Смекни!
smekni.com

Позднее славянофильство в контексте творческого традиционализма (стр. 6 из 7)

Позднее славянофильство вообще проникнуто ощущением, что все главные слова уже сказаны, что историософские и социально-политические концепции А.С. Хомякова и К.С. Аксакова непогрешимы и критике не подлежат. Любопытно в этой связи восприятие славянофилами учения Н.Я. Данилевского. В принципе, автора “России и Европы” причисляли к “своим”, но, главным образом, как теоретика панславизма. Для С.Ф. Шарапова “Россия и Европа” — “венец славянофильской работы” в области решения славянского вопроса (127). Так же оценивал ее и А.В. Васильев. И ни тот, ни другой ни словом не обмолвились о главном содержании книги — ее оригинальной историософии. Более того, некоторых младших славянофилов она скорее раздражала, чем радовала. Так Д.А. Хомяков относил ее к числу “сомнительного происхождения суррогатов”, скрывающих “под русскими названиями <…> заморское происхождение”. Данилевский “причинил <…> славянофильству <…> скорее вред, чем пользу. Его учение о “культурных типах” не искажает, но суживает понимание славянофильства <…>” (128). Кажется, только один И.С. Аксаков использовал историософские идеи Данилевского в позитивном контексте. В целом же поздние славянофилы его концепцию не освоили, они продолжали пользоваться универсалистской риторикой и рассуждать об общечеловеческом призвании славянства, без тени сомнения возвещая, что в скором времени славянским идеалам “предстоит удел стать и общечеловеческими” (129).

Но, если Данилевского приняли хотя бы частично, то К.Н. Леонтьева отвергли вовсе. Позднее “от ворот поворот” получили Л.А. Тихомиров и В.В. Розанов (последний, правда, печатался в “Русском труде”, но лишь благодаря личному расположению к нему Шарапова). Славянофильство к концу века превратилось в подобие секты, куда “чужакам” “вход воспрещен”. Поэтому можно лишь иронически воспринимать убежденность Шарапова в том, что “помимо даже своей воли встанет в наши ряды всякий свободный и самобытный русский ум, если только его работа начнется с общего фундамента, а этот фундамент — русский народный дух и русское чувство” (130) (стоит впрочем отметить, что Сергей Федорович был более терпим к другим мнениям, чем его единомышленники). Сектантство естественно вело к отрыву от реальной жизни, к маргинализации славянофильства. Комично звучало, когда А.В. Васильев величал себя не редактором, а “кормчим” журнала “Благовест”. Не менее комично читать в одном из писем Н.П. Аксакова, что журналы представляются ему “органами общественной любви — общественного душевного единения” (131). Чего-чего, а “любви” и “единения” в русских журналах конца XIX в. (в том числе и славянофильских) было не много.

Перспективы славянофильства вызывали у старших его представителей глубокий пессимизм. И.С. Аксаков откровенно признавался в письмах 1884 г. близким ему людям (Н.П. Гилярову-Платонову и Г.П. Галагану): “<…> я не имею ключа к современной действительности”; “нужно какое-то новое слово современному русскому миру, наше старое слово его уже не берет <…>” (132). Он же жаловался П.А. Бессонову незадолго до смерти: “Я все <…> ищу какое-либо товарищество молодых даровитых сил, более или менее единомысленных со мною, которым бы мог передать свою “Русь”, — но не нахожу” (133). Одним из ближайших помощников Ивана Сергеевича по газете был Шарапов, но в нем он своего наследника не видел. “Относительно передачи мне “Руси”, — писал Сергей Федорович “учителю”, — Вы улыбались, улыбаюсь теперь и я. Да, Вы правы. Хомякова я не читал, остальных вождей славянофильства отчасти читал, отчасти знаю понаслышке” (134). А.А. Киреев уже в 1887 г. говорил, что он “последний могикан славянофильства” (135). В 1880-1890-х гг. статус славянофильства как особого направления в русской общественной мысли значительно понизился. После кончины И.С. Аксакова у него не осталось (и не появилось позже) ни одного по-настоящему авторитетного лидера, после прекращения “Руси” — ни одного влиятельного печатного органа.

