Смекни!
smekni.com

Становление личности в эпоху Петра I на образе А.Д.Меньшикова (стр. 4 из 5)

Путь Меньшикова в романе отражен настолько четко, что мы можем проследить за каждым шагом Алексашки, увидеть все взлеты и падения князя. В неожиданном и стремительном взлете Меньшикова дает себя почувствовать в народной среде будущая петровская Россия. Взлет Меньшикова сопровождается грубым обманом государства, хищничеством. Его деятельностью руководят жажда наживы, власти, почестей. Однако нужно отметить, что карьера Меньшикова и его успех - результат его собственных достоинств и заслуг.

А.Н.Толстой показывает, что реформы Петра при всей своей прогрессивности вовсе не означали социального переворота в русской жизни, и не только не освободили народ от вековой кабалы, но и совершались за счет эксплуатации. Это видно из того, что даже новый аристократ Меньшиков грабит казну и крестьян. Алексашка мечтает породниться с тем самым боярством, противником которого он как будто является.

Нельзя не выделить отношения Петра и Меньшикова. Алексашка относился к Петру, как к брату. Ради него светлейший способен на подвиг. Меньшиков любит Петра, привязан к нему и знает великого царя, как никто другой. Он постоянно с ним. Вместе с Петром он работал на верфи Ост-Индской кампании. В Голландии одновременно с ним получил от корабельного мастера аттестат, удостоверивший, что он овладел специальностью плотника-кораблестроителя. Из Голландии Петр отправился в Англию для обучения инженерному искусству кораблестроения. Его и здесь сопровождал Меньшиков. Алексашка во многом похож на Петра. Он, как и Петр, жадно впитывал увиденное, с поразительной легкостью усваивал азы артиллерийского дела, фортификации, кораблестроения. Это была практическая школа, расширявшая кругозор царского любимца.

Меньшиков, как и царь, участвовал в казнях стрельцов. Влияние Меньшикова на Петра было столь велико, что иногда, когда царь был в гневе, успокоить его мог только верный друг - Алексашка. Об этом

- 14 -

свидетельствует случай, происшедший на пиру у царского фаворита Лефорта. Находясь в состоянии крайней раздраженности, Петр выхватил шпагу и, ударив ею по столу, закричал на А.С.Шеина: "Так я уничтожу твой полк, а с тебя сдеру кожу до ушей!"*1

Причина же ярости Петра была в том, что царю стало известно, как боярин производил в офицеры и повышал в званиях, беря взятки. Петр находился в исступлении, и эпизод мог закончиться, по-моему, трагедией. Успокаивать разбушевавшегося царя кинулись учитель царя Зотов, князь-кесарь Ромодановский и Лефорт. Но Зотов получил удар по голове, Ромодановскому царь ранил руку. Петр занес шпагу, чтобы расправиться с Шеиным, но генералиссимуса спас от гибели Лефорт, схвативший царя за руку; самому Лефорту тоже досталось. Никто не мог бы погасить гнев царя, если бы не вмешался Меньшиков; неизвестно, как бы это все закончилось. Он увел царя в соседнюю комнату и устроил так, что от прежнего возбуждения не осталось и следа. Это вовсе не означает, что сам Александр Данилович был всегда защищен от царского гнева. Случалось, что Алексашке доводилось получать увесистые затрещины. Но несмотря ни на что, Меньшиков остается самой яркой фигурой рядом с Петром.

После смерти Лефорта Меньшиков становится доверенным царя в его амурных делах. Вместе с Петром он частенько навещал немецкую слободу, куда влекла царя дочь виноторговца Анна Монс.

В романе очень выразительно и полно показаны картины, выражавшие любовь Меньшикова к Петру, его преданность царю и делу, которое государь начал. Вот Меньшиков сидит перед Петром после возвращения из Юрьева - "любезный, румяный, с лукавыми огонечками свечей в ласковых синих глазах".*2 Он покидает роскошные комнаты своего дворца, как только Петр приезжает в Петербург, и снова мы видим его на кошме у постели "мин херца". Или, например: "- А что я скажу? Опять глупость какую-нибудь - тяп да ляп по-мужицки. - Меньшиков топтался, мялся и поднял глаза, - у Петра лицо было спокойное и печальное, таким он его редко видел. Алексашку, как ножом по сердцу, полоснула жалость. - Мин херц, - зашептал он, перекося брови, - мин херц, ну, что ты? Дай срок до вечера, приду в палатку, чего-нибудь придумаю..."*3 В этом эпизоде очень хорошо видно, что Меньшиков понимал Петра по его взгляду, жестам, выражению лица. И старался помочь изо всех сил. Во всем романе Меньшиков ни разу не назвал Петра царем или государем, он постоянно называет его "мин херц" и другими ласковыми словами.

Меньшиков помогал Петру и на любовном фронте.


