ВВЕДЕНИЕ.
«В мире 4 правовые системы: англосаксонская, романо-германская, восточная и азиатская. Они базируются на римском праве. Римские юристы заложили основные понятия, которые используются и в настоящее время» (Конспект лекций по предмету «Римское право»),. Из вышеизложенного следует римское право является основой большей части тех правовых норм, которыми человечество пользуется в настоящее время. В работе рассматривается вопрос правового положения рабов Древнего Рима. По идее, эта работа носит характер исторического исследования. То есть изучается то, что было в прошлом, однако в настоящее время этого нет. К сожалению, это не так. Проблема рабства актуальна и в настоящее время. На нынешней стадии развития Homo sapiensрабство в любой форме, пусть даже завуалированной - это позор. Позор всего человечества. Исторический регресс, противоречащий законам диалектики.
Все же основная часть работы посвящена исследованию правового положения рабов в Древнем Риме. Рассматривается понятие рабства, причина появления таких классов, как рабы и колоны. Затем описывается их правовое положение. Также автор считает нужным привести несколько цитат из литературных произведений того времени, переведенных с латинского языка и рассказывающих о жизни рабов. Также автор посчитал необходимым включить в работу и главу, посвященную попыткам рабов изменить свое положение.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБСТВЕ.
1.1 Основные понятия.
Для начала автор считает необходимым провести анализ полученных из разных источников сведений о том, как возникло вообще понятие рабства.
По сведениям, полученным из юридического энциклопедического словаря, «рабство - ... «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности» (Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2001. - стр. 338). Это современное определение. Однако корни рабства, как известно, уходят в глубокую древность. Анализируя правовое положение рабов того времени, нынешние историки на основании тех сведений и дали это определение. Оно породило много однокоренных терминов и понятий. Например, «рабовладельческий тип государства», «рабовладельческая формация». Об этом ниже.
«Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства» (Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. - М.: Интерстиль, 2001. - стр. 91). «Марксистско-ленинская типология государства и правабазируется на категории общественно-экономической формации.Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понимания истории. Формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления... Формационный критерий, лежащий в основе марксистско-ленинской типологии государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний исторический тип - социалистическое государство...
Рабовладельческий тип государства- исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.» (Там же, стр. 90-91).
Данные цитаты были сделаны для объяснения понятий «формация» и «тип государства», которые встретятся в процессе дальнейшего исследования вопроса, обозначенного в названии данной работы.
1.2 История становления рабовладельческих отношений в Древней Италии.
«Смена первобытно-общинной формации рабовладельческой, становление и укрепление последней во всех областях Древней Италии растянулось на несколько столетий. Раннерабовладельческие общества в Италии в VII- VI вв. до н.э. представляли собой не чисто рабовладельческие государства с четко выраженным делением на классы, а сочетание новых прогрессивных рабовладельческих отношений с сильными пережитками родовых обычаев и учреждений. По мере дальнейшего развития общественных отношений укреплялось и внедрялось рабовладение, с одной стороны, разлагались и исчезали остатки первобытных отношений, с другой.
Разные области Италии перешли от родового хозяйства к классовому рабовладельческому обществу не одновременно. Раньше весь этот переход завершился в этрусских городах и греческих колониях (VIIIв. до н.э.). В Риме и некоторых латинских городах классовый строй оформился в VIв. до н.э. У самнитов, осков и других горных и отсталых племен разложение первобытных отношений происходило медленнее. Зарождение государственного аппарата начинается у них в IVв. до н.э.
Разложение родового строя и становление рабовладельческих отношений наиболее удобно проследить на примере эволюции общественного строя и государственных учреждений Рима.
Основными классами раннеримского общества были патриции, плебеи и рабы, одновременно были и сословиями, т.е. они различались друг от друга не только наличием или отсутствием собственности на средства производства, но и различными юридическими правами: всей полнотой прав обладали патриции, плебеи пользовались меньшими правами, а рабы были полностью лишены каких-либо прав... В VI- IIIвв. до н.э. рабский труд проникает в различные отрасли производственной деятельности в Риме - рабы обрабатывают поля, трудятся в ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве. В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники, существовало и домашнее рабство. Запрещение долгового рабства в Риме в 326 г. до н.э. сделало порабощение пленных основным источником пополнения класса рабов.
Раннерабовладельческие отношения называют патриархальным рабство и отличают их от развитого классического рабства. При патриархальном рабстве производство направлено на создание не товаров, а лишь средств существования рабовладельцев, господствует натуральное хозяйство, а товарное производство находится в зачаточном состоянии. Поскольку связи с рынком слабые, а необходимость в прибавочном труде раба ограничена потребностями рабовладельца и его семьи, то эксплуатация раба не достигала крайних пределов. Несмотря на использование рабов в различных отраслях производства, их было еще мало, они еще не стали основными производителями. Рядом с рабами трудились свободные. Зачастую бок о бок с рабом трудился и сам хозяин и его дети.
Раб еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые (хотя самые минимальные) права человеческой личности. Раба не включали в инвентарь имения, рабы отвечали за некоторые поступки перед судом (в более поздний период его наказывал хозяин), могли выступать поручителями и быть усыновленными. Рабы имели право участвовать в некоторых религиозных культах и праздненствах. Согласно религиозным представлениям, рабам предоставлялся отдых и праздники, а слишком жестокое обращение с рабами, напрасное пролитие крови признавалось неугодным богам» (История Древнего Рима /Под ред. А.Г. Бокщанина и В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1971. – стр. 59 – 60). «На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным, и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались, в частности, в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников; обозначение отношений господина и раба термином «potestas» свидетельствовало о признании определенных элементов личности последнего» (Римское частное право: Курс лекций / Хутыз М.Х. М.: Былина, 1994. – стр. 45)
«Грань между свободой и рабским состоянием не была резкой, она смягчалась и затушевывалась существованием переходных от рабства к свободе различных категорий зависимости: клиентской связи, домашнего рабства, кабального должничества.
Самым бесправным было положение рабов-военнопленных, поскольку рабовладельца не связывали с ними ни племенные, ни родственные, ни религиозные, ни какие-либо другие отношения. Поэтому и классовые противоречия рабов и рабовладельцев не обнажились, были еще скрыты, тесно переплетались с социальными антагонизмами других зависимых прослоек населения :обедневших плебеев, кабальных должников, клиентов...
В IIIв. до н.э. в социально-экономической жизни Рима произошли глубокие изменения. Патриархальная система рабства к этому времени развилась в так называемое классическое рабство, т.е. рабовладельческий способ производства достиг наибольшей зрелости и законченности.
Патриархальное рабство возникло у большинства народов земного шара при разложении у них родового строя и формировании классовых отношений. Однако некоторые народы в процессе общественного развития и формирования классов перешли к более высоким, чем рабство, общественным отношениям, минуя стадию классического рабства. Рабовладельческая общественная формация у таких народов не достигла полной зрелости.