По своей сути, по своим стремлениям славянофильство изначально было движением творческим. Однако, к концу XIX в. его творческий импульс начал угасать. Оно явно потеряло способность к саморазвитию, постепенно превращаясь в догматически-замкнутую систему, все менее способную отвечать на вызовы времени. Его принадлежность к творческому традиционализму становилась все более формальной. Точнее говоря, оставаясь творческим направлением в сфере своих практических стремлений, славянофильство переставало быть таковым в сфере мысли.

Список литературы

1. Аксаков И.С. Полн.собр.соч. Т. 2. С. 801.

2. Там же. Т. 1. С. 677.

3. Там же. Т. 2. С. 526.

4. Там же. Т. 5. С. 570.

5. Там же. Т. 2. С. 570.

6. Киреев А.А. Краткое изложение славянофильского учения… С. 58.

7. Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. 2-е изд. Пг., 1916. С. 3, 21-22.

8. Киреев А.А. Соч. Ч. 2. С. 51.

9. НИОР РГБ. Ф. 126. К. 9. Л. 50 об., 69.

10. Там же. К. 8337а. Ед. хр. 11. Л. 10 об.

11. Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 33.

12. Там же. Т. 1. С. 454.

13. Русский труд. 1897. № 1. С. 2.

14. Аксаков И.С. Указ. соч. С. 181.

15. Киреев А.А. Краткое изложение славянофильского учения… С. 4.

16. Русский труд. 1897. № 1. С. 1.

17. Там же. 1898. № 19-20. С. 7.

18. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Монреаль, 1983. С. 9.

19. Аксаков И.С. Указ. соч. С. 678, 677.

20. Шарапов С.Ф. Соч. Кн. 1. СПб., 1892. С. 12.

21. Русское дело. 1888. № 22.

22. Киреев А.А. Краткое изложение… С. 5.

23. Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 63.

24. Там же. С. 97.

25. Там же. С. 181.

26. Там же. С. 632.

27. Там же. Т. 4. С. 207.

28. ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2258. Л. 15об.

29. Цит. по: Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. Л., 1973. С. 72.

30. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 101. Л. 38 об.,70,79 об.

31. Русский труд. 1897. № 1. С.17.

32. НИОР РГБ. Ф. 126. К.10. Л. 92об.

33. Там же. К.12. Л. 236 об.

34. Там же. К.10. Л. 130 об.

35. Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 5. С.144.

36. Там же. Т. 4. С.198.

37. Шарапов С.Ф. [Предисловие] // Прот. А.Н.Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении. СПб., 1898 (без указания стр.).

38. Аксаков И.С. Указ. соч. С. 208.

39. Васильев А.В. Указ. соч. С. 138.

40. Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 113.

41. Там же. Т. 2. С. 679.

42. Киреев А.А. Избавимся ли мы от нигилизма? С. 23.

43. Он же. Краткое изложение… С. 31.

44. Шарапов С.Ф. Самодержавие и самоуправление. С. 20.

45. Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 31.

46. Там же. Т. 5. С. 178.

47. Там же. С. 175-176.

48. Там же. С.47.

49. Там же. С 15.

50. НИОР РГБ. Ф. 126. К. 12. Л. 99 об.

51. РГАЛИ. Ф.2. Оп.1. Ед. хр. 650. Л. 22об.-24.

52. Там же. Ф.636. Оп.1. Ед. хр. 102. Л. 3об.

53. Васильев Аф. Указ. соч. С. 154.

54. НИОР РГБ. Ф. 126. К.9. Л. 242.

55. Аксаков И.С. Где границы государственному росту России // Русский геополитический сборник. № 3. С.23.

