Смекни!
smekni.com

Происхождение древних славян (стр. 8 из 14)

Хынов — град стоящий к юго-востоку от г. Табор. Дудлебы — град дудлебов, располагавшийся в бассейне реки Мальши [приток верхней Влтавы).

Нетолице — пограничный град дулебов. По-видимому, в Х в. дудлебов в южной Чехии подчинили себе князья зличан. А о князе зличан Козьма пишет: "Этот князь Славник в течение всей своей жизни был счастлив". Отгон II не возражал против кандидатуры Войтеха, ибо тот был иного, нежели Пржемысловичи, рода и мог иметь личные счеты с правящим домом Чехии. Войтех воспитывался германцами. Недаром архиепископ Магдебурга Адальберт (968—981 гг.) пожаловал Войтеху собственное имя.

Провозглашение нового епископа было оглашено сразу после смерти Дитмара в Левом Градце в 982 г. В 983 г. новое назначение утвердил Отгон II на сейме в Вероне. Рукопологал Войтеха-Адельберта епископ Майнца Виллиг.

В том же 983 г. Отгон II скончался. Во главе империи стал Отгон III (983 — 1002 гг.). Новый император был весьма дружен с Войтехом-Адальбертом и оказал ему честь, поручив возложить на свою голову корону. Отгон III подарил Войтеху облачение, впоследствии хранившееся в Праге и именуемое облачением св. Адальберта.

Войтех заслужил особое расположение императора. Обратимся к свидетельству паннонского Жития св. Кирилла: "Потом же многом летом минувшем, пришел Войтехъ в Мораву и въ Чехы, и в Лахы, разрушил веру правую и русскую грамоту отверже, а латинскую веру и грамоту постави".

Козьма пишет о Войтехе: "... залучил в сети веры Венгрию и Польшу... посеял слово божье в Пруссии".

В 993 г. под Прагой был основан Бржевновский монастырь. В предисловии к второй книге своей хроники Козьма Пражский обратился к аббату этой обители Клименту (+1 127 г.).

Козьма сообщает, что перед отъездом Войтеха в Рим, а то была его вторая поездка к святому престолу и состоялась она на рубеже 994 — 995 гг., из Регенсбурга в Чехию приехал Страхквас. Это был сын Болеслава I и брат Болеслава II. У Войтеха со Страхквасом произошла встреча, и епископ с горечью поведал монаху о беспутстве, непослушании и нерадении, царивших в Чехии. Войтех сказал, что Страхквас принадлежит к правящему роду и лишь ему по силам обуздать страсти паствы. Войтех вручил епископский посох Страхквасу, последний же отказался от подобной чести.

Козьма поведал о страшной участи, постигшей родной город Войтеха — Либице. Гибель постигла город тот же час, как Войтех-Адальберт уехал в Рим.

Болеслав II давно не ладил с князьями зличан, братьями Войтеха. А зличанские князья искали поддержки то в Польше у Болеслава I Храброго, то в Германии.

Законы истории подчас очень жестоки. Чехи взяли Либицу и разрушили. В городе погибли братья Войтеха Собебор, Спитимир, Доброслав, Пор-жей, Часлав. Земли зличан, располагавшиеся к востоку и югу от Праги, были присоединены к Чешскому государству. Так была поставлена точка в объединении славянских земель в верховьях Лабы под эгидой чехов. Козьма годом падения Либицы называет 995 г. После отъезда Войтеха-Адальберта в Италию он не был вновь принят на епископскую кафедру Праги. На первый план выдвинулся Страхквас. Кандидат в епископы отправился в Майну, и тут во время посвящения в сан его постигла странная смерть: стоя среди двух епископов, под пенье хора, Страхквас пал ниц и скончался. Вспомним, что Страхквас был Пржемыслом, родным братом правившего Болеслава II. Едва ли подобный епископ мог удовлетворить императорский дом Германии. Описанное событие произошло в 996 г.

Что же касается Войтеха-Адальберта, то он так и не ужился со светской властью Чехии. Войтех принял мученическую смерть в земле противившихся крещению пруссов в 997 г.

