Смекни!
smekni.com

Что такое крещение (стр. 1 из 4)

ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ

Итак, христианство - это следование за Христом, личные отношения между Ним и мной. И христианином является не тот, кто делает что-то внешне заметное, а тот, кто имеет с Ним эти взаимоотношения.

Поскольку понятие «Священное Предание» не имеет четко очерченных границ, мы убедились, что единственный надежный источник, из которого мы можем достоверно знать о Христе это Священное Писание. По нему мы можем поверять другие знания, получаемые нами через предания Церкви, здравый смысл, непосредственный духовный опыт, или каким-либо путем. Христос, воплощенное Слово Божье, отображен в записанном Слове Божьем - Священном Писании. Христиане стремятся искать истину не в каких-либо традициях или следовать человеческим мнениям, потому, что человеческое знание ограничено, и человек может заблуждаться. Они следуют Слову Божьему.

Мы также говорили, что человеку, узнавшему о возможности спасения во Христе, необходимо отказаться от своей прежней жизни - жизни без Бога. Ему надлежит признать, что его пораженная воля побуждает его действовать по собственному желанию и мешает ему быть с Богом. Библия называет это грехом и повелевает покаяться, то есть принять твердое решение вручить свою волю в Божье попечение на основании жертвы Христа. Принятие такого решения Библия называет обращением - коренным разворотом мировоззрения.

Теперь у нас есть отправные пункты, необходимые, чтобы задать принципиальный вопрос: что нам делать?

Священное Писание говорит: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (К Римлянам 10:17). Мы понимаем, что Библия - наш путеводитель следования за Христом. Мы знаем, что главная тема, идущая красной нитью через все Писание - грешное человечество получило спасение по благодати Божьей через веру в Иисуса Христа. Но трудность в том, что в наши дни вера - понятие растяжимое, и чем дальше, тем больше и больше его растягивают, и зачастую уже не понятно, о чем идет речь. Поэтому необходимо различать ту веру, о которой говорит Священное Писание и обыденное понимание этого слова.

Со многим в этой жизни мы знакомы понаслышке. Мы можем почитать Библию или о Библии, услышать пару проповедей, и, приняв все это к сведению, считать себя верующим человеком. Но если на этом наше познание воли Божьей остановилось, если в Его слове мы не услышали Божьего зова к себе лично, это не та вера, о которой говорит Священное Писание, а так - осведомленность или, хуже того, суеверие. Слушать недостаточно - необходимо слышать.

Когда я начинаю прислушиваться к авторитету Божьего слова, начинаю признавать истинность услышанного, у меня появляется вера на уровне убежденности. Убеждения - уже не просто осведомленность, а твердая уверенность в чем-то, и большинство из нас, как правило, понимает под спасительной верой именно это. Но вот что говорит о такой вере Библия: "ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иакова 2:19). Бесы знают, что Бог есть, наверняка. Они абсолютно убеждены в этом и до сих пор содрогаются, вспоминая, как, подобно молнии, были скинуты вместе с сатаной с неба на землю. Они знают силу и славу Божью и трепещут перед ней. Но меняет ли это их жизнь? Никоим образом!

Настоящая вера начинается тогда, когда мы не просто слушаем и слышим, но и слушаемся. Мы понимаем, что нам необходимо изменить свою жизнь, и перед нами встает этот самый вопрос: что нам делать? Ведь слушаться - значит следовать воле Того, Кто дает нам истину. Не даром именно этот вопрос возник у тех, кто впервые услышал апостольскую проповедь: "Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деяния 2:37, 38).

Услышав проповедь Петра, они убедились, что он прав, и "умилились сердцем" (правильнее было бы перевести: содрогнулось их сердце). И совершенно естественным образом встает вопрос: что нам делать? Как же нам теперь жить? Как нам восстановить отношения с Богом, как следовать Его воле? Ответ Петра содержит два повеления: первое - покайтесь; и второе - да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа.

В своем ответе Петр следует заповеди, оставленной Господом в Его последней беседе с учениками: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (От Матфея 28:19). Иисус повелел не "расскажите об этом всем народам", а "научите", сделайте все народы Моими учениками". Они должны не просто быть наслышаны - с этим у нас в народе все в порядке, и давно уже создан некий около-христианский фон, в который под Рождество включаются елка, Дед Мороз и подарки; а под Пасху - куличи и крашенные яйца, хотя ничего общего со Словом Божиим это не имеет, и осведомленность практически повсеместно переросла в суеверие. Иисус говорит: "научите", то есть убедите их в истинности и важности Благой Вести. И вытекающее из этого повеление - "крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа".

