Смекни!
smekni.com

Экологическая этика и биологическое природопользование (стр. 4 из 6)

В современном источнике (Данилов-Данильян, Залиханов, Лосев, 2001)) используется термин «ненарушенные экосистемы». По данным этих авторов, такие экосистемы составляют 27 % всей территории суши, в том числе в Европе 15, 6, в Азии 43, 5 % территории. К частично нарушенным экосистемам они относят 36, 7 % суши (с.111). На том основании, что в России удельный вес площадей с ненарушенными экосистемами составляет 65 %, Упомянутые авторы полагают: «Россия имеет наилучшие в мире стартовые условия для внесения своего вклада в повышение общего уровня глобальной экологической безопасности» (с.209).

В США существует категория (вернее – подкатегория) ООПТ, поддерживаемая и развиваемая правительством - «Wilderness areas», «Дикие земли». Это бездорожные территории для примитивной рекреации и поддержания естественных экосистем. В США их 630, 42% их входят в состав национальных парков, 33% принадлежат Службе леса, 20 % Службе рыбы и дичи, 5% Бюро землепользования (Блинников, 1996). Мы предлагали и поддерживаем мнение В.Е.Борейко (2000) о целесообразности введения в число имеющихся в России ООПТ с аналогичным статусом.

Новейшая «Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия в России» (2001) не предусматривает специальных мер по охране дикой природы. Однако в ней имеется важный раздел 3.6 «Территориальный принцип», в котором для сохранения биоразнообразия предлагается учитывать:

- распределение компонентов биоразнообразия по территории;

- общую площадь природных биосистем;

- пространственную структуру популяций, видов и экосистем;

- минимальную площадь для устойчивого существования природных сообществ и экосистем;

- минимальные площади для существования отдельных особей, семей, популяций и разнообразие их сезонных местообитаний.

Эту программу следует положить в научную основу экологически грамотного решения проблем выделения и сохранения территорий с дикой природой. Такие конкретные действия вполне нравственны и отнюдь не противоречат красивым словам и высоким идеям.

Таким образом, мы видим, что ученые-экологи, биологи-природопользователи уделяли и уделяют большое внимание территориям, избежавшим серьезных антропогенных воздействий, и они далеки от исчезновения на земном шаре. Можно и нужно держать эту проблему в поле зрения ученых и специалистов, совершенствовать систему ООПТ, однако совершенно излишне придавать ей сверх эмоциональный и религиозный смысл, противоречащий принципам рационального биологического природопользования.

Этические ограничения в области биологического природопользования. Мы видим, что попытки некоторых западных экофилософов, равно как и концепция киевской школы экологической этики, неконструктивны и не способствуют разумной деятельности по рациональной эксплуатации возобновляемых ресурсов биосферы. Произвольный вывод из хозяйственного освоения диких животных под лозунгом их «освобождения» и бесконтрольное изъятие земельных угодий ради торжества некоей «дикой природы» ничего, кроме экономического ущерба, человечеству причинить не могут. Выход – в дальнейшем совершенствовании этической теории и практики природопользования, в том числе в максимально возможном использовании этических методов и подходов.

В литературе имеется значительное число работ, посвященных этике промышленного природопользования, разумным основам эксплуатации и охраны минеральных ресурсов и организации их переработки. Многочисленные работы по биологическому природопользованию ориентированы прежде всего на создание и совершенствование научных основ управления ресурсами растительного и животного мира, технологии их эксплуатации. Это, несомненно, очень ценно и важно. Развивая изложенные в начале статьи общие принципы биологического природопользования и отыскивая «противовес» ложным экогуманитарным подходам киевской школы экологической этики, мы попытались создать систему реальных (а не идеалистических) этических ограничений в данной области. С них можно начинать некоторую реконструкцию принципов и методов управления биологическими природными ресурсами. В эту систему входят такие ограничения, которые могут быть реализованы без большого труда, так и те, которые требуют глубоких перемен в технологиях отдельных отраслей природопользования. Приводимый ниже перечень имеет конспективный характер, каждое из входящих в него положений основано на большом теоретическом анализе и обширной практике, которые приведены в многочисленных научных работах различных авторов.

