Б-3 В1
Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материально-трудовой практики. Это результат его творческих усилий, включающий в себя все, что было создано умом и руками людей.
Особеиносги развили русской культуры IX-XVII вв.
1. Медленно совершенствуются ироизводительных сипы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.
2. характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.
3. отаичительной чертой средневековой культуры является
господство в вдеологш релтиозного мировоззрения
4. для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многве факты и явления еще не получили.
Русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры
Истоки русского культурного развития.Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византни.Во второй пояовиие ХП - начале ХШ в. русская культура стала испытала определенное влияние западно-европейскиой романской традиции. В культуре домоигольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.
Письменность. Принято христианства способ-ало дальнейшему развит пис, просвещения. Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во 2 пол IХ в. создали глаголический алфавит (глаголицу), кот, был вскоре переработан ими с использ греч письма - так появ нынешняя азбука, "кириллица", О грамотности город нас свидетельствуют ремесл изделия, на кот имеются различные надписи, женщины подписывали пряслица , Огромное кол-во надписей (их называют граффити) на стенах древних соборов. В Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот. Была открыта при Ярославе Мудром школы в Киеве.
Литература, устное народное творчество. до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них — "Остромирово Евангелие"(1056-1057) для новгородского посадника Остромира. Среди жанров древн рус лит-ры 1место занимает летопись самая знаменитая –«Повести временных лет», составл монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХП в.("Псковская " "Ипатьевская " "Лаврентьевская") Др распростран жанром древн рус лит-ры стали жизнеописания русских святых "жития" князей Бориса и Глеба.Среди публицистических сочинений одно "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), "Поучение детям" Владимира Мономаха, "Слово" и "Моление" Даниила Заточника. "Слово о полку Игореве" Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, -былины,
Ремесло. число городов 300, работали ремесленники более 60 специальностей. занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины Х в. было широко развито производство кирпича, многоцветаой керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия —кольчуг, колющих мечей, сабель.
Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архит, от домонгольского времени. До конца Х в. на Русине было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.Одно из 1 камен сооружений, возвед греч мастерами в конце Х в., - это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицыв Киеве, называемая также Десятинной церковью.
В сер XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов и Золотые ворота в Киеве. Софийские соб были сооружены в Новгороде и Полоцке, Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в.,
Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича разм 31х31 см и толщ 2,5-4 см, кот наз плинфой Тип храма, пришедший из Византии, наз крестовоткупольным. Большинство храмов ХП - начала ХШ в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы .
Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине здания.
Живопись и скулы
Фреска- это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика - изображ или узор, выполнен из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Др Руси Мозаичные изображения набир из смальты - спец стекловидн матер Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески - изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греч мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках Х1-Х11 вв. "Владимирской Богоматери" Русских иконописцев Х1 в. - Алимпий, Описей, Георгай и др. местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой. Широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов.
Б-7 В2
2. Револ. 1905-1907г: причины, основные события, итоги, отношения различных соц слоев , полит партий.
Рев-я 1905-1907 гг- первая революция в Росии
Причины:
1. острое противоречие между остатками феодализма в экономическом и политическом строе России и новыми капиталистическими производительными силами.
Остатки феодализма:
В полит строе- самодержавие, отсутствие политических свобод, полицейских гнет, бесправие;
В экономической сфере- помещичье землевладение, крестьянское малоземелье, община с круговой порукой , растущая нищета деревни, аграрное перенаселение , отсутствие армии свободных рабочих рук, низкая покупательная способность населения.
2. Дополнительные причины (катализаторы) – экономический кризис начала XX века и ухудшение материального положения основной массы населения в вязи с рус-яп. Войной 1904-1905.
Основные события:
1. непосредственным толчком к революции стал расстрел мирной демонстрации собранной Георгием Гапоном 9 января 1905г. 1200 человек убито и около 5 тысяч ранено.(Кровавое воскресение)
2. Забастовка в Ивано-Вознесенском привела к организации «Совета рабочих уполномоченных», который смог взять под свой контроль многие стороны городской жизни.
3. Восстание на броненосце «Потемкин» в июне 1905
4. «Всеросийская политичская стачка « 120 городов что привело к тому, что НикII подписал Манифест 17 октября
5. Пик революции декабрьское вооруженное восстание в Москве 7-11 декабря подавленное Семеновским полком
Итоги:
1. Верховная власть была вынуждена пойти на изменение соц-пол системы .Сложились новые госуд структуры, свидетельствующие о начале развития парламентаризма.
2. Ограничено самодержавие
3. Изменилось соц-пол положение граждан: введены полит свободы , отменена цензура, разрешено организовывать профсоюзы и легальные партии .
4. Буржуазия получила возможность участвовать в полит жизни страны.
5. Улучшилось материально-правовое положение трудящихся : увеличилась зарплата, уменьшился рабочий день
6. Крестьяне добились отмены выкупных платежей
Б-8 В1
Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография - расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.
Общественно-политическая мысль проблемы того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.
Литературно-пубпицистическое и историческое сочинение "Сказание о великих князьях Владимирских". О том что русские князья потомки римского императтора Августа , вернее его брата Пруса. И о том , что Владимир мономах получил от Византийских царей символы царской власти – шапку и драгоценные брамы-оплечья.
В церковной среде был выдвинут течис о Москве - "третьем Риме" Первый Рим « вечный город»- погиб из-за ересей; «второй Рим»- Константинополь – из-за унии с католиками; « третий Рим»- истенный хранитель христианства- Москва, которая будет существовать вечно.
И.С. Пересветов рассуждал о необходимости создания сильной самлдержавной власти , опирающейся на дворянство, Вопросы, касающиеся родит и места знати в управлении феодальным государством , нашли отражения в переписке Ивана VI и А. Курбского.
Летописание. Продолжало развиваться русское летописание.
"Летописец начала Царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. "Книга Степенная царского родословия". Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.
Никоновскую летопись. огромный летописный свод московских летописцев, своеобразная историческая энциклопедию XVI в(принадлежала патриарху Никону). содержит около 16 тыс. миниатюр - цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода ("лицо" - изображение).