Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование деятельности коммерческих банков в России (стр. 8 из 17)

Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12 регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к капиталу банка.

Норматив Н12 конкретно регламентирует (ограничивает) именно инвестиционную деятельность банка максимально допустимым значением вложения в акции, приобретенные для инвестирования (исключая суммы, уменьшающие расчетный показатель собственных средств) и частично для перепродажи в отношении к капиталу банка.

Здесь риск вложения в акции (доли) лимитирован Банком России в части инвестирования в акции (доли) дочерних и зависимых юридических лиц во второй раз - впервые через корректировки уменьшения капитала, что представляется чрезмерным.

Повышение максимально допустимых значений Н12 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики России.

Банки используют разнообразные схемы, позволяющие им не превышать предельно допустимые значения обязательных экономических нормативов. Чаще всего используется искусственное увеличение капитала (например, за счет ссуд, выдаваемых самими банками), что одновременно «улучшает» значения обязательных экономических нормативов, где в числителе или знаменателе фигурируют собственные средства, в первую очередь Н1 - норматив достаточности капитала. Для соблюдения нормативов ликвидности банки практикуют взаимное открытие корреспондентских счетов. В целях выполнения норматива риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков - Н6 банк может предоставлять ссуды подставным фирмам, переводящим затем деньги конечному получателю, у которого есть уже ссудная задолженность в этом банке.

Банк России достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие редакции нормативных актов, регламентирующих обязательные экономические нормативы, адекватно и активно реагируя на изменения на финансовых рынках. Это корректировки "пороговых" значений (последний пример - нормативы Н2, Н3), методики расчета (капитал), перевод нормативов из обязательных в оценочные и обратно (отмененный норматив Н11 - максимальный размер привлеченных вкладов населения). Это введение новых норм как отклик на конкретные изменения в банковской сфере. Так, недействующий норматив Н14 - норматив ликвидности по операциям с драгметаллами - установлен с активизацией российских банков на рынке драгоценных металлов.

Для повышения надежности кредитных учреждений Банк России с течением времени может ужесточать требования к исполнению банками экономических нормативов как изменением методики расчетов, так и предельно допустимых значений или, напротив, осуществлять либерализацию. Сокращение числа обязательных экономических нормативов также благотворно влияет: а) на активные операции банков, включая инвестиционную деятельность, в частности, освобождая от лимитирования нормативами некоторых операций банков; б) на снижение «зарегулированности» банковского сектора в целом.

Действующие нормы предусматривают систему мер ответственности за нарушение банковского законодательства. Основу нормативных актов, устанавливающих ответственность кредитных организаций, составляют Кодекс РФ об административных правонарушениях[65] и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований охватывается составом административного правонарушения, предусмотренным ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ «Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований».

Большую сложность представляет характеристика «иных обязательных требований», установленных Банком России. Они не только динамичны, но и разнообразны. Какие из них защищены нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ, вопрос не праздный. Судебная практика уже столкнулась с рядом трудностей применения данной нормы, в ходе которой проявляется расширительное и ограничительное толкование этого понятия. Для того чтобы было единообразное понимание понятия иных требований, устанавливаемых Банком России для кредитных организаций, представляется целесообразным принятие соответствующего разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, что позволило бы избежать многих ошибок при применении ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ, сформулирован как формальный, то есть сам факт нарушения соответствующих нормативов и иных требований, установленных Банком России для кредитных организаций, образует оконченный состав рассматриваемого правонарушения.

Часть 3 ст. 15.26 КоАП РФ предусматривает квалифицированный состав данного правонарушения. Для него необходимо не только наличие факта нарушения соответствующих нормативов и требований, установленных Банком России, но и наступление последствий, предусмотренных законом. В качестве последствия закон предусматривает создание реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков). Для наличия рассматриваемого состава необходимо установить следующее.

Во-первых, чтобы такая угроза наступила именно в силу нарушений нормативов и обязательных требований, установленных Банком России для банковской деятельности, а не иных обстоятельств или действий. Если же реальная угроза возникла по иным причинам - несоблюдение договорных обязательств кредитной организацией или иное несоблюдение своих обязанностей или нарушение финансовой дисциплины, то в этом случае речь будет идти об ответственности по другим правонарушениям: административным, или финансовым, или налоговым.

Во-вторых, закон связывает наличие состава рассматриваемого административного правонарушения с адресной угрозой. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований должно создавать угрозу только интересам кредиторов (вкладчиков), т.е. лицам, которые вложили свои средства в банк, осуществляют через банк свои операции. Созданные противоправными действиями кредитной организации угрозы иным законным интересам не охватываются составом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.26 КоАП РФ.

В-третьих, оконченным состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.26 КоАП РФ, признается с момента наличия реальной угрозы интересам вкладчиков и кредиторов. Однако закон не определяет, что следует понимать под реальной угрозой интересам кредиторов (вкладчиков), нет и соответствующих разъяснений высших судебных инстанций. Данное понятие не идентично таким общепринятым оценочным критериям, как существенный ущерб или причинение существенного вреда интересам физических или юридических лиц. Думается, что целесообразно дать соответствующие разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда России с тем, чтобы создать определенные ориентиры для судебной практики. Такое мнение уже высказывалось в литературе[66].

Рассматриваемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности специальных субъектов. Ими являются кредитные организации. Обладая всеми признаками юридического лица, они имеют особый правовой статус, который должен учитываться при определении их административной деликтоспособности. В связи с этим нельзя не согласиться с Ю.В. Шиловым, по мнению которого, специфика состава правонарушения, совершаемого юридическим лицом, относится главным образом к самому субъекту правонарушений и субъективной стороне проступка[67].

Статья 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определяет кредитную организацию как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Закон предусматривает два вида кредитных организаций: банк и небанковская кредитная организация.

Банк - как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. К ним относятся расчетные (клиринговые) центры, ломбарды, кредитные товарищества и союзы и др.

Кредитные организации вправе осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. С этим моментом связано и возникновение административной деликтоспособности кредитных организаций и их филиалов. Следует подчеркнуть, что в рассматриваемой статье КоАП РФ речь идет о нарушении законодательства о банках и банковской деятельности только кредитными организациями, имеющим легальный статус (наличие государственной регистрации, лицензии Банка России). Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии), если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, образует состав преступления, предусмотренный ст. 172 Уголовного кодекса РФ[68].