Смекни!
smekni.com

Экологическая этика и биологическое природопользование (стр. 5 из 6)

С эколого-этических позиций целесообразно: своевременное и технологически грамотное поведение рубок ухода и санитарных рубок; создание и поддержание оптимального для данных экологических условий разнообразия пород деревьев и кустарников; сохранение благоприятных условий для обитания хозяйственно и эстетически ценных организмов; сохранение не облесенными части (или всех) лесных полян и прогалин для поддержания экологической мозаики леса; сохранение для диких животных части урожая дикорастущих ягод, грибов, кедровых орехов; подержание возможного компромисса между потребностями леса и потребностями ценных, но опасных для леса (при излишней численности) диких животных; оказание помощи диким животным в трудные для них периоды; сохранение по возможности большего количества порубочных остатков для пользования ими диких животных ( с последующим сжиганием); ограничения на применение опасных токсических веществ для борьбы с вредителями лесного хозяйства.

Резюме: исключение из лесопользования этически не желательных и сомнительных видов деятельности повысит культуру лесного хозяйства, сохранит эстетически и экологически ценные участи лесных биоценозов и – при определенных условиях – позволит сохранить биологическую и экономическую продуктивность лесных угодий.

Экологические ограничения в рыбном хозяйстве (при добыче водных биоресурсов). Рыбное хозяйство («хозяйство на водные биоресурсы») имеет сложный многофункциональный характер, включает в себя работу с различными группами и видами водных организмов, от беспозвоночных животных и морских водорослей до морских млекопитающих, и чрезвычайно зависит от применяемых методов и способов добычи и разведения своих объектов. Комплексные методы сочетаются в нем со специализированными, что не исключает общей ориентации на комплексное природопользование. Любительское рыболовство по составу участников, целям и методам очень сильно отличается от промыслового, преимущественно морского и океанического. Целесообразно установление и соблюдение запретов на: добычу редких, внесенных в красные книги водных организмов; превышение научно обоснованных квот вылова; нарушение оптимальной видовой структуры добычи; применение мелкоячеистых сетей и других орудий лова, способных нанести ущерб водным организмам и сообществам; ведение промысла в нерестовые периоды; применение взрывчатых веществ и ядов для умерщвления и извлечения водных животных; использование электрических удочек; произвольное расселение водных растений и животных, ведущее к биологическому загрязнению водоемов; использование негуманных способов и орудий добычи при промысле китообразных и ластоногих животных.

С эколого-этических позиций целесообразно: - строгое ограничение применения дрифтерных сетей, особенно в местах концентрации водных птиц и млекопитающих; ограничения на пользование мощными лодочными моторами, опасными для данных водоемов и для отдыхающих на них людей; произвольное, не санкционированное истребление рыбоядных птиц в прудовых хозяйствах; загрязнение воды излишней прикормкой (привадой) и мусором (при зимней рыбалке).

Резюме: при определенных условиях и соблюдении гуманных методов рыбное хозяйство России может многократно увеличить свой эколого-экономический потенциал вклад в охрану и рациональное использование биопродуктивности водоемов.

Экологические ограничения в охотничьем хозяйстве. Охотничье хозяйство – своеобразная форма биологического природопользования, состояние которого в сильнейшей степени зависит от положения дел в смежных отраслях (сельском, лесном, отчасти – в рыбном) хозяйства, от культуры природопользования в стране и от общей и природоохранной культуры населения. Наивысший эффект дает комплексное использование охотничьих ресурсов, хотя возможны и специализированные охотничьи хозяйства. Существует довольно серьезное разграничение по целям и методам между промысловой и любительской охотой. Целесообразно установление и соблюдение запретов на: добычу редких, занесенных в красные книги зверей и птиц; превышение количественных и качественных норм и сроков добычи; использование официально запрещенных орудий лова; использование орудий лова, травмирующих добычу и наносящих ей сильные мучения; использование дроби и картечи больших номеров, чем положено при данных охотах; охота из-под фар; стрельба с движущейся машины; стрельба «на шумок», по невидимой цели; стрельба на дальние дистанции, ведущая к появлению большого процента подранков; охота на бедствующих, попавших в трудные условия животных; промысел зверей с не выходным мехом; нелегальная акклиматизация чуждых видов животных (биологическое загрязнение фауны); не санкционированная наукой гибридизация охотничьих животных; подбор чужой добычи, стрельба зверя, идущего на соседний номер; отстрел петухов тетерева и глухаря на токах сверх установленных для данного тока норм;

С эколого-этических позиций целесообразно: поддержание хозяйственно допустимой плотности диких копытных животных в лесных угодьях; ограничение добычи беременных самок и неполовозрелого молодняка некоторых видов охотничьих зверей; ограничение добычи нелетных птенцов охотничьих птиц; строгий контроль за добычей охотничьих животных на путях массовых миграций; прекращение содержания разводимых зверей и птиц в тесных помещениях и клетках.

