Реферат по истории выполнила Быстрова Ася
апрель - май 1996 года
Через пять лет я буду господином мира. Осталась одна Россия , но я раздавлю ее. С этими словами Наполеон и его 600-тысячная армия перешли российскую границу.
Начиная войну, Наполеон планировал приграничное генеральное сражение, но отступавшая русская армия завлекла его далеко от границы. Продвигаясь вглубь России Наполеон терял свои силы из-за бесконечных нападений со стороны крестьян, оставлявших свои деревни. “Кровь и пожары дымились на длинном пути вторжения”, — писал участник отечественной войны 1812 года Ф. Глинка. “Французы, в полном смысле шли по пеплу русских сел”.
Участник похода в Россию французский генерал Ф. Сегюр в своих воспоминаниях приводит высказывания маршала Даву : “Должно сказать , что отступление русских совершается в удивительном порядке. Одна местность , а не Мюрат определяет их отступление . Их позиции избираются так хорошо, так кстати, и каждая из них защищается соответственно их силе и времени, которые генерал их желает выиграть, что, по справедливости, движение их, кажется, идет сообразно с планом, давно принятым и искусно начертанным.”
Главное и принципиально новое состояло в том, что Кутузов решил применить отличную форму борьбы. Если Наполеон стремился победы одним ударом в генеральном сражение, то Кутузов противопоставил Наполеону другую стратегию, сочетавшую в себе целую систему отдельных сражений, растянутых в глубину, маневров, активную оборону с последующим переходом в контрнаступление. Отводя армию вглубь страны, Кутузов уже тем самым как бы подготавливал необходимые условия для последующего перехода к активным наступательным действиям. В этом отношении грандиозное сражение у Бородино сыграло огромную роль. Оно было обусловлено прежде всего стратегической целесообразностью, направленной на срыв наполеоновского плана достижения победы в одном генеральном сражении, на приостановление дальнейшего продвижения наполеоновской армии к Москве, на создание прочного фундамента будущей победы над врагом.
Историческому дню 26 августа 1812 года посвящена обширная литература. О Бородине писали историки и писатели, стратеги и тактики.
В течение долгого времени в литературе существовало мнение о якобы стихийном возникновении Бородинского сражения. Иностранные историки (Вандаль, Сорель, Мадлен и др. ) настойчиво утверждали, что Наполеон, владея стратегической инициативой и стремясь во что бы то ни стало разгромить русскую армию, заставил Кутузова пойти на это сражение. Аргументы их в основном сводятся к тому, что Наполеон развивая наступление на Москву, поставил русскую армию в безысходное положение, что наседавшая наполеоновская армия так прижала русских, что им просто некуда было деваться.
Другая, довольно большая группа историков утверждала, что причиной сражения у Бородина явилась необходимость удовлетворить общественное мнение и что Кутузов вопреки военным соображениям, в угоду лишь царю и дворянству решился пойти на это кровопролитное сражение. Клаузевиц писал : “ Кутузов, наверное, не дал бы Бородинского сражения, в котором, по-видимому не ожидал одержать победу, если бы голоса двора, армии и всей России не принудили его к этому. Надо полагать, что он смотрел на это сражение как на неизбежное зло”.
Так или иначе, но Кутузов поставил цель максимально обескровить противника, вывести из строя его лучшие силы и, главное, не допустить Наполеона к Москве.
Но почему же именно у Бородина произошло сражение ?
Первоначально позиция была намечена у Колоцкого монастыря, но при детальном осмотре она была признана неудачной. На этом месте был оставлен арьергард Коновницына, а армия отошла по направлению к Бородину. В 12 километрах от него полковник Толь наметил новую позицию, но Кутузову она не понравилась, ибо местность изобиловала лесами, мешавшими маневрировать коннице и пехоте. Опередив армию, Кутузов прибыл в Бородино и там окончательно выбрал позицию для сражения.
Что представляло собой Бородинское поле?
Бородинское поле расположенно в 124 километрах от Москвы. Это холмистая, пересеченная значительным количеством речек и ручьев, местность. Восточная часть Бородинского поля более возвышенна. Здесь, в окрестностях села Бородино, деревень Горки и Семеновское, множество курганов и холмов, господствующих над окружающей местностью. Через село Бородино протекает река Колоча, которая впадает в реку Москву. Река , местами очень мелкая, имеет высокий, обрывистый берег на всем протяжении ниже села Бородино.
В чем заключались особенности бородинской позиции?
