Доклад выполнил Антонов В., гр. 3135, ММФ НГУ
2005 г.
Введение.
Приступая к работе над данным рефератом, я, честно говоря, не знал, что писать, так как подобную работу я делаю впервые. За это время, я прочитал и проанализировал материал из книг и с сайтов, и взгляды авторов порой отличались достаточно сильно – от приверженцев идеологии коммунизма и скептиков, до оккультистов, что, на мой взгляд, придаёт работе некоторый кругозор. Итак, начнём!
Средние века.… При этих словах в воображении многих тот час же рисуются турниры рыцарей, бродячие музыканты и благородные дамы, что не совсем соответствует действительности. Грязь, нищета, периодические эпидемии, выкашивающие по полконтинента, всеобщая истерия – это далеко не полный перечень «прелестей» того времени. Прибавьте сюда ещё тотальный контроль католической Церкви, и вы получите приблизительную картину того времени.
Теперь о благородстве - штурм Иерусалима в 1099 года, по словам очевидца, по своему духу даже близко не стоял с первоначальными целями. Ворвавшиеся в город, «крестоносцы» убивали всех, кто попадался на глаза, кони скакали по улицам города, «по колено в крови»… Это были безграмотные варвары, наводившие ужас на Церковь, защищать которую они и выступили. В большинстве своём, это были неудачники, желавшие получить имения на Святой Земле за штурм города.
В средние века в Европе царила универсальная религия, зато полная неразбериха в законах. Царей, не умевших читать и писать, прославляли за грамотность. Безрассудные орды первых крестоносцев убивали жителей Венгрии лишь за то, что они говорили на непонятном наречии и были приняты за сарацинов. Во всех классах общества наблюдалась склонность к излишней эмоциональности и истерии. Регулярно появлялись «предсказатели» и «мессии», предрекающие скорый конец света, что, несомненно, сказывалось на эмоциональном настрое людей.
Религия – это попытка построить такую систему взаимоотношений и обрядов, которые позволяли бы победить страх перед одиночеством и индивидуальностью. Средневековая католическая Церковь хоть и была порой неразборчива в средствах, всё же более менее успешно справлялась с этими задачами. Те, кто сам не испытывал выгод от подобного «освобождения», не способны признать его силу, как не способны понять всех преимуществ тоталитаризма, кто не жил под ним. Это были времена настоящей веры, потому любая критика Церкви воспринималась «в штыки». Тоталитаризм не имеет права на компромиссы и осуждения – он неизбежно проиграет...
Теперь вспомним о «страже Церкви». О средневековой Инквизиции. Думаю, бесспорным является утверждение, что она являлась решающим фактором во многих событиях того времени. Споры о том, какую же всё таки она сыграла роль в Истории, не утихают до сих пор. Не забывают о «наследии» Инквизиции и сегодня. Так, например, есть данные, что в 1965 году ЦРУ приобрело в ФРГ около 15.000 томов об инквизиции (в том числе методов допроса и пытках) для полицейских подразделений, что может служить, в некотором роде, оценкой заслуг того режима. Некоторые склонны сравнивать её со зверствами нацистов периода Второй Мировой Войны (были они или нет, это разговор особый, но он выходит за рамки реферата), другие, напротив, приводят аргументы в защиту, и некоторые из них заслуживают отдельного рассмотрения. Принято считать, временные рамки и. – с XIII века, когда была написана папская булла о преследовании альбигойцев, до XIX века, когда и. была повсеместно запрещена. Хотя ещё до 1966 г. в Ватикане существовала конгрегация инквизиции (т.н. «Священная Канцелярия»).
Когда я читал книги, легшие в основу этого реферата, сделал интересное наблюдение – получилось, любое историческое событие можно повернуть так, чтобы существующий правящий режим был удовлетворён. Коммунисты? Пожалуйста, вам аргументы против «опиума для народа»… Ватикан? Вот держите, и вам оправдания.… Как же быть? А быть может не стоит оценивать это всё так критично? Для того, чтобы осуждать это время, надо жить в нём. А то сейчас достаточно просто говорить – это пережиток эпохи, это мракобесие, это зло… Психологию военного времени нельзя переносить на мирное время. А средние века это как раз и есть постоянная война «всех против всех».
Ещё одна проблема качественного исследования , на мой взгляд, состоит в следующем – в виду отсутствия свободного времени для самостоятельного «глубинного» исследования предмета, приходится довольствоваться уже написанными трудами, что влечёт за собой некоторый казус – на данный момент есть очень большое количество работ (по некоторым данным, по одной Инквизиции написано около 16.000 работ), авторы которых придерживаются порой прямо противоположных точек зрения, и, как итог, на совести автора остаётся, какую именно точку зрения принять.
Тайные общества.