56. См.: Там же. Подробнее о геополитических воззрениях Аксакова см.: Бицилли П.М. Иван Сергеевич Аксаков и его философия нации // Русский рубеж. 1992. № 2.

57. НИОР РГБ. Ф. 265. К. 181. Ед. хр. 14. Л. 200.

58. Шмитт Карл. Политическая теология. М., 2000. С. 170.

59. Цит. по: Элементы. Евразийское обозрение. 1994. № 5. С.5.

60. См. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. Т. 3 (XVII — начало XVIII века). М., 1996. С. 29-31.

61. Славянофильство и западничество… Вып.2. С.71.

62. Там же. С. 191.

63. Попов В.П. Раннее славянофильство как эстетический феномен и проблема человека // Проблемы гуманизма в русской философии. Краснодар, 1974. С. 100, 101.

64. Он же. Социальная природа и функции раннего славянофильства // Там же. С. 74-75.

65. Самарин Ю.Ф. Соч. Т.1. М., 1877. С. 402-403.

66. Хомяков А.С. Соч. в двух томах. Т.1. М., 1994. С. 99-100.

67. Цит. по: Цимбаев Н.И. Славянофильство… С. 206.

68. Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т.5. С. 114, 122-123, 187.

69. Там же. Т. 2. С. 527.

70. ГАРФ. Ф. 634. Оп.1. Ед. хр. 101. Л.70.

71. Русское дело. 1886. № 3. С. 8.

72. Аксаков Н.П. Указ. соч. // Благовест. Вып. 43. С. 1561.

73. То же // Благовест. Вып. 46. С. 1713.

74. Славянофильство и западничество… Вып. 2. С. 84-87.

75. Там же. С. 201.

76. Там же.

77. См.: Балуев Б.П. Споры в конце XIX века о роли интеллигенции в исторических судьбах России // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996. С. 305, 313-315; Харламов В.И. Каблиц (Юзов) и проблема "народ и интеллигенция" в легальном народничестве на рубеже 70-х-нач.80-х гг. XIX в. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. — 1980. № 4.

78. См. современную републикацию: Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. М., 1996. С. 351-355.

79. Письмо И.С.Аксакова "московскому студенту" // Исторический вестник. 1886. Т. 25. С. 501-503.

80. Благовест. 1890. Вып. 1. С. 21.

81. Аксаков Н.П. Указ. соч. // Благовест. 1892. Вып. 41. С. 1439. 1444-1445, 1446.

82. РГАЛИ. Ф. 2173. Оп.1. Ед. хр. 56.

83. Попов В.П. Социальная природа и функции раннего славянофильства. — С. 82.

84. Кузьмин Аполлон. К какому храму ищем мы дорогу? (История глазами современника). М., 1989. С. 227.

85. Он же. У истоков русского либерализма // Назарова Т.А. Общественно-политические взгляды Ю.Ф.Самарина. М., 1998. С. 177.

86. Он же. Славянофилы и русское общество // Там же. С. 5.

87. Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории. 1993. № 5. С. 39.

88. Тихонова Е.Ю. В.Г. Белинский в споре со славянофилами. М., 1999. С. 5.

89. Воронин И.А. Социальный утопизм в учении ранних славянофилов: Автореф. дис. …канд.ист.наук. М., 1997. С. 15.

90. Самарин Ю.Ф. Указ. соч. С. 178.

91. Хомяков А.С. О старом и новом. С. 118.

92. Кузьмин А.Г. У истоков русского либерализма. С. 177.

93. Манхейм Карл. Указ. соч. С. 589.

94. Берлин Исайя. Философия свободы. Европа. М., 2001. С.280. См. также :Воронин И.А. Указ. соч. С.8.

95. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000. С. 298.

96. Благовест. 1890. Вып.1. С. 1.

97. Аксаков Н.П. О старом и новом славянофильстве // Благовест. Выпуск 22. Б/г. С. 723.