местное население уже не видело разницы между Литвой и Московией.
В 1564 году русские войска терпят два крупных поражения, нарушив перемирие, возобновляет набеги Дивлет-Гирей. В том же году полчища Дивлнт-Гирея опустошили рязанские и другие земли на юге.
По существу, России с этого времени пришлось воевать на двух фронтах: западном, против Литвы и Ливонии, и южном, против Крыма и стоявшей за ним Турции.
30 мая 1566 года в Москву въехало пышное литовское посольство. Царь и бояре услышали предложение посла гетмана Ходкевича заключить перемирие; по нему Россия сохраняет земли, захваченные в Прибалтике. Царь созвал Земский Собор, и его участники - члены Боярской Думы, церковные иерархи, приказные дельцы, верхи дворянства и купечества - высказались за продолжение войны. Им казалось возможным успешно завершить ее, завоевать всю Ливонию.
В последующие годы победы перемежались поражениями. Русским вскоре пришлось столкнуться на полях сражений с объединенными войсками Речи Посполитой, как стали называть Польшу и Литву, которые объединились в единое государство по Люблинской унии 1569 года.
Русские армии одерживали победы и захватили почти всю Ливонию кроме Риги и Ревеля (походы 1572-1575 и 1577-1578 гг.). Но вскоре начались серьезные поражения. На польско-литовский престол, вскоре после смерти Сигизмунда II, вступил Стефан Баторий, князь трансильванский. В 1579 году он отбивает Полоцк, Великие Луки и другие города и земли.
Границы страны оказались под угрозой. Но героическая оборона Пскова (1581 год), который Стефан Баторий осаждал пять месяцев, не стяжав успеха, заставила его пойти на переговоры. В 1582 году в Яме-Запольском русские послы заключили перемирие с Речью Посполитой. По договору Россия отказывалась от претензий на Ливонию и от Полоцка. В 1583 году было заключено Плюсское перемирие со Швецией, по которому Россия отдавала Швеции Ивангород, Нарву, все Балтийское побережье.
В результате Ям-Запольского и Плюсского перемирий Московское государство еще сильнее, чем в условиях татаро-моигольского ига, оказалось "повернутым" на восток. Ливонская война, разорившая страну и длившаяся четверть столетия, окончилась безрезультатно. Кроме того, Россия потеряла выход к Балтийскому морю.
В неудачном исходе Ливонской войны и разорении страны немалую роль сыграла опричнина.
3 декабря 1564 года царь с царицей и детьми, огромной свитой и охраной покидал свою резиденцию, взяв с собой царскую казну, одежды и драгоценности его семьи, иконы и кресты. 3 января Иван прибыл в Александрову слободу. Отсюда получили от него митрополит Афанасий и черный московский люд грамоты. В них он писал о своем гневе на бояр, приказных начальников и прочих за их неправды и измены, о том, что он не гневается на посадских людей и что из-за того, что бояре его не уважают, а народ не поддерживает, он отрекается от престола.
Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре, сановники, приказные люди просили митрополита умилостивить государя. Чтобы "ударить челом царю и плакаться", в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих посланцев "всего народа", Иван Грозный согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В самом общем виде они заключались в следующем: отныне царь будет по своему усмотрению "невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением достояния", без всяких претензий со стороны духовенства.
2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.
Термин "опричнина" происходит от старославянского "опричь"-кроме, поэтому опричников называли еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове "опричь" всех уделов. Царская реформа включала три группы мероприятий:
1.В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил "опричь" всей земли значительные территории на западе, севере, в центре и на юге страны, которые и составили его особое личное владение - государев удел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Старая Русса и ряд высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на севере и востоке, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Царь выбрал себе в удел те территории, которые были развиты экономически, а значит, и политически. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц, перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.
2. Для своей охраны государь создал из князей, бояр, дворян и детей боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только царю. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину... Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности , состоявшей в том , чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев -крамольников,
3. Та часть государства, которая осталась за пределами государева удела - опричнины, стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами здесь по-прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в области международных отношений, как и прежде, был царь.
4 февраля 1565г., т.е. на второй день после учреждения опричнины, началась новая полоса жестоких расправ за "великие изменные дела" с теми, кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили, других постригли в монахи и ссылали в отдаленные монастыри. Имущество всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.
Очевидно, царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком главного противника. В 15^6 г. он отобрал у своего кузена в опричнину значительную часть его удела. Таким образом Иван Грозный лишил Старицкого князя последней опоры -поддержки старицких феодалов.
Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили "всех и вся" без какого-либо разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией.
Естественно, что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов, но и в массе простого народа. Александрова слобода стала второй столицей Российского государства. В ней Иван IV прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей (дело боярина Федорова; убийство митрополита Филиппа, который открыто обвинял государя; убийство старицкого князя Владимира Андреевича и др.). Царь жил во дворце, обведенном валом и рвом. Никто не смел ни въехать, ни выехать без ведома Ивана Грозного: для этого в трех верстах от слободы стояла воинская стража. Новым ближним окружением Ивана стали Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский, Алексей и Федор Басмановы, Василий Грязной, для которых он приказал строить дворы в Александровской слободе.
На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной, в которой просила отмены опричнины. Грозный ответил на это усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено. Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через, некоторое время он был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым.
Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются "отдаться под власть Литовского княжества".
В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную экспедицию в Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг - опричников. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома, но не казней. Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну . Новгородско-Псковский поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казенных в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв.
Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову слободу. 5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны летом 1570г., и неожиданно в число обвиняемых по делу о "новгородской измене" попали многие из руководителей самих опричников. Жестокой казни подверглись фактически глава опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын Федор, любимец царя и др. Тогда в течение нескольких дней было казнено свыше 100 человек.