Резюме. У России, по примеру многих стран Запада и Северной Америки, имеются огромные возможности для восстановления своего эколого-ресурсного потенциала и более широкого применения эколого-гуманитарных методов без ущерба для основных целей и задач. Как и в лесном и рыбном хозяйстве для осуществления этих целей необходимо чрезвычайное усиление государственной охраны и инспекции.

Экологические ограничения в заповедном деле. Заповедное дело – научная экологическая дисциплина о создании и оптимальном функционировании особо охраняемых природных территорий (ООПТ)) всех категорий и об организационной и методической координации их деятельности в целях сохранения системы не преобразованных природных территорий и акваторий, изучения составляющих их компонентов и поддержания региональных и глобального экологического баланса в биосфере. Число различных ООПТ в мире непрерывно увеличивается и повышается их роль в качестве провайдеров природных благ для окрестных территорий и населения. Целесообразно установление и соблюдение запретов на: изменение площадей и границ (в сторону уменьшения) абсолютных заповедников; нарушение основных параметров установленного режима ООПТ высших категорий; ведение хозяйственной деятельности в коммерческих целях в федеральных и части региональных ООПТ; развитие туризма, в том числе экологического, в абсолютных заповедниках; подмена обоснованных и согласованных регуляционных мероприятий в заповедниках и национальных парках охотой с привлечением посторонних лиц; выпуск животных и интродукцию растений, чуждых фауне и флоре данных ООПТ; создание зоопитомников и дендропарков при заповедниках; массовый вылов рыбы и других водных организмов для научных целей.

С эколого-этических позиций целесообразно: максимально (но без ущерба для сохранения ценных природных систем и объектов) использовать ООПТ, особенно заповедники и национальные парки, для экологического просвещения и природоохранного образования; увеличивать (до оптимальных, общественно необходимых, размеров) число ООПТ и их системное разнообразие; выявлять и (при возможности) измерять природные ресурсы, «поставляемые» ООПТ окрестным территориям; сочетать охрану природы с рациональным использованием возобновляемых природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей коренного населения (за исключением заповедников); разрабатывать методы экономической оценки провайдерских функций ООПТ для уточнения и повышения их рейтинга в общественном сознании и в экономике биологического природопользования.

Резюме. Более широкое использование эколого-гуманитарных методов в организации оптимизации деятельности ООПТ будут способствовать повышению их комплексной эффективности и росту общественного авторитета у представителей различных слоев общества.

Заключение. Прежде всего необходимо отметить, что перечисленные выше экологические ограничения и эколого-этические рекомендации в отраслях биологического природопользования не являются исчерпывающими и окончательными и подлежат дальнейшему обсуждению и согласованию. Принципиально важным можно считать введение в систему биологического природопользования единого механизма таких ограничений и рекомендаций. Нетрудно заметить, что многие элементы этого механизма являются известными положениями действующих правовых и нормативных актов. Новизна состоит в признании и акцентировании их эколого-этического характера, что открывает возможности для создания этического кодекса биологического природопользования. Именно такой кодекс, по нашему мнению, должен находиться в истоках нормативно-методической и правовой системы природопользования, в том числе – биологического, связанного с охраной, разумной эксплуатацией и воспроизводством воспроизводимых ресурсов биосферы.

Предлагаемая концепция отвергает ориентацию киевской эколого-этической школы на распространение методов экологической этики путем постоянного изъятия из хозяйственной сферы «диких» территорий и «освобождаемых» видов животных. Она, естественно, противостоит взглядам лидера этой школы В.Е.Борейко, в принципе не признающего природопользование как реальный механизм жизнеобеспечения человечества. Опора на мнение многих известных экофилософов запада не придает неуязвимости такой позиции.

Генеральный путь экологической этики в биологическом природопользовании заключается в дальнейших поисках и совершенствовании методов не истощительной эксплуатации возобновляемых ресурсов биосферы на основе изложенных выше принципов, с минимальным ущербом для состояния и воспроизводства природных систем и с максимальным применением щадящих гуманных методов.