрьму? Потому что он еще не способен постигнуть закон и не осознает, что такое преступление. Писание говорит: нет закона - нет и греха. Преступление не вменяется ребенку даже законом человеческим. Ребенок не безгрешен, но блажен: блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства (Псалтирь 31:2).
Есть и люди, достигшие возраста юридической ответственности, но в силу психических или физических недугов остаются невменяемыми - закон не вменяет их неправильные поступки и им. Когда же ребенок вырастает и начинает осознавать свою ответственность, наша задача помочь ему осознать свою греховность и вверить свою жизнь Тому, Кто избавляет от рабства греха, Кто может дать ему очищение от этой греховности, дать ему жизнь вечную.
Можно по разному относиться к существующей в Православной Церкви традиции крещения младенцев, которые сами, лично не могли исповедовать веру во Христа как Спасителя. Тем не менее, мы должны постоянно изучать Слово Божье, и перед каждым, кто крещен в детстве, рано или поздно встает вопрос: а было ли это моим крещением, моим личнымрешением, заключением моего собственного завета с Господом?
Каждому надлежит принять собственное решение вступить в завет с Богом. Родитель не может принять такое решение за своего ребенка. Мы не можем принимать решение за своих детей, делая их внуками Господу. У Бога нет внуков, у Бога есть только дети. А стать дитем Божьим можно, лишь сознательно сделав такой выбор.
2. Вера и исповедание Христа Господом - единственное условие для крещения. Никаких курсов катехизации, никаких испытательных сроков, никаких финансовых взносов не предшествует крещению в Библии.
Если я собираюсь переплыть океан на яхте, я должен освоить навигацию, разбираться в такелаже, знать ходовую часть и требования техники безопасности, уметь готовить еду, и т.п. Но если я тону, а ко мне подплывает яхта, и вместо того, чтобы вытащить меня из воды, мне начинают читать лекцию - поможет ли мне это? Мне в первую очередь необходимо спасение, а потом, когда я уже буду на яхте, я смогу изучать основы навигации, чтобы не сбиться с курса.
Вести догматические беседы с человеком погибающим, не имеющим спасения, бесполезно, ибо, как говорит Священное Писание, о сем надо судить духовно. Он же еще духовно не возрожден, а мы удерживаем его от заключения завета и получения Святого Духа.
Во всех случаях, о которых мы читаем в Библии, крещение происходит прямо там же и тогда же, где и когда происходит обращение:
Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч (Деяния 2:41). Никто не стал проводить с ними недельный курс лекций о важности принятия решения - все произошло в тот же день.
Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины (Деяния 8:12). Когда поверили - тогда и крестились.
Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его (Деяния 8:36-38). Единственное условие здесь - исповедание веры.
И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деяния 9:18). Не стал ждать воскресного дня, купального сезона, одобрения родственников - тотчас крестился.
И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его (Деяния 16:33). Это - единственный случай в Писании, когда крещение не последовало тут же за покаянием. Истекающим кровью узникам нужна была медицинская помощь, когда же она была оказана, обращенный немедленно крестился, не дожидаясь утра.
Все, что необходимо для крещения в соответствии со Священным Писанием - покаяться и призвать имя Господа Иисуса.
3. Древняя церковная практика - крещение погружением. Библейский текст не подразумевает ни поливания воды на голову, ни кропления - только погружение. В Библии не дается об этом явных указаний, но те, кто слышал апостольскую проповедь, понимали, о чем идет речь. Все были знакомы с традиционной древнееврейской практикой очистительного погружения, об этом же говорила этимология и семантика самого слова баптизо - окунать.