Юридическому оформлению фактических отношений колоната способствовало введение нового земельного налога, в соответствии с которым ценность земельного участка и земельная рента увеличивались, если на ней жили колоны. С этих пор оставление земельного участка колоном означало уменьшение ценности участка, что и послужило предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле в классическом римском праве. Право собственности на землю гарантировалось «до тех пор, пока она обрабатывается и дает доход, поступающий в фонд государства, города, фамилии» (Е.М. Штаерман). Конституция императора Константина 322 г. предписывает принудительно возвращать самовольно оставивших земельные участки колонов. Другой акт 357 г. запрещает отчуждение земли без живущих на ней колонов. Законодательство Поздней империи наделило собственников земли некоторыми элементами дисциплинарной власти над колонами.
Колоны были правоспособны, могли заключать договоры, иметь семью, наследовать и оставлять наследство, предъявлять иски к третьим лицам, но не к хозяину земли. Отношения между собственником земли и колоном основывались на публичном праве, в котором положение колона ограничено жесткими рамками: он связан и с собственником земли, и с государством, а сбросить бремя колоната можно было лишь приобретением обрабатываемого земельного участка.
Еще романисты XIX– начала XXв. характеризовали колонат как зародыш феодализма, а колона – как предшественника средневекового крепостного крестьянина» (Римское частное право: Курс лекций / Хутыз М.Х. М.: Былина, 1994. – стр. 50 – 51).
4. БОРЬБА РАБОВ ПРОТИВ УГНЕТЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЯ В ИХ ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ.
4.1 Общие сведения.
«Сами рабы хорошо осознавали несправедливость существующего положения. В конце 3 века до н.э. в комедии Плавта «Амфитрион» раб царя Сосия высказывается в следующем духе:
Тяжело у знатного рабом служить,
А того тяжелей служить богачу!
Беспрерывная работа день и ночь – все мало!
Делай то! Слушай то-то! Нет тебе покоя!
Сам же господин – богат он, а труда не знает;
Что на ум взбредет ему, все, думает, возможно!
Так и надо! А не взвесит, сколько таи работы!
Верен ли приказ, не верен – он не поразмыслит.
Неправда великая в рабстве таится,
Ярмо это с тяжким трудом переносишь.
Рабы яростно и всеми способами сопротивлялись хозяевам – угнетателям, стараясь досадить им и причинить ущерб: отдавали на сторону волов, мучили их работой и побоями, плохо кормили скот, дурно пахали, расходовали больше семян, чем следовало, нехотя ухаживали за посевами, на току во время молотьбы старались уменьшать количество зерна, часть его украсть или дать возможность похитить другим, вели неправильный учет ссыпанному и пр. Часты были убийства жестоких хозяев. … Не менее часты были самоубийства и побеги рабов, не желавших дальше выносить жестокость хозяев. Но у беглеца имелось мало шансов на успех» (Валентин Лесков. Спартак. Ростов – на - Дону: изд-во Феникс, 1997. – стр. 67).
«От периода VI– IIIвв. до н.э. не дошло известий о массовых восстаниях рабов; они еще не выступали самостоятельно, а вели борьбу в скрытых формах (бегство, порча орудий) или принимали активное участие в волнениях полусвободных и разоряющихся слоев населения. Так, в Риме рабы принимали участие в захвате Аппием Гердонием, стремившемся к восстановлению царской власти, крепости Капитолия в 460 г. до н.э., в волнениях должников в начале IVв. до н.э., в массовом народном движении 342 г. до н.э.» (История Древнего Рима /Под ред. А.Г. Бокщанина и В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1971. – стр. 61).
Другой же источник утверждает, что «Первая попытка восстания рабов в Риме произошла еще в конце Vв. до н.э. … В 198 г. до н.э. произошли вспышки волнений рабов в Лации. В 196 г. восстали рабы в Этрурии, а в 185 г. попытались восстать рабы-пастухи на юге Италии – в Апулии. Все эти относительно мелкие восстания были легко подавлены. Но постепенный рост массы невольников, использовавшихся в крупных сельских хозяйствах Центральной, южной Италии и особенно на острове Сицилия, привел к резкому усилению освободительного движения рабов в третьей четверти IIв. до н.э.» (История древнего мира: Ч. II Греция и Рим. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Бокщанин А.Г., Дворецкая И.А., Крушкол Ю.С.и др.: Под. ред. А.Г. Бокщанина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – стр. 267-268).
Далее автор настоящей работы предпочтет ограничиться лишь приведением дальнейшей хронологии восстаний рабов, полученной из только что указанного источника, и перейти к подробному описанию восстания Спартака. Это описание во многом имеет самое непосредственное отношение к теме данной работы.
138 –132 гг. до н.э. | Первое восстание рабов на Сицилии |
104 –101 гг. до н.э. | Второе восстание рабов на Сицилии |
74-71 гг. до н.э. | Восстание рабов в Италии под предводительством Спартака |
260-е гг. н.э. | Восстание рабов на Сицилии |
4.2 Восстание рабов под предводительством Спартака.