После короткой «зарисовки» о той эпохи, настало время перейти к Тайным Обществам. Для начала, постараемся понять – откуда они пошли? Почему у народа возникла необходимость «шифроваться» от властей? Вспомним историю - приблизительно, IV век нашей эры. Христианство становится доминирующей религией в Римской Империи, и вполне естественно, начинает бороться со всякими «конкурентами». Ещё живо (а порой – не просто живо, процветает!) во многих уголках континента язычество, народ не готов к столь резким переменам, а тут – раз! Церковь устанавливает свои правила. Тоталитаризм не потерпит конкурентов на престол. Многие ереси того времени, даже не были ересями в прямом толковании – иногда это была смесь языческих обрядов со Священным Писанием. Вальденсов, к примеру, сжигали на кострах примерно за те же обряда, за которые францисканцев канонизировали. Достаточно взглянуть на наше Русское Православие, которое формировалось чуть позже. Многие праздники имеют языческие корни (как например, «День Ивана Купалы»). Кстати, именно в те времена, по некоторым источникам, была изменена Библия. Главы «неугодные» Церкви, попросту «забывались», некоторые каноны переписывались заново.
Так почему же всё таки стали появляться разные секты? На мой взгляд, для этого было очень много причин – слишком сильная «опека» со стороны Церкви, неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, а иногда недовольство «работой» Церкви, так как многие священнослужители того времени погрязли в распутстве и взяточничестве – вот далеко не полный перечень….Можно сделать ещё одно интересное наблюдение – как раз в те времена люди перестают воспринимать всё на веру – начинают размышлять о «вечных проблемах», вскоре мы увидим к чему это приведёт….
Классификация.
Манихейство. Рассмотрение различных ересей целесообразней начать именно с него, так как почти все «секретные» общества того времени переняли от М. часть учения. М. - древнеперсидское дуалистическое учение. Его основатель – пророк Мани (216-274(277)гг.), родился в г. Ктесифон, где на то время существовала атмосфера терпимости, и по соседству прекрасно уживались ислам, христианство, иудаизм и даже зороастризм. Его отец, Патицций, принадлежал к секте мугатасилахов («крестящие сами себя»), смеси иудаизма и христианства, проповедовавшей одни ограничения, которым уделялось больше времени, чем самой вере. Мани «вступил» в неё в возрасте 4х лет, а в 12 лет его стали посещать первые видения. В его учении тесно переплелись иудаизм, христианство, буддизм, индуизм и зороастризм, от которых он брал что то для своего учения. Из индуизма, например, – цикличность всего происходящего (сначала Золотой Век, затем Серебряный и итд.) и идею о перевоплощениях душ, но основу всё же составило христианство (хотя Мани и отрицал Евангелие). Очень много времени проповедник отдал миссионерской деятельности. Особо это учение прижилось в Китае, где его местами принимали за буддизм. К концу III века, его общины были уже во всех крупных городах Римской Империи. В Европе это учение достаточно быстро завоевало популярность, особенно на юге Франции, в области Лангедок.
Об этой области стоит сказать чуть поподробнее, так как именно там чуть позже начнут процветать различные течения, несовпадающие с мнением католической Церкви, и, по сути, которые станут прямыми причинами Инквизиции. В III – XIII вв. это был богатый край с обширными виноградными долинами и сонными людьми. Окружение накладывает свой отпечаток на личность – люди там были в основном индифферентные к окружающему, и не сильно жаловали священников, что дало благодатную почву для всякого рода ереси. Но мы к ним ещё вернёмся.
Постепенно, иногда под влиянием местных факторов, это течение претерпевало значительные изменения. Некоторым стало казаться, что целесообразнее поощрять в себе тёмную половину, что привело к шабашам и банальному сатанизму (банальному – потому что, на мой взгляд, тут особого ума не надо – читай Библию задом наперёд, плюй на Распятие, предавайся оргиям… что тут сложного?), при всём при этом, их продолжали относить к манихеям, за что последние в итоге подверглись жестоким гонениям. Сюда почему то относили орфитов (которые поклонялись библейскому змею-искусителю), каинитов (секта, приверженцы которой, считали братоубийцу Каина своим «идейным вдохновителем» и основателем), карпократов (которые считали совершение уголовных преступлений своим долгом). Иногда их называли болгарами или буграми, за то, что последователи Мани долгое время жили на территории Болгарии. Правда, та секта уже почти ничем не напоминала «классиков» манихеизма, кроме, быть может, дуалистичности учения – разврат, шабаши стали почти повсеместным атрибутом их жизни. Кстати, на мой взгляд, именно оттуда пришёл к нам в русский язык термин «бугрство» (некий намёк на гомосексуализм), который был в ходу в XVIII – XIX веках.
Патарины. От слова «патарино» - подлый человек. Кровавая секта, проповедовавшая анархию и террор. При этом имела неплохую организацию – была своя разведка, была разработана система явок и паролей, незаметных для окружающих. Эта система в дальнейшем была доведена до такого совершенства, что человек, не посвящённый в эту тайну, мог попросту ничего не заметить. Внутри этого течения наблюдался большой разброс в идеологии. Так, к примеру, одни считали, что дьявол – старший брат Бога, другие думали, что Люцифер и есть Бог, третьи вообще отрицали существование души. Неправда ли похоже на современных сепаратистов? Такой же разброс в идеологии, кроме одного – «террор – средство достижении цели!» И не столь уж важно, что патарины боролись против Церкви, а их современники – против правительства, ведь Церковь, по сути, им и являлась в те времена.