Смекни!
smekni.com

Зарождение, вероучение, религиозные обряды ислама (стр. 4 из 5)

Четвёртой обязанностью мусульманина является обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (закят). В исламе также существует добровольная милостыня в пользу неимущих и нуждающихся.

Пятый «столп» ислама – паломничество в Мекку (хадж). Согласно мусульманскому преданию, основные обряды хаджа были определены Мухаммедом во время его последнего паломничества в 632 году. Они воспроизводят деяния общего предка арабов и евреев Ибрахима (Авраама), считающегося восстановителем Каабы и учредителем хаджа, а также эпизоды жизни его семейства в Мекке. Хадж совершается в месяц зу-иль-хиджа. Ему предшествуют очистительные обряды (омовение, обрезание волос, ногтей) и облачение в ихрам – специальное одеяние, состоящее из двух кусков материи, один из которых оборачивается вокруг бёдер, а другой набрасывается на плечи. В первый день хаджа совершается «малое паломничество» - умра, включающее поклонение чёрному камню в мечети Хаарам, семикратный обход Каабы. Паломники пьют воду из священного источника Земзем, семикратно пробегают между холмами ас-Сафа и аль-Марва. На следующий день они направляются в долину Арафат. На третий день, в полдень, под открытым небом начинается центральный обряд хаджа – стояние у горы Арафат, продолжающееся до захода солнца. В это время паломники слушают проповедь, молятся. Затем бегом все устремляются в долину Муздалифа, где слушают вечернюю и ночную молитвы. Наутро паломники направляются в долину Мина, где бросают камешки в так называемые «столбы дьявола», символизирующие нечистую силу. Затем следует жертвоприношение животных, после чего верующие возвращаются в Мекку, где завершают паломничество. Хотя обязательные обряды не предписывают посещение Медины, где находится могила пророка Мухаммеда, паломники предпочитают побывать там и поклониться святым местам этого города. Мусульманин, совершивший обряд хаджа, получает почётное звание хаджи. Каждый мусульманин должен, если он может, раз в жизни совершить хадж. Если он не способен это сделать, то может послать вместо себя заместителя. Хаджу принадлежит важная политико-идеологическая роль и в современном мусульманском мире. Мусульмане могут совершать малое паломничество в святые места Мекки в любое время года, не совпадающее с хаджем, как акт личного благочестия.

Наряду с пятью «столпами» ислам предписывает ряд «дополнительных обязанностей», составляющих, однако, значительную часть жизни правоверного мусульманина. Одна из них – обряд обрезания (домусульманский по происхождению), который трактуется мусульманами как свидетельство принадлежности к исламу и используется для пропаганды исключительности этой религии. Много внимания уделяется семейно-брачным отношениям. Брак в исламе рассматривается как религиозная обязанность каждого мусульманина, которому Кораном разрешается иметь до четырёх жён, в том числе несовершеннолетних. Муж может расторгнуть брак с любой женой без объяснения причин. Ислам закрепил неравноправное положение женщины в обществе . По шариату, женщина – низшее существо; когда у мусульманина рождается дочь, у него «лицо делается чёрным, он удручён». Несмотря на провозглашение буржуазно-демократических прав во многих странах Востока, женщины там фактически лишены прав на участие в политической и общественной жизни, на получение равной с мужчинами зарплаты и т. д. Вот почему многие мусульманские женщины ныне включились в борьбу за своё социальное и духовное освобождение.

В исламе имеются и предписания такого рода, как пищевые запреты, запреты иноверцам ступать в «священные» места мусульман, похороны по мусульманскому обряду, чтение Корана и т. д. Кроме того, ислам запрещает изображать живые существа, чтобы «творчеств человека не конкурировало с творчеством Бога». Это сыграло реакционную роль в истории культуры. Правда, в настоящее время этот запрет силы не имеет.

Основные направления в исламе.

Важное место в исламе занимают запреты, порицаемые и неодобряемые мусульманским правом установки. К числу таковых относятся, в частности, запреты ссудного процента (риба), азартных игр, изображений живых существ, пищевые запреты, в том числе на потребление свинины и алкоголя и другие.

Мусульманские обряды, связанные с семейно-брачными отношениями и жизненным циклом (рождение ребёнка, обрезание, свадьба, похороны и т. д.), отличаются необычайной проработанностью и разнообразием, отражающим их региональную специфику.

Важная роль в жизни мусульман принадлежит религиозным праздникам. Классический ислам узаконил два праздника. Первый – великий праздник жертвоприношения (араб. ид аль-адха; тюркс. курбан-байрам). Являясь неотъемлемой частью мусульманского паломничества в Мекку, он отмечается на десятый день зу-ль-хидджа, двенадцатого месяца лунного календаря в последний день хаджа и продолжается 3-4 дня. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. В дни курбан-байрама принято навещать могилы близких: на кладбищах читаютя молитвы и поминаются усопшие.

