По данным Евростата, общее количество безработных составило в мае 2004 года в ерозоне 12,7 млн. человек, а в 25 странах ЕС – 19,3 млн. человек (см.: Приложение В).
К примеру, уровень безработицы в мае 2004 года составил в США 5,6%, а в Японии – 4,6%.2 Но поскольку средний уровень безработицы в «новых» странах ЕС выше, чем в ЕС-15, то средние показатели уровня безработицы ЕС-25 заметно повысились и превышают уровень безработицы в США и Японии.
Следует сказать, что проблема безработицы существует не только в цифрах, от этого страдают люди. 5-го июня 2003 года в Афинах, в Салониках, в Патре и еще в нескольких городах Греции прошли митинги и демонстрации против безработицы, организованные Всерабочим боевым фронтом (ПАМЕ).
Нужно отметить, что проблема безработицы в последние годы стало более чем актуальной для Греции, так как ряд предприятий были закрыты, а еще несколько приватизированы, в результате чего многие трудящиеся могут оказаться безработными. Греции уже более 550 тысяч безработных (11,5%), а еще тысячи людей работают лишь несколько часов в неделю, и в связи с этим, официальная статистика не считает их безработными.
Выступая на митинге ПАМЕ в Афинах Д. Теодору - Председатель отраслевой федерации трудящихся текстильной и кожевенной промышленности, отметил, что «причина безработицы, связанна с проводимым курсом, который служит интересам плутократии». Он также подчеркнул, что «маастрихтское соглашение, которое в Греции поддержали социал-демократы (ПАСОК), консерваторы (НД) и ново-левые (СИН), было на руку только капиталистам. Для ПАМЕ, для классового профсоюзного движения Греции борьба за право на труд, против увольнений и безработицы, за завоевания отвечающие современных нуждам трудящихся, связана с радикальными политическими и социальными изменениями в стране. Эта борьба за создание совместного Фронта рабочего класса с другими народными слоями, за свержение власти капитала, за курс народных социальных сил».
В тоже время в заявлении Политбюро ЦК Компартии Греции (ККЕ) по проблеме безработицы отмечается, что проблема безработицы в рамках ЕС будет еще более обостряться. ККЕ предлагает 10 конкретных мер по поддержке безработных и их семьей и в тоже время подчеркивает, что эту проблему, как и другие основные проблемы трудящихся невозможно разрешить в условиях капитализма. ККЕ выступает за создание антиимпериалистического антимонополистического Фронта, который будет бороться против мер транснациональных монополий до установления в Греции народного хозяйства, где основные средства производства будет обобществлены и будет государственное всенациональное планирование. ККЕ отмечает, что для установления такой модели экономики в пользу рабочего класса, бедного крестьянства и других народных слоев необходимо создание мощного народного большинства, которое будет бороться за переход власти в народные руки. В нынешних условиях укрепление Компартии Греции будет способствовать такому направлению событий.1
Таким образом, проблема безработицы в странах Европейского союза более чем очевидна.
1.2 Динамика оплаты труда и стоимости рабочей силы
Страны «старого» ЕС уверенно возглавляют мировой рейтинг стоимости рабочей силы, составленный британской фирмой Mercer Human Resource Consulting. Первой идет Бельгия, где среднестатистический рабочий обходится работодателю в 53 577 евро за год, за ней Швеция (52 800) и Германия (50 445). Следует сказать, что позади остались США (33 195) и Япония (45 839).
Обзор засвидетельствовал также огромный разрыв в стоимости рабочей силе между ЕС 15-ти и странами, что присоединились к нему в 2004 году. Так, показатель Латвии становит только 4 752 евро, Литве- 5 649, Словакии- 6 541. Самой дорогой в этом смысле с новых членов ЕС является Словения- 18 765, а самой дешевой из старых- Португалия (18 889).1
Высокая зарплата в странах ЕС влечет большие расходы для работодателей. Как следствие - проблема занятости в частном секторе, высокая безработица в отдельных регионах, «уходящие» отрасли промышленности. К числу слабоконкурентных отраслей, таких как угледобывающая и сталелитейная промышленность, добавилось обширное и малорентабельное сельское хозяйство новых стран Европейского союза.
Конечно, безработица остается одной из главных проблем. На очень высока в новых странах Евросоюза, к примеру, в Польше - 18%. Это пополняет океан проблем Европейского союза.2
1.3 Продолжительность рабочего дня по странам ЕС
В странах Европы, вступивших в Европейский Союз последними, трудовой день у работников дольше, а отпуска, напротив, короче, чем в тех странах, которые уже давно являются членами ЕС. В целом, разница составляет 112 часов за год, что равняется почти трем рабочим неделям.
Эти цифры стали известны благодаря исследованию, проведенному организацией European Industrial Relations Observatoryn (EIRO), штаб-квартира которой находится в Ирландии, в Дублине. В исследовании было проведено сравнение продолжительности рабочего дня в 15 «старых» странах-членах ЕС, 10 «новых», а также в Болгарии, Румынии и Норвегии.