Священное Писание говорит, что крещение - это самые начатки, азбука учения Христова, то, без чего вы не сможете читать Его учебник. Научившись же читать нет нужды снова возвращаться к азам: "Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном" (К Евреям 6:1,2). Но, как это ни печально, этот азбучный вопрос - причина постоянных споров: что значит креститься? как креститься? где креститься? Что для этого нужно? Мы претыкаемся, еще не ступив на этот путь. И сатана использует это, чтобы Тело Христово не росло и развивалось, а дробилось и разделялось. Давайте же попробуем разобраться, что говорит о крещении Священное Писание.

Однако всякого, желающего узнать что-либо конкретное о технической стороне крещения непосредственно из Священного Писания, постигнет разочарование. Библия об этом практически ничего не говорит. Важность значения этого акта подчеркивается постоянно, но никаких объяснений о том, как совершать его не дается. Почему?

Представьте такую ситуацию: мать написала в письме сыну-миссионеру в Африку - не забывай хорошо завязывать шнурки ботинок, это крайне важно, чтобы не упасть. Самолет с почтой терпит аварию, и письмо попадает бушменам, никогда в жизни не видевшим обуви. Прочитав письмо и проникшись важностью вопроса, они справедливо возмутятся: почему здесь не разъясняется что такое шнурки и что такое ботинки; что такое завязывать, и как это - завязывать хорошо? Но никаких прямых разъяснений в тексте письма не дается, потому что значения употребляемых слов были прекрасно знакомы как писавшему, так и адресату. Так же обстоит дело и с крещением: на заре христианства значение этого понятия было абсолютно ясно людям того времени, и объяснений не требовалось. Нам же, чтобы определить его значение, приходится рассматривать этимологию (происхождение) и семантику (значение) употребляемых в Писании слов; изучать культурный фон; рассматривать косвенные сведения о крещении в Библии.

Что касается лингвистического анализа, нам зачастую мешает уловить изначальное значение этого понятия само русское слово "крещение", скорее являющееся его интерпретацией или применением, чем непосредственным эквивалентом. Мы относимся к народу, получившему Благую Весть почти 1000 лет спустя после начала ее распространения. Мы получили ее на языке, специально созданном иностранными миссионерами для этой цели. И там, где в протославянском языке не находилось соответствующего понятия, они либо использовали соответствующее иностранное слово (ангел, Христос, евхаристия, апостол, пресвитер и проч.), либо создавались ранее не существовавшие слова, одним из которых и является "крещение". Оно этимологически связано со Христом и с Крестом, и мы уже не видим в нем другого смысла, кроме как посвящение себя Христу или, как минимум, приобщение к группе людей, называемых христианами. Отрыв от изначального смыслового значения зачастую превращает крещение в некий обряд инициации. Но ничего подобного не вкладывалось в это слово изначально. Его смысл нигде не разъясняется - первые слушатели прекрасно понимали, о чем идет речь. Что же это слово значило для них?

В оригинальных текстах Священного Писания крещение обозначается греческим словом баптизо: окунать обмакивать, погружать. Но тут же стоит оговориться, что в греческом языке есть и другое слово, однокоренное с ним и имеющее такое же значение - бапто. Оно тоже встречается в Библии, например, когда Иисус на вечере с учениками обмакнул (бапто) хлеб в соус. В чем же разница между этими двумя словами? Разница столь же велика, как, скажем, между теми же русскими словами слушать и слушаться. Вроде бы, слова похожи и значения их похожи, но смысл совершенно другой. Чтобы яснее понять разницу, можно обратиться к другим литературным источникам того же периода времени.

Так, в трудах греческого поэта и врачевателя II в. до Р.Х. Никандера, мы находим рецепт изготовления маринованных огурцов, в котором используются оба глагола: сначала вы бапто огурец в кипяток, а затем баптизо его в раствор уксуса. Вроде бы, и то, и другое означает окунуть, но второе действие, в отличие от первого, подразумевает качественное изменение: огурец не просто погрузился в жидкость, но в результате этого произошло изменение его свойств. В античной литературе можно также найти описание технологии крашения тканей. Когда мы окунаем ткань в воду, применяется глагол бапто, когда же в краситель - баптизо, потому что происходит изменение ее свойств.

Значит, при крещении речь идет не просто об омовении, о делании человека чистым или просто мокрым, но об изменении качественных свойств. Именно об этом говорит и Библия: крещение - не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (1-е Петра 3:21).

Итак, уже из самого слова баптизо люди понимали, о чем идет речь. Кроме того, они были знакомы с нормальной для своего времени практикой крещения. Крещение не было изобретено с приходом Иоанна Крестителя - задолго до этого оно уже существовало, как обряд ритуального омовения. И особое значение этот обряд начинает принимать в последние столетие перед Рождеством Христовым, когда начинают последовательно исполняться пророчества о близком пришествии Мессии, и в Израиле возрождается стремление к праведности: израильтяне хотели быть готовыми к приходу Христа.