Смекни!
smekni.com

Национальная политика в имперской России (стр. 4 из 67)

Акт Соглашения и Безопасности.

Чтобы навсегда отвратить от Нас и дорогого Нашего Отечества те смуты, которые по вине лиц, влекомых самолюбием и желанием властвовать, вследствие коварства чужестранцев, и вследствие появившихся зависти и несогласий между Сословиями Государства, столь часто повергали в страх Государство и общественную безопасность, а также порождали раздоры между самими Подданными, и между Государем и народом; и чтобы определить раз навсегда основания (grunder), на коих Законы Управления Государством должны основываться, равно чтобы впредь отвратить неясности и пристрастные добавления, - угодно было Нашему Всемилостивому Королю, за Себя и за Его преемников Шведского престола, условиться с нами следующим Актом Соглашения и Безопасности.

Во 1-ых.

Мы признаем, что имеем наследственного Короля, который владеет полнейшей властью (full magt) управлять, блюсти за миром, освобождать и отстаивать Государство; начинать войну, заключать мир и союзы с иностранными Государствами; оказывать милость; даровать жизнь, возвращать честь и имение; распоряжаться (forordna) по высокому благоусмотрению Своему всеми Должностями Государства, имеющими быть замещаемы природными Шведами, и давать суд и поддерживать Закон и Право.

Все другие до попечения о Государстве касающиеся дела решаются, как Король признает полезнейшим.

Во 2-ых.

Мы признаем себя за свободных граждан, подчиненных законам и пользующихся безопасностью под Законно-венчанным Королем, который нами управляет по письменному Шведскому закону. И так как Мы все подданные одинаково свободные, то Мы должны все пользоваться под защитой Закона одинаковыми правами. Потому Высший Королевский Суд, которому подведомственны все дела Судебной Ревизии и в котором Король имеет два голоса, должен состоять как из дворян, так и не дворян. Относительно числа Государственных Советников, - оно будет впредь зависеть от благоусмотрения Его Величества.

Его Величество намерен защищать всех, как высших, так и низших от несправедливости, никогда не лишать жизни, чести, телесной неприкосновенности, имущества без законного следствия и без осуждения надлежащим Судом.

Во 3-ых.

Народ, пользующийся равной свободою, должен владеть одинаковыми правами, а потому все Сословия имеют право владеть и приобретать Земли в общем Отечестве; однако Рыцарству и Дворянству сохраняются древние их права, как они до сих пор были утверждены и пользуемы, Владеть Сетереями, Ро и Рерсами и теми землями, которые находятся в Скании, Галланде и Блекингене - т. наз. insokne Hemman. В земле остальной не должно быть никакой перемены, относительно древнего свойства и деления земель на фрельзовые, скатовые и коронные. Подводная повинность распределяется одинаково на все гейматы в Государстве, за исключением и освобождением от нее сетерей, ро и рерс-гейматов, инсокне-гейматов и бостелей.

Право Крестьян приобретать Коронные Гейматы скаттовой покупкой и спокойное владение ими утверждено особенным Постановлением сего числа с такою же обеспеченностью (силой), как если бы оно было сюда включено.

В 4-ых.

Высшая и знатнейшая должности Государства и должности Придворные замещаются только Рыцарством и Дворянством: за этим исключением способности, заслуги, опыт, признанные гражданские достоинства суть единственные правильные основания для занятия всех мест в Государстве низших и высших, не смотря на род и сословие. Но если Чиновник не дворянин возведен будет в дворянское достоинство, он не может удержать за собою более той должности, которую он, будучи недворянином, занимал прежде, охраняя права недворянского состояния.

В 5-ых.

Так как истинная свобода состоит в том, чтобы непринужденно приносить на содержание Государства то, что считаешь нужным, то Шведский Народ имеет неоспоримое право советоваться об этом с Королем, уговариваться, отказывать и соглашаться.

В 6-ых.

В течение Риксдага у Государственных Чинов не должны быть обсуждаемы какие-либо иные предметы, кроме тех, которые предложил Король, то было принято до 1680 г.

В 7-ых.

Преимущества дворянства и духовенства 1723 г., вместе с до сего времени благоприобретенными правами и привилегиями городов совершенно подтверждаются во всем, что не противно настоящему акту Безопасности.

В 8-ых.

Сей Акт Соглашения и Безопасности должен быть подписываем собственноручно всеми Шведскими Королями при вступлении их в Управление; вместе с тем, никоим образом не разрешаются предложение или покушение на малейшую перемену, толкование или исправление буквально его смысла. В случае пресечения Королевского Дома, Король, который будет избран, войдет в пользование всеми здесь описанными преимуществами и обяжет себя соблюдением содержания его без малейших перемен.

В 9-ых.

Форма правления 21-го Августа 1772 года остается в своей силе во всем том, что не отменено этим Актом.

