Смекни!
smekni.com

Алмаз-минерал (стр. 4 из 5)

Вот как описывал будущий камень «Орлов» впервые уви­девший его в Индии знаменитый путешественник Тавернье. «Как только я прибыл ко двору — в индийской резиденции Джеханабаде,— два хранителя драгоценностей проводили меня до властелина и после обычного поклона ввели в маленькую комнату в конце зала, в котором властелин сидел на троне и оттуда мог нас видеть. В этой комнате я встретил Акель-хана — хранителя сокровищницы драгоценностей, который, завидев нас, приказал четырем евнухам властелина пойти за драгоценностями. Их принесли на двух больших деревянных блюдах, обитых золотыми листочками и покры­тых специально сделанными маленькими ковриками, один из красного бархата, другой из зеленого с вышивками.

...Первая вещь, которую Акель-хан положил мне в руку, был большой алмаз, который представлял розу, круглую и весьма высокую с одной стороны. На нижнем ребре имеет­ся небольшая выемка и в ней маленькая зеркальная поверх­ность. Вода камня прекрасная, и весит он 319 с половиной ратистов, что составляет 280 наших каратов. Когда миртимола, предавший своего властелина владетелю Голконды, подарил этот камень Джехан-шаху (отцу Ауренг-зеба), камень был в сыром виде и весил 900 ратистов, что состав­ляет 787,25 карата, причем в камне наблюдалось несколько трещинок. Если бы этот камень попал в Европу, то им бы управились иначе, ибо, хотя от него откололи хорошие час­ти, он все же остался бы при большом весе, вместо того, чтобы быть со всех сторон совершенно обточен­ным...»

Григорий Орлов преподнес камень императрице Екате­рине II, желая вернуть ее прежнюю благосклонность. В 1784 году Екатерина повелела вправить алмаз в свой золо­той скипетр, который вплоть до падения царизма служил символом государственной власти. Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью брил­лиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами, усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным черной эмалью и бриллиантами. Парадность скипетра в 1784 году была многократно усилена подаренным алмазом, который был вставлен в резную серебряную оправу и укреплен в верхней части державного скипетра. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Московского Кремля и носит имя алмаза «Орлова».

В числе сокровищ Алмазного фонда хранится и еще один из величайших и красивейших в мире алмазов, алмаз «Шах». Немного желтоватый с поверхности, величиной в три сантиметра и весом 88,7 карата, очень чистый и прозрач­ный, он был найден среди кварцевых галек в долине реки Голконды в Индии, вероятно, свыше пятисот лет назад. Он имеет красивую природную форму, и лишь отдельные его грани слегка подшлифованы.

Его доставили ко дворцу одного из владетельных князей Ахмаднагара Бурхан-Низам-шаха и поместили среди дру­гих сокровищ князя в дорогих ларцах, украшенных самоцве­тами. Обмакивая тонкие палочки в мелкий алмазный поро­шок, писцы выгравировали филигранными буквами надпись на одной из сторон камня: «Бурхан-Низам-шах второй. 1000 год».

Тысячный год по нашему летосчислению приходится на 1591-й, и именно в этот год владыка Северной Индии Ве­ликий Могол отправил в центральные провинции четыре посольства, желая утвердить свою власть над ними. Через два года послы вернулись с неутешительными известиями и жалкими подарками — центральные провинции покорять­ся не хотели. Тогда войска великого Акбара силой под­чинили себе Ахмадгор, захватив при этом много драгоцен­ностей, в том числе и уникальный алмаз. Когда же на престол моголов взошел внук Акбара, назвавший себя Джехан-шахом — властителем мира,— на камне вырезается вторая надпись: «Сын Джехангир-шаха Джехан-шах. 1051 год». Через некоторое время, заточив Джехап-шаха в тем­ницу, троном и драгоценными камнями короны овладел его сын Ауренг-зеб. Сказочную обстановку увидел в 1665 году при дворе его французский путешественник Тавернье. Трон Великих Моголов по его описаниям был украшен ста восемью кабошонами красной благородной шпинели, из коих ни один не весил менее ста каратов, кроме них таин­ственным зеленым цветом пылали свыше ста шестидесяти изумрудов, каждый весом до шестидесяти каратов, и пре­огромное количество алмазов. Не только трон, но и балда­хин над троном властителя переливался драгоценными кам­нями; а на стороне, обращенной к приближенным, в разно­цветном камневом украшении таинственно пылал алмаз ве­сом около девяноста каратов, окруженный рубинами и изумрудами. Алмаз был подвешен так, что властелин, сидя­щий на троне, все время видел камень перед собой. Этим камнем был исторический «Шах». Тогда к двум надписям его прибавилась окружающая камень глубокая бороздка, дающая возможность подвешивать камень на шелковой или золотой нити, как талисман.