Ограничения универсального характера. Ученые, занимающиеся общими проблемами рационального природопользования, в том числе Н.Ф.Реймерс (1992), назвали десятки ограничительных этических критериев, о которых следует помнить , занимаясь теми или иными видами хозяйственной деятельности. В качестве очевидных примеров можно привести: Необходимость прекращения или резкого сокращения вовлечения в хозяйственное освоение сохранившихся первичных, коренных экологических систем. Запрет в ответ на «чрезвычайные обстоятельства» на применение отклоняющихся от экологически и экономически обоснованных норм изъятия животных. Полный отказ от использования запрещенных технологий и орудий добычи биологических ресурсов. Повсеместную замену истребления хищных зверей и птиц рациональными регуляционными мероприятиями. Максимальное ограничение способов и методов отлова, причиняющих мучения животным. Перечень этот может быть продолжен.

Следует отметить, что иногда в ситуацию мощно вмешиваются экономические и даже политические факторы. Актуальный пример – твердое намерение Правительства проложить трассу нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан через водосборный бассейн озера Байкал, что совершенно недопустимо по этическим соображениям, не говоря уже о реальной угрозе водным ресурсам мирового значения.

Экологические ограничения в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные угодья, агро- и агробиоценозы, следует рассматривать не только, как отраслевое средство производства, ориентированное лишь на выпуск сельскохозяйственной продукции, но и как своеобразную и очень важную арену жизни множества видов микроорганизмов, растений, животных, стабилизатор экологического баланса в регионах. Эколого-этический подход к природопользованию на этих землях должен предусматривать по возможности более полный учет жизненных интересов всех организмов, исключение методов, причиняющих вред природному комплексу и его важнейшим компонентам. Целесообразно установление запретов на: создание и применение генно-модифицированных организмов; вспашку легких развеваемых почв; применение высоко токсичных, аккумулирующихся в почве и организмах пестицидов; устройство летних лагерей для скотины непосредственно на берегах проточных водоемов и сброс в них накопившегося навоза; бесконтрольное выжигание растительности (применение палов); спрямление проточных водоемов и уничтожение пойменных озер-стариц; произвольный, бесконтрольный, завоз растений-интродуцентов; жестокие методы забоя домашних животных.

Желательно введение тех или иных ограничений этического характера на: чрезмерное применение ядохимикатов для борьбы с вредящими растениями и животными; постоянное использование монокультур; необоснованное увеличение контура пашни; произвольное ухудшение экологической мозаики; чрезмерный забор воды из естественных водоемов для нужд сельского хозяйства, ухудшающий условия жизни молоди рыб и других водных организмов; осушение торфяников; чрезмерное увеличение животноводческих помещений, вызывающее болезни животных и чрезмерное накопление навоза.

С этических позиций негуманным следовало бы считать забой детенышей сельскохозяйственных животных, в том числе для получения каракуля и каракульчи, кастрацию самцов сельскохозяйственных животных, производство «молочных» поросят и ягнят и т.п., однако эти операции имеют традиционный характер и огромное экономическое значение и для прекращения их требуются десятилетия.

Резюме: В принципе возможно создание и ведения сельского хозяйства, соблюдающего большинство эколого-этических принципов без ущерба для его экономической эффективности и с улучшением общей этической обстановки (культурное сельское хозяйство)

Экологические ограничения в лесном хозяйстве. Лес – сложное природное функциональное единство, и рациональная эксплуатация лесных ресурсов требует безусловного признания этого важнейшего обстоятельства. Они должны использоваться координированно, с учетом всех возможных последствий для лесного комплекса и его компонентов. Длительная ориентация лесного хозяйства России (СССР) на удовлетворение за счет леса лишь экономических потребностей, в ущерб его биосферным и санитарно-гигиеническим, рекреационным и эстетическим функциям, - главная причина ухудшения и сокращения лесного фонда страны. Целесообразно установление и соблюдение запретов на: сплошные концентрированные рубки леса; применение механизмов, опасных для целостности лесных экосистем; преимущественную ориентацию на монокультуры хвойных пород; облесение всех лесных полян и прогалин; сплошную гидромелиорацию лесных угодий, уничтожение кустарниковых болот и мочажин; вырубку необходимых для диких животных фаутных и плодовых деревьев; своевольную акклиматизацию древесно-кустарниковых пород и видов животных, чуждых местной флоре и фауне; браконьерский сбор грибов и дикорастущих ягод; молевой сплав леса и использование русел лесных ручьев и речек для сплава заготовленной древесины.