Пражская епископская кафедра вновь была занята в том же 997 г. Болеслав II отправил послов к Отгону III с просьбой прислать пастыря. Новым епископом стал сакс, владевший славянским языком, капеллан Тегдаг.

Скоро майнцкий епископ посвятил Тегдага в сан, и на этот раз все обошлось благополучно. Болеславу II оставалось лишь благосклонно встретить вновь прибывшего епископа Тегдага (998 — 1017 гг.).

Супругой Болеслава II Козьма называет Гемму. Она родила князю сыновей Вацлава и Болеслава III. Вацлав в детстве скончался, и наследовал князю второй сын.

Интересны приводимые Козьмой предсмертные напутственные слова, сказанные Болеславом II сыну. Среди прочего князь сказал: "Карл (Великий), самый мудрый и могущественный король,... решив возвести после себя на престол своего сына... взял с него страшную присягу: не портить вес и достоинство монеты, не допускать обмана в ней. И действительно, никакое бедствие, ни чума, ни повальная смертность, ни опустошение страны, вследствие грабежей и пожаров, совершенных неприятелем, не наносят божьему люду больше вреда, чем частая смена и коварная порча монеты. Какое бедствие, какие дьявольские козни столь беспощадно могут повергнуть в нищету и истощить и погубить христианский люд, что еще может нанести такой вред, как порча князем монеты. Вслед за ослаблением правосудия и усилением несправедливости силу берут не князья, а преступники, не правители божьего люда, а вымогатели лихие, люди самые алчные и злые, не боящиеся всемогущего бога: трижды и четырежды в год меняя монету, они сами, на погибель божьего люда, оказываются в сетях дьявола.

Такими недостойными ухищрениями, таким пренебрежением законов эти люди сужают границы княжества, которое я, по милости бога и благодаря могуществу народа, расширил... "

Поистине Болеслав II был мудрым правителем и слова его едва ли с ходом столетий утрачивают актуальность.

Тем временем христианство от Чехии было воспринято Польшей. Первым архиепископом Гнезно стал брат Войтеха-Адальберта, а следовательно, и сын князя зличан Славника Радим-Гауденций (999 —1006 гг.).

Болеслав II отодвинул рубежи Чешского государства в верховья Вислы, в район Кракова. Его сына и наследника Болеслава III (999 — 1003 г., +1037 г.) удача покинула. В Чехии начались смуты и раздоры. Этим не преминули воспользоваться соседи Чехии и в первую очередь окрепшая, стремительно объединявшаяся Польша.

У Болеслава III было два сына — Ольдржих (1012 —1033г., 1034гг.) и Яромир (1003г., 1004—1012гг., 1033-1034 гг., +1035 г.). Яромир -воспитывался в Чехии. Ольдржих был отправлен в Германию, ко двору Генриха, герцога Баварии. В 1002 г. Генрих стал королем, а в 1014 г.— императором. Как пишет Козьма, отправили Ольдржиха в Германию, "чтобы познать нрав, коварство и язык немцев".

А с Болеславом III произошло вот что. Он приехал на встречу с Болеславом I Храбрым, князем Польши в Краков. Поляки Болеслава III схватили и ослепили.

Когда весть о случившемся достигла Чехии, знать едва не расправилась с наследником пражского правящего дома Ольдржихом. Лишь заступничество одного из слуг, имя которого Говора, вовремя приведшего на место охоты стражу, спасло Ольдржиха от смерти. Говоре было пожаловано княжеское поместье Збечно, расположенное вблизи деревни Крживоклад.

В связи с историей с Ольдржихом Козьма упоминает род Вршовцев, ранее добившийся пожалования себе разгромленного града Либице. Видимо, чешская знать, к началу XI в. получившая от пражских князей земельные пожалования, почувствовала вкус власти и во многом заняла место в значительной степени уничтоженных князей отдельных славянских союзов. Вначале XI в. в судьбу Чехии активно вмешалась северная соседка — Польша. Мы этим воспользуемся и обратимся к древней истории Польши.