*1) Павленко Н.И. "Полудержавный властелин", стр. 173

*2) Петров С.М. "Исторический роман в русской литературе", стр. 14

*3) А.Н.Толстой "Петр I", Москва, "Просвещение", стр. 383

- 15 -

В августе 1702 года Шереметьев овладел Мариенбургом. Среди взятых в плен оказалась семья Глюка, державшая в услужении сироту Марту. Сначала Марта попала в руки какого-то сержанта, затем оказалась у Шереметьева, а через некоторое время ее отнял у фельдмаршала Меньшиков. К тому времени ее стали называть Катериной Трубачевой. У Меньшикова ее заметил Петр. Быть может, знакомство Петра с Екатериной было случайным, но мне кажется, что это знакомство подстроил Меньшиков, дабы поднять настроение Петра. Но была и другая причина: с Анной Монс у Александра Даниловича сложились неприязненные отношения, и он был заинтересован в разрыве Петра с дочерью винодела. Со временем Екатерина прочно овладела сердцем царя. Своим возвышением она была обязана Меньшикову, и чувство признательности ему сохранила на всю жизнь. Хотя Катерина и нравилась Меньшикову, но ради Петра он отказался от нее. Ради Петра и его дела Меньшиков готов был поступиться спокойствием и удобствами оседлой жизни. Александр Данилович весь в движении и непрестанных заботах, всюду он присматривает за тем, сколь успешно выполняются его задания и Петра.

Фавориты всех времен держались на угодничестве, причем сфера их угождения могла быть самой разнообразной: одни преуспевали, способствуя в амурных делах, другие не жалели усилий для лести, третьи достигали успехов, организуя всякого рода забавы, наконец, четвертые завоевывали уважение и расположение царственных особ тем, что "не жалея живота своего", помогали им в их заботах по управлению страной. Такие фавориты становились соратниками и государственными деятелями. В свое время предшественник Меньшикова Франц Лефорт, весельчак и балагур, угождал юному Петру уроками изысканной вежливости, предупредительности, а также светского обхождения в дамском обществе, покорял его изобретательностью в развлечениях, добродушным юмором и бесконечной жизнерадостностью. Подобными качествами Александр Данилович не обладал. Да и вряд ли эти качества могли привлечь теперь внимание Петра - в его жизни наступил новый этап: игры в войну сменились настоящими войнами. В этих суровых условиях царь искал в фаворите совсем иные достоинства, которые как раз и были свойственны Александру Даниловичу: усердие, сочетаемое с талантами, беспредельная преданность и умение угадывать помыслы царя, распорядительность, опирающаяся на уверенность в том, что царь поступил бы в том или ином случае точно так же, как поступает он, Меньшиков. Иными словами, критерием "годности" фаворита становятся его деловые качества. Меньшиков, как и Петр, участвовал во многих сражениях и часто помогал царю советами и делами.

Меньшиков дважды отличился в сражениях под Нарвой. Под Петербургом впервые проявились его военные дарования. Русские

- 16 -

войска были заняты изгнанием шведов с берегов Невы. Формально войсками командовал Шереметьев, фактически - Петр с помощью Александра Даниловича Меньшикова, принимавшего непосредственное участие в военной кампании. Крепость Нотебург была взята при помощи лишь одних осадных лестниц.

Петру этот успех доставил огромную радость. Крепость Нотебург была переименована в Шлиссельбург.

Меньшиков постепенно накапливал опыт администратора и военачальника.

В романе мне очень понравился эпизод, где описывается "дурацкое щегольство" Меньшикова под Нарвой. Александр Данилович, узнав, что на башне стены стоит генерал Торн, нарвский комендант, толкнул коня и поскакал к башне. Петр попытался его остановить, но конь поскакал так быстро, что Меньшиков не услышал криков царя. Александр Данилович у самых ворот осадил коня, сорвал с себя шляпу и сказал Торну, чтоб тот уходил полюбовно, но генерал опустил подзорную трубу и вслушивался, что кричал ему "этот беснующийся на белом коне русский, разряженный, как петух". Когда ему перевели, лицо генерала сморщилось, он перегнулся через край башни и плюнул в сторону Меньшикова. Это был его ответ. Шведы зарядили пушку и выстрелили, но мимо. Николай Иванович Репнин закричал: "Плохо стреляете, шведы, пришлите нам пушкарей, мы их подучим..."

Александр Данилович знал, что ему не миновать плетки от Петра и вертелся и прыгал на коне, махал шляпой и "скалил зубы шведам". Он щеголял до тех пор, пока второе ядро не разорвалось рядом с ним и конь не унес его прочь. Александру Даниловичу сильно досталось от Петра. Этот эпизод мне понравился тем, что Александр Данилович Меньшиков хотел пощеголять перед шведами, хотел показать им то, что они шведов не боятся. Он не думал о том, что его могут убить. Ему просто хотелось покрасоваться. Мне кажется, что этот эпизод говорит не столько о смелости Александра Даниловича, сколько о его тщеславии, о его желании выделиться среди других. В этом моменте мы как раз и видим Александра Даниловича, стремящегося выделиться и похвастаться своей доблестью.