Смекни!
smekni.com

Генезис иудаизма и основные периоды его развития (стр. 2 из 3)

После образования в 1948 г. государства Израиль, еврейское население которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства, начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского. Процесс этот пока далек от завершения.

Священные книги иудаизма. Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - ТаНаХ (это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных частей): Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). ТаНаХ идентичен Ветхому Завету христианской Библия. Он составлен из текстов, датируемых XV - V веках до н.э. и написанных на древнееврейском языке.

Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных на греческом языке в IV - I веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли. Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их каноническими, а православные - нет.

Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н.э. - I веке н.э. Окончательное оформление его текста проиизошло к VIII веку н.э. трудами масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил название «Масоретский канон».

По иудейской традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три раздела. Первый раздел - Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево, является наиболее почитаемой частью иудейского канона и включает пять книг: Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). Второй раздел - Невиим (Пророки) делится, в свою очередь, на старших Пророков (6 книг) и младших Пророков (15 книг). В третий раздел - Кетувим (Писания) вошли 13 книг.

Язык ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным языком иудеев. Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книга почитается как предмет культа; обращение с ней строго ритуализировано. Тора в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена. Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего).

В отличие от ТаНаХа, который считается зафиксированным живым словом Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма, именуемый Талмудом (Изучение), - рукотворное создание нескольких поколений законоучителей. Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая историческая ступень его формирования-толкования текстов ТаНаХа, так называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу (мидрашим).

Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы - законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы, в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый иерусалимский законоучитель Гиллель в конце I века до н.э. - начале I века н.э. В конце II - начале III веков весь этот материал получил название Мишна (Повторение).

Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов. В совокупности тексты этих разделов охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня рекомендаций по конкретным ситуациям.

Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с Богом всяким правоверным иудеем.

Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию, в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди неевреев бытует обыкновение иронически называть «талмудом» любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает осуществляться.

Многослойность и энциклопедичностъ содержания, стилистическая пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и глубоко образный Коран).

Систематизация и толкование иудейского вероучения и ритуала активно продолжались и в раввинистическую эпоху.

Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала (буквально «предание») - эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в I - III веках н.э. в еврейских общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов.

Вероучение иудаизма. Основой иудаистского вероучениях является последовательный монотеизм, не допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры «Шема», которым начинается богослужение: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!». Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом «Адонаи» (Владыка). Закрепляя это правило, хранители текста Библии ставили к согласным буквам слова «Яхве» знаки огласовки для слова «Адонаи». Из этого соединения возникла ставшая широко распространенной транскрипция «Иегова» - искаженная форма имени «Яхве».

Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе (Торе) и словах Пророков. Как считают иудаисты, первым народом, который Бог избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею (Синайский завет), был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории.

Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии (от древнееврейского «машиах» - помазанник) - «помазанника Божия». Обряд помазания елеем (освященным маслом оливы) означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула.

Согласно иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида (преемника Саула), не только восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В этом состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то время как христиане признают Мессией Иисуса Христа («Христос» - греческое значение слова «помазанник»), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится в будущем.

В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано в виде 13 принципов веры: в существование Бога; в его единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение посредством молитвы; в пророков, как выразителей воли Бога; в превосходство Моисея над другими пророками; в откровение Закона (Торы) Моисею на горе Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души. Эти положения позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн - Игдал.

Религиозная практика иудаизма. В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение (тамид).

В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы (рабби). После разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги (по-древнегречески - «собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону (в «реформированном иудаизме» синагоги иногда именуют храмами). Такое собрание не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом помещении.

Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В средневековой Испании сформировался архитектурный облик синагог, которые строились в мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на фотографиях и рисунках. Огромная экспозиция макетов наиболее известных синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян (буквально «число», то есть кворум, необходимый для богослужения). В соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина (отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и женщины молятся вместе.