Смекни!
smekni.com

Система городского права Западноевропейского средневековья (стр. 9 из 11)

Отметим, что на католическом Западе в такие правовые сборники активно включались папские декреты. Существует сборник, являющийся одной из наиболее знаменитых исторических фальсификаций. Он был составлен при папском дворе в IX столетии, однако официально приписан выдающемуся богослову VI в. Исидору Севильскому. В таком виде собрание почиталось в церкви как каноническое в течение нескольких столетий. Лишь в эпоху Возрождения историк-гуманист Лоренцо Балла разоблачил подделку, и ныне данный памятник известен как "Псевдоисидоровы декреталии".

Католическое каноническое право окончательно сложилось к концу Средневековья. В это время оно было собрано в фундаментальный свод "Corpusjuriscanonici" ("Корпус канонического права"), используемый по сей день[21].

Очевидно, что эпоха расцвета канонического права как отрасли юриспруденции уже ушла в прошлое. Однако само это право вызывает в наше время не только исторический интерес: оно сохраняется и совершенствуется. На всем протяжении истории право каноническое неизбежно будет сопутствовать христианству. В этой сфере продолжается законотворчество, проводятся правоведческие исследования и, самое главное - до сих пор принимаются юридические решения.

2.5 Великая хартия вольностей как источник парламентаризма

Большие исторические явления иногда выглядят как результат случайных стечений обстоятельств. Так было и с Великой хартией. Появление на свет одного из важнейших юридических памятников в истории Британии было тесно связано с явлениями исторически преходящими: исполненной авантюризма, эгоистической и в то же время крайне неудачной политикой короля Иоанна из династии Плантагенетов, вызвавшей массовое недовольство именно тех слоев общества, которые играли ведущую политическую роль в английском государстве.

Великая хартия вольностей - обширный манифест, состоящий из 63 статей. Она не производит впечатления внутренне цельного документа, так как, очевидно, составлялась в спешке. Значительная часть статей (около 30} гарантирует от имени короля соблюдение тех или иных интересов феодалов, прежде всего - его вассалов: право наследования земельного владения после смерти графа или барона совершеннолетним сыном при условии уплаты особого взноса - "рельефа" (ст. 2); запрещение королю требовать от рыцаря-вассала больше повинностей, чем следует по обычаю (ст. 16); запрещение начальникам замков принуждать рыцарей платить деньги для обеспечения охраны крепостей, если эти рыцари сами готовы нести такую службу (ст. 29), и т. д. Изобилие подобных и еще более специфических статей, регулирующих отношения вассалов и сюзерена, позволяет многим историкам утверждать, что Хартия является вполне обычным памятником феодального права.

Несколько больший интерес представляет статья 12-я Хартии: "Ни щитовые деньги ("средства, которые рыцарь имел право заплатить королю в качестве выкупа вместо личного участия в военном походе), ни воспомоществование (финансовый взнос на конкретные государственные нужды) не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по Общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена, и не для возведения в рыцари первородного сына нашего, и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого нужно выдавать умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона".[22]

Именно данная статья превратила Большой совет в зачаток английского парламента: ведь с его согласия должны были собираться отныне денежные средства по требованию короля.

Статья 14-я Хартии указывает, что названный Большой (в тексте - Общий) совет, собирающийся для решения финансовых вопросов, должен состоять из архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов, а также всех прямых вассалов короля, созывать же его следует за сорок дней до заседания, заранее объяснив причину сбора[23].

Для правильного отправления правосудия имела значение 20-я статья: "Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество; таким же образом будет штрафоваться и купец, и его товар останется неприкосновенным; и виллан (крестьянин) таким же образом будет штрафоваться, и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если они подвергнутся штрафу с нашей стороны; и никакой из названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основании клятвенных показаний честных людей из соседей ".

Хартия устанавливает важнейшее правило, по которому общегосударственные судебные дела будут рассматриваться в определенном конкретном месте, а не при дворе короля, то есть там, где он находится в данный момент (ст. 17). Реально местом верховного судилища в средневековой Англии стал Вестминстер. Составители Хартии нашли в этом еще один инструмент для ограничения королевского произвола.