Второй «канонический» праздник мусульман – праздник разговенья – посвящён завершению мусульманского поста в месяц рамадан. Начинается он в первый день следующего после рамадана меяца шавваля и отмечается в-основном по тем же правилам, что ид аль-адха.

Сущность мусульманских праздников может быть понята и объяснена только на основе шариата.

К числу мусульманских праздников принадлежит также пятница – день общественной молитвы. Как правило, в этот день в мечетях проходят массовые молитвенные собрания.

К числу неканонических праздников относится маулид ан-наба – праздник рождения пророка Мухаммеда. По случаю маулида читаются проповеди в мечетях, совершается коллективная молитва в честь основателя ислама, раздаётся милостыня. Обязательным является декламация мавалид – панегириков, или стихов, прославляющих пророка.

Ночь на 27- е число месяца рамадана, когда пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение, отмечается мусульманами как «Ночь могущества» - лайлат аль-кадар. Эту ночь принято проводить в мечети.

Ещё один широко отмечаемый в мире ислама праздник – лайлат аль-исра ва-ль-мирадж (ночь путешествия и вознесения) – знаменует чудесное путешествие Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. По традиции праздник мирадж отмечается в ночь с 26-го на 27-е раджаба. Праздничная ночь проводится в бдении, чтении Корана и молитвах.

К числу наиболее популярных шиитских праздников, которые они празднуют помимо общемусульманских , относится день поминания шиитского имама и внука пророка Мухаммеда – Хусайна (ашура). Он приходится на 10е число месяца мухаррама. В течение десяти дней этого месяца устраиваются мистерии, инсценирующие история трагической гибели Хусайна, чтение преданий о нём. На десятый день происходит траурное шествие – оплакивание Хусайна.

Мусульманские праздники, исторические даты и обряды отмечаются по лунному календарю, а так как мусульманский год на 11 дней короче солнечного, то все мусульманские даты ежегодно смещаются.

Важное место в жизни мусульманской общины занимает мечеть – масжид. «Божий дом» в исламе, в отличие от христианства или иудаизма, не имеет чётко структурированного прихода с приписанными к нему прихожанами.

Первое культовое здание ислама было заложено пророком Мухаммедом в селении Куба недалеко от Медины. Оно представляло собой квадратный двор с навесом вдоль стен, ориентированный, как христианские базилики того времени, на восток. В то же время, согласно мусульманскому историческому преданию, первые мусульмане обращались во время молитвы лицом к Иерусалиму, т. е. на север. Затем пророк провозгласил перемену киблы – направления, которое следует соблюдать во время совершения мусульманской молитвы и ряда обрядов, объявив таковым направление на мекканское святилище – Каабу. В середине 623г. в Медине выстроили мечеть, которая была уже ориентирована с севера на юг, в сторону Каабы. После завоевания Мекки Мухаммедом Кааба была очищена от идолов и трансформирована в мечеть. Для совершения богослужений также использовались христианские церкви, зороастрийские храмы и капища. Специфический облик мечети сформировался к концу VП1в. с появлением таких архитектурных элементов, как минарет, михраб – ниша в стене, обращённая в сторону Мекки, и минбар – трибуна для проповедника. Обязательным элементом мечети является место для ритуального омовения.

Заключение

В ходе написания реферата я систематизировала уже имевшиеся знания, а также узнала много нового.

Ислам вобрал в себя некоторые религиозные представления, как политеистических, так и давно существовавших на территории Аравии монотеистических религий – иудаизма христианства в его монофизитской и несторианской формах. В Коране, составленном последователями Мухаммеда после его смерти, якобы по его рассказам, переплелись легенды, мифы, персонажи из Ветхого и Нового заветов с традиционными арабскими верованиями. Легенда о Мухаммеде напоминает аналогичные легенды об Иисусе и Митре: его рождение якобы было предсказано пророками, он был рождён непорочно. В Коран вошли и несколько трансформированные библейские мифы об Адаме, Еве, о сотворении мира и человека, всемирном потопе и т. п. Но главное – в ислам вошли иудео-христианские идеи единобожия, посредника между богом и людьми, боговдохновенности Священного Писания, загробного воздаяния, а также эсхатологические представления. Из древних арабских верований ислам заимствовал культ Каабы с «чёрным камнем» (по-видимому, метеоритного происхождения), издревле являвшимся предметом поклонения многих арабских племён, почитание духов (джиннов), некоторых богов, преобрзованных в исламе в святых. Бог племени курайшитов Аллах превратился в бога всех арабских племён.