Наряду с должностными лицами, исполнявшими решения королевских (государственных) судов, имелись и судебные исполнители светских и церковных феодальных судов. Анализ статей Законов сербских государей свидетельствует, что королевские чиновники не могли выполнять свои функции в отношении церковных людей, живших на землях, переданных в собственность монастырей. Так, статья 35 "О суде церковных людей" Бистричского списка рукописи (статья 31 Призренского списка) "Законник Стефана Душана" гласит: "Церковные люди во всякой тяжбе да судятся перед своими митрополитами и перед епископами, и игуменами; если будут оба человека одной церкви, да судятся перед своей церковью" [8, 133]. Следовательно, судопроизводство в средневековой Сербии осуществлялось как органами светского, так и органами церковного феодального суда.
Несмотря на тот факт, что судоустройство и судопроизводство в средневековой Сербии осуществляло сословный принцип отправления правосудия, в сербском процессуальном праве все же начался процесс постепенного становления демократических начал и традиций.
Наблюдается тенденция обязательного правоприменения государственных законов в отношениях всех категорий населения страны как господствующих, так и зависимых.
Широкие слои населения Сербского государства, в том числе и зависимые крестьяне (меропхи), с введением в действие в 1349 г. "Законника Стефана Душана" обрели право судебной защиты далее в отношении господствующего класса (феодалов). Об этом свидетельствует статья 139 "Законника Стефана Душана", которая гласит: "Меропхам в земле моего царства да не волен господин ничего учинить сверх закона, разве что мое царское величество записало в Законнике, то (меропх) да работает ему и дает. Если же (господин) учинит ему, что беззаконно, то мое царское величество повелевает, да всякий меропх волен судиться со своим господином или с моим царским величеством, или с госпожою царицей, или с церковью, или с властями моего царства и с кем бы то ни было. Да не волен никто удержать его от суда моего царства, но да судят его судьи по правде. И если меропх уличит господина, да отдаст судья моего царства на поруки, что господин заплатит меропху все в срок. И потом да не волен тот господин чинить зло мероп-ху" [8, 141].
Таким образом, анализ источников древнесербского права свидетельствует о том, что уже в период средневековья в Сербском государстве начинается процесс становления основ судоустройства и судопроизводства как механизм ветви судебной власти.
Литература
1.Эклога: Византийский законодательный свод VIII века. М., 1965.
2.Закон Судный Людем пространной и сводной редакции / Под ред. М.Н. Тихомирова. М., 1961.
3.Законникъ благовърнаго царя Стефана// Зигель Ф. Законникъ Стефана Душана. СПб., 1872.
4.Законик пара Стефана Душана: Студенички, Хиландарски, Ходошки и Бистричкн рукопис / Уредник М. Беговип. — Бсоград, 1981.
5.Тарановски Т. Историка српског права у HeMaibiitiKoj држави. Београд, 1996.
6.Душанов законик: бистрички препис / Превео Д. Богдановип. Београд, 1994.
7.Закон Винодольский от 6 января 1288 г. // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.М. Корецкого. М., 1961.
8.Душанов законик: призренски рукопис // Jaнковиh Д. Историjа државе и права феудалне Cpбиje (XII -XV век). Треhе издане. Београд, 1961.