История Чехии тесно связана с польскими кролями, правящими одновременно и в Польше и в Чехии. До XI в. на польских землях обитали многочисленные славянские племена, и хотя они жили обособленными общинами, их сближали верования, обычаи, язык, методы обработки земли и характер ведения торговли. Все это облегчило их объединение под властью правителей государства полян.
Колыбелью полян считаются земли в бассейне реки Варты, а их центром – город Гнезно.
Примерно с середины IХ в. полянами правили потомственные князья из рода Пястов, давшие начало Пястовской династии, родоначальником которой считается Пяст-пахарь.
В Малой Польше существовало государство Вислян во главе с легендарным королем Краком.
Первым исторически достоверным князем полян был Мешко. В 966 г. в Гнезно состоялось крещение Мешко и его приближенных.
Наследником Мешко стал его старший сын Болеслав, прозванный впоследствии Храбрым. В 1025 г. он был коронован на короля Польши.
При Мешко II, избранным Болеславом Храбрым приемником, монархия испытала кризис, но сын Мешко Казимир восстановил государство. За заслуги в деле восстановления страны князя назвали Казимир Обновитель.
Болеслав Смелый, преемник Казимира Обновителя, пошел по стопам своего великого прадеда Болеслава Храброго и стал проводить активную внешнюю политику. С согласия папы Болеслав Смелый короновался королевской короной в 1076 г. и получил согласие на восстановление Гнезненского архиепископства.
При приемниках Болеслава Смелого шла постоянная борьба Польши с Германской империей. Заметную роль здесь сыграл князь Болеслав Кривоустый.
Стремясь уберечь своих сыновей от братоубийственных войн, выпавших на его долю, этот князь незадолго до смерти в 1138 г. разделил государство на уделы и установил принципы наследования верховной власти.
При первых Пястах произошло прочное объединение польских земель, хотя протекало ого не без трудностей, поскольку границы центральноевропейских государств в то время только еще складывались. И потому яблоком раздора часто становились многие пограничные территории: на Силезию, к примеру, предъявляла свои права Чехия; Червенские города были предметом спора с Киевской Русью, Западное Поморье – с империей.
Однако основную борьбу Польша вела за свое независимое положение в Европе, и в этом плане самой серьезной угрозой были попытки империи навязать свое главенство. Первым Пястам удалось отстоять независимость государства; благодаря таким коронованным правителям, как Болеслав Храбрый, утвердилась традиция Королевства Польского, память о котором в эпоху феодальной раздробленности объединяла народ.
При первых Пястах зародилось сознание единства, обусловленного общностью происхождения, обычаев языка и государства. Происходило также разделение населения на социальные группы, что было связано с земельными пожалованиями со стороны верховного правителя. Складывались, с одной стороны, сословия рыцарей и крупных феодалов (знати), возникали обширные церковные владения; с другой стороны, происходил процесс постепенного закабаления крестьян, попадавших во все большую зависимость от землевладельцев. Наряду со свободными общинниками и зависимым крестьянством появилась категория так называемых приписных, то есть людей, которые не могли бросить землю владетеля. Ибо были прикреплены к ней соответствующими документами. Все больше становились имущественные и правовые различия между разными категориями крестьян, что впоследствии привело к глубокому расслоению польской деревни.
Со смертью сына Казимира Лешека Белого, пытавшегося утвердить свою власть над другими князьями в Польше закончился период централизованного правления.
Двухсотлетний период феодальной раздробленности был временем больших перемен. Ограничение правомочий короля привело к упадку патримониальной монархии, а также к формированию самостоятельных общественных групп, то есть сословий. Христианство, которое, с одной стороны, несло с собой всеобщие, универсальные ценности, с другой, перенимало исконно польские элементы. Способствовало обогащению польской культуры, являясь вместе с тем ее неотъемлемой и важной составной частью. Развивалось национальное самосознание, все теснее объединявшее поляков. Процветала экономика – сельское хозяйство, ремесло и торговля, а население становилось все зажиточнее. Жизнь в расчлененной на удельные княжества стране учила предприимчивости, организованности. Так зарождались основы самоуправляемого и самодеятельного общества. Итак, несмотря на политическую раздробленность, конфликты между князьями и территориальные потери, это был «этап бурного развития Польши, проявившегося во всех сферах человеческой деятельности».