Избранная в окрестностях села Бородино позиция имела важные преимущества. Ее правый фланг был надежно прикрыт высоким берегом реки Колоча, достигавшим более чем 20-метровой высоты. Холмы и курганы были удобны для артиллерийских батарей. Большинство притоков реки Колоча — речка Война, ручьи Семеновский, Каменка, Огник и другие — пересекали Бородинское поле с юга на север, на их берегах рос густой кустарник, и здесь могли быть подготовлены позиции для стрелков. В глубине позиции местность была лесистой, и здесь могли скрытно расположиться сильные резервы. Левый же фланг подходил вплотную к лесу, поросшему густым кустарником и местами заболоченному. Лес прикрывал русскую позицию слева и являлся естественным препятствием для неприятельской пехоты и конницы в случаи их попытки совершить обход русских войск с этой стороны. Но в левом фланге заключалась и слабость этой позиции: он был открыт для фронтального удара.
С запада на восток через деревню Валуево, село Бородино, деревню Горки проходит Большая, или Новая, Смоленская дорога. Почти параллельно ему, примерно в 4 километрах южнее села Бородино, через лесистую местность тянулась Старая Смоленская дорога. Обе дороги сходились несколько западнее города Можайска. Избранная М. И. Кутузовым позиция позволяла на сравнительно узком участке фронта ( около 4 километров ) прикрыть эти дороги на Москву.
Выбирая эту позицию, Кутузов исходил из расчета, что из двух дорог, проходящих через Бородинское поле, Новая Смоленская шире и лучше Старой. Новая дорога была основным стратегическим направлением на Москву. Кутузов определил это с момента выбора позиции, решив прикрыть и защищать именно это направление, в то время как остальные пункты играли лишь тактическое значение.
Командующий считал позицию у села Бородино одной “из наилучших, какую только на плоских местах найти можно”. По его мнению, слабым участком был левый фланг, но этот недостаток он рассчитывал “исправить искусством”.
Заняв такую (с очевидными плюсами и минусами) позицию, Кутузов рассчитывал принять на ней и отразить лобовой удар противника, но сохранял за собой и возможность уклониться от боя в случае, если Наполеон попытается его обойти. “Желательно, — доносил он царю, — чтоб неприятель атаковал нас в сей позиции; в таком случае имею я большую надежду к победе”.
Готовясь к Бородинскому сражению, русское командование развернуло активную деятельность. Оно стремилось обеспечить своим войскам наиболее выгодные условия борьбы и с этой целью подтягивало наличные резервы; для содействия регулярным войскам привлекалось народное ополчение. Принимая решение дать генеральное сражение, М. И. Кутузов рассчитывал на вполне реальные резервные силы в лице Московского и Смоленского ополчений. Накануне Бородинского сражения в районе Можайска было сосредоточено до 12 тысяч воинов Смоленского и свыше 27 тысяч Московского ополчений. Н. П. Поликарпов, специально исследовавший вопрос о составе Московского ополчения в день Бородинского сражения, пришел к выводу, что численность Московского ополчения составляла 25 834 человека.
Конечно, участие Московского и Смоленского ополчений в генеральном сражении и во вспомогательных операциях не могло обеспечить в тот момент русской армии перевеса сил в такой степени, чтобы затем перейти в стратегическое наступление, как это предусматривалось по плану М. И. Кутузова. Так как около 100 тысяч ратников губернских ополчений, входивших в 1 округ, по вине командующего ополчением Ростопчина не были готовы.
22 августа 1812 года в связи с принятием решения дать генеральное сражение энергично проводилась инженерная подготовка Бородинской позиции. К сооружению укреплений — редута, флешей, люнетов — широко привлекались ратники Московского ополчения. По приказу П. И. Багратиона 23 августа “в помощь же всем рабочим наряжается особо 400 человек ратников, которых и имеет господин генерал-майор Ферстер употреблять по собственному благоусмотрению” . День и ночь они возводили Шевардинский редут, на котором установили 12 орудий батарейной роты. “Мы не нуждались в работниках, ибо имели в своем распоряжении от 15 до 16 000 ополчений и множество потребных к тому орудий...” — писал Барклай-де-Толли.
По-видимому, на основаниях подобных свидетельств в исторической литературе получило распространение мнение, что ратники в Бородинском сражении использовались главным образом в инженерно-строительных работах или в качестве санитаров. Но к свидетельствам такого рода следует относиться критически. В действительности же большое количество ратников, строивших укрепления вплоть до дня сражения, затем заняли свои места на позиции и сражались с неприятелем вместе с регулярными частями армии.
Стремясь заставить Наполеона принять сражение на бородинской позиции и навязать ему наступление лишь с фронта, М. И. Кутузов в первую очередь решил укрепить правый фланг. В тот же день, когда русская армия остановилась у села Бородино, войска приступили к сооружению около деревни Маслово группы полевых укреплений, состоявших из одного редута и двух люнетов. Несколько батарей стали сооружать вдоль правого берега реки Колоча.
Но какие силы стояли друг против друга на Бородинском поле?
Войска Кутузов расположил следующим образом :