Стокгольмский Замок 21-го дня Февраля месяца после Рождества Христова в 1789 год.
Со стороны рыцарства и дворянства C.E. Lewenhaupt. Ландмаршал.
Со стороны духовного сословия Jacoh Ax. Lindblom епископ в Линчепинге за Тальмана.
Со стороны мещанского сословия And. A:son Liidbergh Тальман.
Со стороны крестьянского сословия Olof Olsson. Признано 2 Апр. 1789 г. Anders Anderson Тальман.

Указанный Акт Соглашения и Безопасности пожелали мы, лично и за Наследников Наших по Шведскому Престолу, принять за неизменный Коренной Закон (Grundlag), коего буквальный смысл имеет быть исполняем без перемен, толкования и нарушения: а посему Милостиво повелеваем Мы, чтобы все, кто с Нами, Наследниками Нашими и Государством связаны присягой, послушанием и повиновением, признавали бы сей Акт Соглашения и Безопасности, соблюдали, и исполняли буквальное его содержание и повиновались ему. Притом упоминается, что все Судьи, как в высших, так и в низших судах, а также и все меньшие Должностные лица, не имеющие достоинства (особо-) доверенных (Королю) лиц (Tromans) и не учитывающие в местном управлении Страной (taga del i Landtregering) не должны лишаться своих мест без законного расследования и суда по Закону и Военным Уставам.

Что касается до подводной повинности, то крестьяне Дворянства и все внеприходские фрельзовые гейматы (Utsockne Frelse Hemman) должны нести равное с коронными и скаттовыми гейматами участие в выставке подвод под королевские транспорты, в частном постое, Почтовой и Резервной повинности, равно и в исправлении обязанностей в военное время, когда крайняя нужда требует равенства и когда войско идет в поход через Государство, или когда отправляются провиант, амуниция и одежда в Армию, Крепости и Магазины. И так как мы ныне утвердили Привилегии Рыцарства и Дворянства 1723 г., кои в Форме Правления 1772 г. не признаны ясным образом, то повелеваем, чтобы они сохраняемы были в будущее время в полной силе своей; равно мы сим утверждаем и Привилегии Духовенства 1723 г. и данное нами 2-го Марта сего года (1789 г.) Уверение, а также некоторые права и преимущества, пожалованные нами 23-го Февраля Городам Государства и присвоенные 23-го Февраля Крестьянами Королевства.

Для наибольшей верности подписали Мы сие собственноручно и приказали укрепить Нашей Королевской Печатью. Стокгольмский Замок. 3-го Апреля 1789 г.

Gustaf.
Gustaf Adolph

Печатается по изданию: Шиловский П. Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии. СПб., 1903. С.50-54.

№ 3. Манифест 20-го марта 1808 года. О покорении шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России

Из деклараций, в свое время изданных, известны праведные уважения подвигнувшие Нас к разрыву с Швецией и к введению войск Наших в шведскую Финляндию. Безопасность отечества Нашего взыскивала от Нас сея меры.

Явная преклонность короля шведского к державе, Нам неприязненной, новый союз его с нею и наконец насильственный и неимоверный поступок, с посланником Нашим в Стокгольме учиненный, происшествие столько же оскорбительное Империи Нашей, как и противное всем правам в просвещенных странах свято наблюдаемым, превратили меру воинской предосторожности в необходимый разрыв и соделали войну неизбежной.

Всевышний приосенил помощью Своею праведною Наше дело. Войска Наши с мужеством им обычным, борясь с препятствиями и превозмогая все трудности им предстоявшие, пролагая себе путь чрез места, кои по настоящее время считались непроходимыми, повсюду встречая неприятеля и храбро поражая его, овладели и заняли всю почти Шведскую Финляндию.

Страну, сию оружием Нашим таким образом покоренную, Мы присоединяем отныне навсегда к Российской империи, и вследствие того повелели Мы принять от обывателей ее присягу на верное престолу Нашему подданство.

Возвещая о сем присоединении верным Нашим подданным, удостоверены Мы, что разделяя Наши чувства признательности и благодарения к престолу Всемогущего, прольют они теплые их молитвы, да вседействующая Его сила предъидет храброму воинству Нашему в дальнейших его подвигах, да благословить и увенчает оружие Наше успехами, и отстранит от пределов отечества Нашего бедствия, коими враги потрясти его искали.

Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 30. 1808-1809. СПб., 1830. С. 146.

Примечание: Дан в С.Петербурге, 20 марта 1808 г. Подписан императором Александром I и контрасигнован министром иностранных дел графом Николаем Румянцевым. (См. Шиловский П. Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии. СПб., 1903. С.127. )

№ 4. Манифест 5 (17) июня 1808 года

Божиею милостью, Мы Александр первый Император и Самодержец Всероссийский, и проч., и проч., и проч. Нам верноподданным обывателям новоприсоединенной Финляндии всякого чина и состояния.