После Ауренг-зеба камень хранился в Джехан-абаде, затем в Индии, пока в 1738 году на Дели не напал персид­ский шах Надир. Надир перевез алмаз в Персию, и на нем появилась третья художественно выгравированная над­пись: «Владыка Каджар-Фахт'али-шах. Султан. 1242» (то есть 1824 год по нашему летоисчислению).

30 января 1829 года в столице Персии Тегеране было совершено убийство русского посла, автора знаменитой комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. Русская дипломатия требовала жестокого наказания винов­ных. С желанием «умилостивить белого царя» в Петербург направляется особая депутация во главе с сыном шаха, принцем Хосрев-Мирзою. Мирза предлагает во искупле­ние вины персидского народа перед Россией принять наидрагоценнейшую вещь персидской короны — алмаз «Шах». Жизнь одного из величайших русских писателей была приравнена к стоимости камня. Государь не возражал. А камни молчат. После торжественного приема алмаз поме­стили среди других драгоценностей Петербурга в бриллиан­товой кладовой Зимнего дворца.

С началом мировой войны 1914 года камень перенесли в тайники Оружейной палаты в Москву и поместили рядом с короной, среди многих тысяч сверкающих индийских бриллиантов которой находился красный лал, найденный некогда в горах Бадахшана.

Большая коллекция алмазных бриллиантов хранится в Алмазном фонде. К ним относятся шпилька в виде рога изобилия — одно из немногих подписанных изделий знаменитого петербургского ювелира Дюваля. Два превос­ходно ограненных солитера чистой воды в окружении мел­ких бриллиантов в виде лепестков и цветочков в тончай­шей оправе сверкающими каплями висят в воздухе. Под ними изогнутый рог изобилия, устланный волнистыми ря­дами алмазных роз. Серьги — два больших плода — соли­тера, сверкая острыми бриллиантовыми гранями, тяжело провисли на утолщенном бриллиантовом черенке. Плоды уравновешиваются двумя алмазными листочками, радиально расходящимися от стебля.

Букет нарциссов — одно из наиболее интересных ювелирных изделий. Лепестки цветов, выложенные мелкими бриллиантами, искрятся све­том. Высоко приподнятые желтые бриллиантовые сердце­вины излучают золотистое сияние, мягкими бликами сколь­зящее по лепесткам. А слегка склоненные эмалевые листоч­ки на золотом стебле своей изумрудной зеленью оттеняют нежную гамму мастерски подобранного камня. Кроме них в фонде хранится хорошо известная по портретам жены Александра I Елизаветы Алексеевны ее бриллиантовая диа­дема, составленная из огромного количества бриллиантов и крупных солитеров чистейшей воды. Диадема кажется легкой и как бы сотканной из переливающегося огненного света.

Поражает своей красотой и находящийся там массивный золотой браслет, основной ценностью которого является плоский алмаз, самый большой из всех известных в мире. Он принадлежит к числу «портретных» камней, под которые укладывается цветная миниатюра. На оборотной стороне браслета выгравирована надпись: «Благословенного импера­тора Александра I». По-видимому, под алмазом находилась портретная миниатюра царя.

Традиционная по форме, малая императорская корона была сделана упоминавшимся ювелиром Л. Дювалье в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеев­ны. Все в короне пропорционально и уравновешено. Си­яние бриллиантового кружева в серебряной оправе передает ощущение торжественности, значимости и величия. Среди превосходных камней чистотой и размерами выделяется ряд крупных бриллиантов на венце. Красота камней и отто­ченное ювелирное мастерство приближают малую корону к большой императорской короне Екатерины II. Большой букет с изумрудными листьями и бриллиантовыми цве­тами свободно и естественно скомпонован из веток с листьями и цветами. Он поражает красотой рисунка и богатством цветовых нюансов. Только два камня — алмаз и изумруд — создают это украшение. Холодноватое сверка­ние бриллиантов смягчено фольгой, которая окрашивает цветы в нежно-розовые, желтоватые тона, заставляя алмазы вспыхивать ярким красным цветом. Подвижно скрепленные цветы и листья покачиваются, и весь букет напоминает переливающуюся множеством тончайших оттенков мозаику, которую подсвечивает зеленый изумрудный огонь.

В число старинных регалий Российской короны входил рубиново красный алмаз под названием «Павел I», а также неоправленный алмаз бриллиантовой огранки «Луна гор», проданный в 1942 году в Лондоне под названием «Луна». Среди перечисленных регалий Российской короны было еще пять алмазов, происхождение которых считают индийским. Это восьмиугольный 57 каратов камень, вставленный в Большую корону Екатерины II; алмаз весом 46 каратов голубого оттенка в виде высокой розы, вправленный в имперскую державу; широкий бриолет чистой воды весом сорок с половиной каратов, закрепленный на булавке; плоский алмаз весом около двадцати четырех каратов, вставленный в золотую готическую оправу; и крупный одиночный камень весом около пятидесяти пяти каратов. Куда они делись, неизвестно.