Великая хартия вольностей гарантирует английской церкви свободу от вмешательства государственной власти и право выбора епископов и аббатов (ст. 1); она впервые предоставляет "все вольности и свободные обычаи" не только Лондону, но и другим городам и крепостям (ст. 13); она вводит в стране единую систему мер и весов (ст. 35); она предоставляет право свободной торговли в Англии иноземному купечеству (ст. 41).[24]

Но самой знаменитой является, безусловно, 39-я статья Великой хартии. Текст этой статьи и в наше время воспринимается англичанами как первая в европейской истории декларация принципа, согласно которому любой гражданин может быть подвергнут преследованиям со стороны властей только в соответствии с законом по приговору суда. Сомнение вызывает, однако, истолкование понятия "свободный человек". Историки давно подметили, что "свободный человек" должен подчиняться приговору "равных ему", то есть "пэров". Следовательно, и сам он является феодалом. Подтверждение тому можно видеть и в цитированной выше статье 20-й, где "свободный человек" противопоставляется купцу и виллану. Но даже если под этим термином подразумевается лицо, включенное в феодальную иерархию, то пусть не для всех англичан, а хотя бы для таких лиц Великая хартия гарантирует судопроизводство "по закону страны", то есть ставит закон выше королевской воли[25].

Для того чтобы положения Хартии не нарушались властью, ее составители включили в текст статью 61-ю. Здесь они попытались создать противовес всевластию короля - определить ту силу, которая заставит его соблюдать закон[26]. Если королевские чиновники или сам король нарушат ее условия, то "нарушение это будет указано четырем баронам из двадцати пяти вышеназванных, и эти четыре барона явятся к нам (напомним, что хартия написана от имени короля), указывая на нарушение, и потребуют, чтобы мы без промедления исправили его..." и наконец, самое замечательное; "...если мы не исправим нарушения... в течение сорока дней, считая с того времени, как было это нарушение указано... то вышеназванные четыре барона докладывают это дело остальным из двадцати пяти баронов, и те двадцать пять баронов совместно с общиною всей земли будут принуждать и теснить нас всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и всеми другими способами, какими могут, пока не будет исправлено нарушение... Неприкосновенными остаются лишь наша личность, и личность королевы нашей, и детей наших". Так Великая хартия вольностей предоставила подданным право вооруженного сопротивления отклонившемуся от закона государю.

Но вряд ли можно отрицать, что готовившие документ представители феодальной оппозиции проявили неожиданную для средневековых баронов широту взглядов. Где-то она объясняется воздействием обстоятельств (гарантии Лондону и другим городам, ставшим союзниками баронов в борьбе против Иоанна Безземельного); где-то - практическим здравым смыслом (обеспечение единства мер и весов). Однако если о Великой хартии часто вспоминают до сих пор, то, в основном, потому, что в ней достаточно четко отразились четыре принципа. Во-первых, "свободный человек" (как бы ни истолковывалось это понятие) может быть подвергнут наказанию только по закону. Во-вторых, высшая власть вправе получать денежные дотации от подданных (пусть - только от высшего их слоя) исключительно с их собственного согласия, выраженного на специально созванном форуме. В-третьих, писаный закон ограничивает самого короля и возвышается над ним, не допуская произвола. Наконец, в-четвертых, подданные вправе создать специальный орган для контроля за властью и оказывать ей сопротивление, если она действует вопреки взятым на себя обязательствам[27].

Все это реально присутствует в Хартии и в эмбриональном виде содержит принципы парламентарной монархии, в направлении которой и стало эволюционировать английское государственное устройство с момента ее принятия.

В заключении данной главы мы можем констатировать, что в значительной части установлений «городского права» долго фиксируют нормы, типичные для общества в целом, либо специфика их имеет местный, а не сущностный характер. Это можно сказать и о таких свойствах городского права, как исключительность применения данного законодательства к жителям данного места (так называемая разорванность права), закрепление в праве автономии данного городского сообщества, особенно в судебной сфере и др. Исследователи средневекового права отмечают, что первые проявления своеобразия норм в городских сводах возникают в связи с регламентацией торговли, затем - организацией ремесла, в то время как иные сферы правоотношений сохраняют традиционную окраску. Лишь в итоге длительной эволюции, и то далеко не везде, городское право приобрело те черты, которые обычно считаются для него специфическими, общими и определяющими.