Смекни!
smekni.com

Национальная политика в имперской России (стр. 18 из 67)

8) Теперь же заняться Совету соображением с Генерал-Интендантом Герцогства Варшавского о всех магазинах по Герцогству, дабы излишние были уничтожены в облегчение казны народа.

9) Равномерно собрать подробнейшие сведения о всех войсках, в Герцогстве находящихся, не откроется ли таких команд и лиц, кои по обстоятельствам, быв оставлены, соделываются теперь более не нужными.

10) Для доставления больших способов к исправному взносу денежных податей, определить каждому имению количество провианта и фуража, которое могли бы жители доставлять вместо денег войскам нашим или в госпитали по удобности расположения (разумея сверх пропорции по рекруту 1812 года). Сии припасы вменять в число денежных податей, назначая цену оным по рассмотрению Совета. Распорядок сей установить единовременно так, чтоб каждый знал, сколько в год платить он должен деньгами и хлебом, и из денежной подати, какая часть взнесена быть может провиантом и фуражом, и сколько затем частей наличными уже деньгами.

11) О выставленных по военным дорогам подводах сделать особое положение и представить Мне.

12) Воспретив уже Генерал-Интендантам требовать припасы и деньги прямо от Департаментов и поручив особенному наблюдению Совета уравнительность сих сборов, Я поставляю на вид исчисление, сделанное вами обще с Тайным Советником Новосильцовым, о количестве провианта и фуража, назначенном к составлению запасов, в единственном намерении облегчить, сколь можно, жителей Герцогства. Я утвердил исчисление сие, не взирая на то, что предположенный запас мал в соразмерности числа действующих войск, и сверх того, как известно уже из указа, 9 февраля данного, предоставил управляющему Военным Министерством изобрести способы к продовольствию резервной армии до нового урожая. - При таковом внимании к судьбе обывателей, Я надеюсь, что определенный запас учрежден будет в неукоснительном времени. Совет обязан распорядить немедленно уравнительный сбор провианта и фуража, и исполнение сего дела возложить на Комиссию чрезвычайных потребностей под особенным ведением Генерал-Интенданта Графа Санти. К вящшему же достижению цели исправного продовольствия, нахожу нужным запретить вывоз из Герцогства на вольную продажу за границу ржи, овса, ячменю, гречихи, гороха, сена и соломы.

13) Составлением запаса, в предыдущем пункте изъясненного, сделать полный расчет во всех поставках на войска Наши по 1 Генваря 1814 года и представить ко Мне; но в расчет сей внести действительный отпуск по квитанциям, не подлежащим сомнению, а не по требованиям, как ныне составлена ведомость Комиссиею военных надобностей: ибо требования нередко или вовсе не удовлетворялись, или несравненно в меньшей мере были выполнены. Совет должен определить цену всем поставкам и изложить мнение свое на счет приличного вознаграждения жителей.

14) Коль скоро назначаемые теперь запасы учредятся, то, согласно с просьбой центрального Комитета, постановить правилом, чтобы по истечении каждой трети делать расчет в поставке на войска Наши провианта и фуража, и ежели окажется недобор противу хлебной пропорции, определенной в подать, то представлять Мне с изложением способов насчет удовлетворения обывателей за излишние поставки; но представления таковые делать своевременно, дабы не произвести помешательства в исправном взносе денежных податей. А чтобы со всей удобностью можно было составлять третные расчеты (по квитанциям, а не по требованиям), то Генерал-Интенданту Графу Санти теперь же учредить порядок по сему предмету и с утверждения вашего привести немедленно в исполнение.

15) После распоряжений таковых никакая реквизиция не может быть выполняема без ведома Моего. По мере получения требований от Генерал-Интендантов или других лиц, вы не оставите доносить Мне и в то же время излагать мнение свое, каким образом предполагаете удовлетворять оные.

16) Облегчая таким образом положение Герцогства, Я надеюсь, что во взаимство оказываемого Мною снисхождения, потщатся и обыватели исполнять с своей стороны обязанности граждан исправным взносом податей, которые, за исключением поименованных в 1 пункте, остаются в своей силе и к которым равномерно причитается поставка хлеба и фуража по декрету 4 сентября 1812 года. Никакая недоимка не должна быть после сего терпима, собственная польза обывателей от того зависит: поскольку при неисправном взносе податей конфискуются хлеб и прочие домашние произведения и взяты будут в казну по такой цене, какую Правительство заблагорассудит назначить (все сие постановляется единственно для выгод края сего), ибо остающиеся подати обращаются на расходы по тому же Герцогству; следовательно поступление оных в Казначейство столь же необходимо, коль и верное удовлетворение расходов, от Казначейств зависящих.