«Восстание рабов началось с заговора гладиаторов в г. Капуе в 74 г. до н.э. Гладиаторы должны были драться насмерть на потеху римской публике на арене амфитеатра. Иногда устраивались настоящие сражения, когда несколько сотен гладиаторов бились одновременно. Гладиаторские бои приобрели в Iв. до н.э. большую популярность. Они устраивались не только в Риме, но и во всех больших и даже малых городах. Количество гладиаторов резко возросло; они стали заметной прослойкой среди рабского населения». (История Древнего Рима /Под ред. А.Г. Бокщанина и В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1971. – стр. 210). «Бойцы набирались из преступников, а также из купленных рабов. … Нужда в гладиаторах была столь велика, что что предприимчивые дельцы – ланисты стали открывать специальные школы, в которых проходили подготовку гладиаторы, продававшиеся затем организаторам «игр».
Одна из таких школ гладиаторов, принадлежащая некоему Лентулу Батиату, находилась в Капуе. В числе прочих в нее попал и Спартак. Воин в римских вспомогательных отрядах, он перешел на сторону противника, был ранен, взят в плен и продан, как дезертир, в школу гладиаторов…
Как рассказывал историк Аппиан, «Спартак уговорил около семидесяти своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать жизнью в театре».
Вооруженные вертелами и кухонными ножами Спартак и его товарищи напали на стражу, прорвались за город и ушли на гору Везувий. Укрепившись, они стали громить соседние виллы и освобождать рабов. Тогда из Рима был прислан пропретор Гай Клодий с 3 тыс. человек. Римляне блокировали спуск с горы, но восставшие, сплетя лестницы из виноградных прутьев, спустились по отвесным скалам и ударили на римский лагерь с тыла. Отряд Клодия был разгромлен. Восставшие захватили оружие римских воинов. После этого сражения войско восставших стало быстро увеличиваться и превратилось в армию из нескольких тысяч человек.
Так как восстание рабов охватывало все новые районы южной Италии, сенат направил на его подавление армию из двух легионов. Спартак разгромил и это римское войско. Восстание ширилось, войска Спартака, организованные по римскому образцу, захватили ряд селений и городов в Лукании и Апулии. … (Описание дальнейшего хода восстания не имеет смысла в связи с тем, что оно насыщено большим количеством историко – географических подробностей, не имеющих отношения к тематике данной работы. – Примечание автора работы)…
…Спартак…погиб при попытке прорваться к ставке Красса, а армия его была разбита (71 г. до н.э.).
…великое италийское восстание рабов оказало огромное влияние на последующее развитие римского общества и государства». (История древнего мира: Ч. II Греция и Рим. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Бокщанин А.Г., Дворецкая И.А., Крушкол Ю.С.и др.: Под. ред. А.Г. Бокщанина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – стр. 294 – 297).
4.3 Изменения в правовом положении рабов.
«…С конца Iв. намечается тенденция вмешательства государства в отношения раб – господин с целью ограничения произвола рабовладельцев. Последним, а также муниципальным магистратам запрещается казнить рабов, навечно заковывать, отдавать их в гладиаторы. Преступления, совершаемые рабом, отныне подлежали ведению суда. Они также сами несли ответственность за преступления, совершаемые с ведома или по приказу хозяев. Даже жалобы господ на интимные связи рабов с их женами рассматривались органами государства, о чем упомянул император Септимий Север, уточняя обязанности префекта Рима (D.1.12.5.). В соответствии с эдиктом императора Клавдия больной раб, лишенный помощи хозяина, обретал свободу. Конституция другого императора – Антонина Пия – устанавливала уголовную ответственность господина за убийство своего раба.
К этому времени относится окончательное оформление принципа favor libertatis, согласно которому в случае сомнения в статусе человека, возникшего в судебном споре, оно толковалось в пользу признания его свободным. Так же решались аналогичные ситуации: если раб должен был получить свободу по выполнении какого-либо условия, соблюдению которого препятствовали, он тем не менее получал свободу; раб приобретал статус свободного человека и в случае признания недействительным завещания, по которому он получал свободу; при сокрытии наследником завещания, освобождавшего раба, последний мог обратиться в суд, хотя вообще такая возможность принципиально исключалась (cum servo nulla actio est– в отношениях с рабом нет иска – D. 50.17.107).
Таким образом, власть отдельных рабовладельцев над рабами была значительно поколеблена, последние, оставаясь в подчинении своих господ, в определенной степени приобрели подданство государства. Смягчение положения рабов объясняется не только развитием гуманистических тенденций. Либерализацией рабовладельческой системы государство стремилось не обострять отношений дол крайностей и тем самым сохранить ее. С либерализацией осуществление репрессивной политики против рабов не прекращается, напряженность социальных отношений сохраняется, в том числе и по причине рабской преступности. При Антонинах (II в.) расширяются границы применения Силанианского сенатусконсульта, его основательно комментирует Ульпиан (IIIв.):этот сенатусконсульт остается актуальным спустя более двух веков после появления. Современный французский романист М. Морабито отмечает, что почти до конца классического периода рабы все еще упоминаются вместе с другим имуществом: от земельных участков и домов до одежды и продуктов питания» (Римское частное право: Курс лекций / Хутыз М.Х. М.: Былина, 1994. – стр. 46 – 47).