Так, согласно полученным результатам, у шведов, к примеру, помимо выходных, в прошлом году было в среднем еще 44 свободных от работы дня. Это почти в два раза больше, чем установленная трудовыми договорами продолжительность отпуска в таких странах, как Эстония, Литва, Словения и Польша. Показатели Финляндии по протяженности праздничных дней и отпусков оказались весьма средними.
В принципе же, на территории Европейского Союза количество оплачиваемых нерабочих в разных странах различно. Больше всего повезло шведам: в среднем их отпуск длится 33 дня. В Голландии, Дании и Германии положение дел лишь немногим хуже.
В Финляндии же продолжительность оплачиваемого отпуска составляет в среднем всего 25 дней, что даже меньше средних показателей по Европе, равных 27 дням.
Жители десяти новых государств-членов Европейского союза в год работают в среднем на 112 часов или три рабочие недели больше, чем население 15 старых государств ЕС. Такое заключение сделано в новейшем исследовании Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (EFILWC).
В Швеции в прошлом году было 44 отпускных и праздничных дня - более чем вдвое больше, чем в Эстонии, Литве, Польше и Словении, указывают авторы исследования.
Согласно результатам исследования, самая большая продолжительность рабочей недели среди стран ЕС - в Латвии, Великобритании и Польше, самая маленькая - в Италии, Франции и Нидерландах. По данным EFILWC, средняя продолжительность рабочей недели в Латвии составляет 43,3 часа, в Великобритании - 43,1 часа, в Польше - 41,5 часа. В то же время в Италии средняя продолжительность рабочей недели составляла 38,7 часа, во Франции и Нидерландах - 38,8 часа.
В среднем в ЕС продолжительность рабочей недели составляет 40,2 часа, в 15 старых государствах ЕС - в среднем 40 часов.1
В настоящее время депутатами Европарламента рассматривается проект директивы о продолжительности рабочей недели в странах ЕС. Рассмотрение протекает непросто: взгляды стран и, соответственно, их парламентских представителей, на то, как следует организовать рабочую неделю европейцев, существенно расходятся.
На сегодняшний день жители ЕС в среднем работают 39 часов. Официально самая долгая рабочая неделя - до 48 часов - возможна в Великобритании. Меньше других в ЕС работают французы - 35 часов.
Стандартизировать продолжительность рабочей недели предлагается за счет постепенного запрещения практики коллективных и индивидуальных соглашений о переработках с профсоюзами; в Великобритании, например, работник или целая компания могут убедить профсоюз в необходимости продлить рабочую неделю.1
Глава 2 Политика в области решения проблемы безработицы
2.1 Меры по стабилизации рынка труда ЕС
Очередная сессия Совета Европейского Союза открылась в Брюсселе 4 марта 2005 года. В течение двух дней участники семинара обсуждали проблемы безработицы, социальной политики, здравоохранения.
В частности, рассматривались такие вопросы, как проведение реформ для расширившегося союза, политика проводимая ЕС в отношении безработицы, социальная защита, подготовка к трехстороннему социальному саммиту, обсуждение рабочей программы комитетов по безработице и социальной защите на 2004 год, пересмотр директив ЕС по организации рабочего времени.1
Участники семинара надеются, что достигнутое в ходе структурных реформ повышение уровня занятости позволило бы предотвратить надвигающийся на Европу кризис системы пенсионного обеспечения. В соответствии с существующим порядком, отношение числа пенсионеров к занятому населению в ЕС, составлявшее в 2000 году 0.7, к 2030 году должно увеличиться до 1.1. Однако, результаты исследований, проведенных инвестиционным банком CSFB, показывают, что в результате реформ доля занятого населения в общей массе трудоспособного населения Европы могла бы вырасти с сегодняшних 60% до 75%, т.е. до уровня США. В результате отношение числа пенсионеров к занятому населению росло бы гораздо медленнее, составив в 2030 году лишь 0.9. Таким образом, в сочетании с незначительным увеличением возраста выхода на пенсию этих мер оказалось бы достаточно для того, чтобы сохранить указанный показатель практически неизменным.2
Также в настоящее время аналитиками много говорится о том, что для борьбы с безработицей Европе надо ускорить темпы роста экономики. Эта тема обсуждалась в ходе визита в Париж главы Международного валютного фонда Родриго Рато. Рато призвал страны Европейского союза быстрее проводить структурные реформы, потому что только так можно стимулировать экономический роста и решить проблему низкой занятости.
По подсчетам Еврокомиссии, темпы развития экономики региона надо как минимум удвоить с нынешних 1,6%. Ситуация почти критическая: высокая безработица сковывает активность потребителей, расходы которых составляют около двух третей валового продукта еврозоны.1