17) Для усмотрения прихода и расхода денег по Герцогству, вы не оставите доставлять Мне ежемесячно краткие ведомости с показанием исчисляющейся по разным статьям недоимки.

18) Наконец, утверждая разделение дел между Членами Совета, описанное в представлении оного от 4 августа, Я обязуюсь еще обратить внимание Совета на то, чтобы излишние заведения в Герцогстве, не приносящие пользы ни жителям, ни казне, были уничтожены, вообще, чтобы денежные расходы по Герцогству, сколь можно, были сокращены. В последнем случае указываю Я на предположительное исчисление Совета, по коему на несуществующие Департаменты Министерские, Совет, Сенат и Сеймовую Канцелярию исчислено по прежним штатам в расход более двух миллионов злотых, тогда как сумму сия должна быть остатком; а в первом полагал бы учредить особый Комитет под Председательством Вице-Президента Совета, которому в два месяца рассмотреть, нет ли излишних Присутственных мест, чиновников и заведений по Герцогству, и мнение свое об уничтожении оных представить Совету.

Печатается по изданию: Конституционная Хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского 1815-1881). Библиотека окраин России. № 5. Издание Н.Д. Сергеевского. Заслуженного профессора С.-Петербургского Университета. СПб., 1907. С.7-13.

№ 27. Манифест 9 мая 1815 года. О договорах, заключенных к пользе государственной; о присоединении к Империи Российской обширнейшей части Герцогства Варшавского, под наименованием Польского Царства; о поднятии вновь оружия против вышедшего с острова Эльбы Наполеона Бонапарте.

(извлечение)

Объявляем всенародно: Господствующий издревле в России закон благочестия, источник обильный народных доблестей, восторжествовал перед лицом Вселенной и к спасению Европы над всеразрушающим неверием, зловредным растлением нравов и бедственными заблуждениями, которым разум человеческий подвержен.

Незабвенное сие одоление и торжество, в бытописаниях примера не имущее, по справедливости приписать должно великодушным пожертвованиям и подвигам, коими верные сыны Отечества Нашего ознаменовали любовь и преданность свою. Оно неразрывными узами между собой сопрягло все Европейские Державы, согласило противоборствовавшие дотоле виды и пользы, устремляя оные к единой общеполезной цели, к вожделенному и прочному миру, незыблемо основанному на законных выгодах, предоставляемых каждой Державе, и на внутреннем устройстве, ограждающем благоденствие и независимость народов.

С душевной радостью возвещаем Мы ныне любезным нашим подданным, что все договоры, к пользе Государственной относящиеся, заключены сообразно сему правилу и предположенной Нами цели.

Не суетное любостяжание внушило Нам искать распространения пределов Наших. Такое чувствование было бы несродно поднявшим оружие для защищения отечественной страны, а не для завоевания. Непреоборимая сила Империи Российской, на вере, на любви, на благополучии основанная, от внешних приобретений возрасти не может. Но соединение под единый Скипетр обширнейшей части бывшего Герцогства Варшавского необходимым представилось к устроению всеобщего в Европе равновесия и порядка. Сим ограждается пределов Наших безопасность, возникает твердый оплот, наветы и вражеские покушения отражающий, возрождаются узы братства племен, взаимно между собой сопряженных единством происхождения.

Сего ради признали Мы за благо устроить участь сего края, основав внутренней управление оного на особенных правилах, свойственных наречию, обычаям жителей и к местному их положению примененных. Следуя учению Христианского закона, коего владычество объемлет толикое число разноплеменных народов, но при всем том отличающая их свойства и обычаи сохраняет неизменными, возжелали Мы, созидая благополучие новых подданных, поселить в сердцах их чувство приверженности к Престолу Нашему и тем изгладить навсегда следы прежних бедствий, от пагубного несогласия и долговременной борьбы проистекших.

В то самое время однако, когда мнили Мы, возвратясь в пределы благословенной области Нашей, вкусить плод мира, многотрудными попечениями приобретенного, возгорается новая брань неисповедимыми Всевышнего судьбами предустроенная.

[Далее в манифесте объявляется о возвращении Наполеона с острова Эльбы и о предстоящей войне с ним, - Ю.С.]

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830. С. 117-118.

№ 28. Акт Венского Конгресса. Мая 28 (июня 9) 1815 года