Бюджетное правонарушение имеет место в том случае, когда присутствуют все признаки его состава, т.е. объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Противоправное поведение в бюджетной сфере, выражающееся в совершении бюджетного правонарушения, влечет применение к нарушителю соответствующих мер ответственности, которые выражаются в определенных лишениях финансового характера. В Бюджетном кодексе РФ они именуются мерами, применяемыми к нарушителям бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса РФ к таковым относятся:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- начисление пени;
- наложение штрафа;
- иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Перечень мер ответственности, предусмотренных в ст. 282 Бюджетного кодекса РФ, не является исчерпывающим. Законодательством предусматриваются и другие меры финансового воздействия на нарушителей бюджетного законодательства. Так, согласно ст. 10 ФЗ от 29.07.1998 N 136 «Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» за нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства может последовать отказ в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований. В ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» предусматривается такая мера, как обращение взыскания на взаимные расчеты бюджетов.
Привлечение к ответственности за совершение бюджетных правонарушений осуществляется в особой процессуальной форме. Процедура привлечения к ответственности предусмотрена в бюджетном законодательстве, однако при анализе положений статей 165, 166 и 284 Бюджетного кодекса РФ возникает целый ряд вопросов, касающихся процедур привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.
Во-первых, почему в качестве органов, полномочных применять меры принуждения, называются только органы Федерального казначейства? Ведь, например, право блокировки расходов принадлежит к исключительной компетенции министра финансов РФ, а Закон «О Счетной палате»[7] предоставляет ей право при неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты приостанавливать операции по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Можно, конечно, предположить, что законодатель в интересах получателей бюджетных средств намеренно ограничил число государственных органов, полномочных применять меры принуждения. В таком случае следовало бы предусмотреть, что постановления руководителей органов Федерального казначейства о применении мер принуждения могут приниматься на основе актов проверок, проводимых не только органами казначейства, но и контрольными органами Минфина и Счетной палатой. В противном случае наделение этих органов контрольными полномочиями теряет всякий смысл, так как обнаруженные в процессе проводимых этими органами ревизий нарушения бюджетного законодательства не могут быть пресечены.
Во-вторых, кто вправе привлечь к ответственности руководителей органов Федерального казначейства, которые могут выступать субъектами большинства предусмотренных Бюджетным кодексом РФ правонарушений? Допустим, руководителей территориальных органов Федерального казначейства может привлечь к ответственности начальник Главного управления Федерального казначейства, но вот кто вправе привлекать к ответственности последнего? То же самое относится и к министру финансов. В ст. 167 Бюджетного кодекса предусмотрена персональная ответственность министра финансов за реализацию предоставленных ему обширных полномочий в бюджетном процессе. Но по вопросу о порядке реализации этой ответственности Бюджетный кодекс РФ содержит лишь ничего не значащую формулировку: «Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации». С нашей точки зрения, отсутствие в Бюджетном кодексе РФ ответов на эти вопросы совершенно недопустимо. Возможным способом восполнения этого правового пробела может быть установление судебной процедуры привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения должностных лиц Федерального казначейства и министра финансов РФ по представлению Счетной палаты РФ.
Определенные вопросы возникают и при анализе положений ст. 283 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Перечисленные в статье основания являются по своей сути действиями (бездействием), нарушающими бюджетное законодательство и характеризующими объективную сторону бюджетного правонарушения. Следовательно, каждое предусмотренное ст. 283 Бюджетного кодекса РФ основание должно быть описано в качестве отдельного состава бюджетного правонарушения и должна быть установлена ответственность.
Анализируя и сопоставляя положения ст. 283 Бюджетного кодекса РФ и статей, устанавливающих ответственность за отдельные виды правонарушений бюджетного законодательства, приходится констатировать, что:
1. Не все основания, предусмотренные ст. 283 Бюджетного кодекса РФ, нашли свое отражение при установлении ответственности за отдельные виды правонарушений. Так, например, неисполнение закона (решения) о бюджете, несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов, несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом, открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений банка России, выделенные в качестве оснований в ст. 283 Бюджетного кодекса РФ, в дальнейшем не описываются как отдельные составы правонарушений, и, естественно, за эти действия ответственность не устанавливается.
2. Некоторые основания, выделенные в ст. 283 в качестве самостоятельных, при установлении мер ответственности объединены в один состав бюджетного правонарушения. Так, например, неперечисление, неполное перечисление и несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, выделенные как отдельные основания применения мер ответственности, в дальнейшем включены в один состав бюджетного правонарушения, предусмотренного ст. 293 Бюджетного кодекса РФ; по тому же принципу сформулированы составы бюджетных правонарушений, предусмотренные статьями 294, 306 Бюджетного кодекса РФ.
3. Отдельные статьи, устанавливающие ответственность за совершение бюджетного правонарушения, сформулированы таким образом, что в названии статьи описывается одно основание применения мер ответственности, а в содержании описывается совершенно другое основание. Примером такого, мягко говоря, некорректного установления мер принуждения является ст. 296 Бюджетного кодекса РФ. В названии статьи говорится о «несоответствии уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи», а в содержании о «финансировании расходов, не включенных в бюджетную роспись».
4. Встречаются также случаи неточного воспроизведения основания применения мер принуждения, т.е. фактически и в основании, предусмотренном ст. 283 Бюджетного кодекса РФ, и в статье, определяющей состав правонарушения и устанавливающей меры принуждения, речь идет об одном действии (бездействии), однако формулируется оно различным образом. Примером может служить ст. 295 Бюджетного кодекса РФ.
5. Следует также отметить, что все основания применения мер принуждения, которые описываются в отдельных составах бюджетных правонарушений, нашли свое отражение в перечне оснований, предусмотренных ст. 283 Бюджетного кодекса РФ. Так, например, не включены в перечень оснований:
- Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290).
- Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, выданными на возвратной основе (ст. 291).
- Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка (ст. 298).
- Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст. 299).
- Предоставление государственных и муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300).
- Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст. 301).
- Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302).
Перечисленные неточности и недоработки, допущенные законодателем при принятии Бюджетного кодекса РФ, позволяют нам сделать вывод о необходимости внесения изменений в главу 28 Бюджетного кодекса РФ с целью установления более точного определения оснований применения мер ответственности и соответственно более четкого выделения отдельных видов правонарушений.
Глава II. Классификация финансовых санкций
Бюджетный кодекс РФ содержит перечень составов бюджетных правонарушений, который на первый взгляд выглядит довольно внушительно, т.к. включает в себя 18 составов правонарушений, предусмотренных в статьях 289 - 306. Сразу отметим, что законодатель допустил небрежность, включая перечень составов правонарушений в главу 28 Бюджетного кодекса, которая называется «Общие положения». Более рациональным видится выделение норм, устанавливающих ответственность за конкретные правонарушения, в отдельную главу «Виды бюджетных правонарушений».