18. Полтавское сражение 27 июня (8 июля) 1709 года
В спорах о том, когда именно следует праздновать День Российской армии, многие склоняются к мысли, что этой датой могла бы быть и годовщина Полтавской битвы. Ведь регулярная наша армия появилась только при Петре Великом, а Полтава явилась самой громкой и самой славной ее победой, предопределившей исход долгой Северной войны. Кампания, начинавшаяся в 1700 году «Нарвской конфузией», в 1721 году завершилась полным сокрушением шведской армии, считавшейся тогда в мире лучшей, и вытеснением Швеции на «европейские задворки». Россия же отвоевала, возвратила себе выход к Балтийскому морю, тем самым «прорубив окно в Европу», и превратилась в империю, в течение трех веков определявшую мировой политический климат.
По словам историка, «эта победа является первым днем великодержавности России, и весь великий XVIII век, век национальных устремлений, Россия праздновала день 27 июня». Новая армия была таковой во всех отношениях — вплоть до ее идеологии. Если в прежние времена войском в генеральной баталии руководил князь, правитель и солдаты — стрельцы, дружинники, ратники — сражались в первую очередь за него, то хотя теперь царь Петр и выступил в роли полководца, но он сейчас действительно был полководцем, а уже потом - государем. Свидетельством тому можно назвать его приказ перед сражением: «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой. за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
В дореволюционной «Истории Петра Великого» события битвы изложены так: «Шведы до света бросились на русскую конницу с яростью и овладели двумя еше не оконченными редутами; но при этом шесть батальонов шведской пехоты и несколько десятков эскадронов были отрезаны от главной армии и должны были уйти в лес-Русские также напали на шведское войско, еще при самом начале отрезанное от главной армии; здесь шведы были вполне разбиты. Пользуясь смятением, русская пехота вышла из ретраншемента и стала в боевой порядок; часть кавалерии с правого крыла была проведена за пехотой и поставлена на левое крыло. Русские решились атаковать всю шведскую армию, но шведы предупредили их и с своим обыкновенным пылом ринулись на русских. Два часа кипел отчаянный бой.
Петр был везде, где было опасно; одна пуля прострелила его шляпу, вторая попала в крест на его груди, третья осталась в арчаке седла, полы кафтана Были изодраны, но царь остался невредим. Карла XII с раненою ногою в коляске возили между рядами солдат, но вдруг пушечное ядро ударило в коляску, и он очутился на земле. Солдаты увидели падение Карла, подумали, что он убит; весть об этом пробежала по полкам, и ужас овладел и без того колеблющимися солдатами. Битва была яростная, отчаянная, но она не продолжалась больше двух часов. Шведы бежали так скоро и безостановочно, что ни разу не остановились и ни разу не пытались сопротивляться». Разгром противника был полным. Прекрасные слова по этому поводу можно найти в «Истории Русской армии: «Солдаты Петра завершили под Полтавой дело, начатое дружинниками Александра на берегах Невы. И целых два столетия с тех пор нога нашего западного врага, германского завоевателя, не оскверняла Русской земли».
19. Альпийский поход (1799 год)
Вторая половина XVIII века стала, по словам известного военного историка генерал-майора ВА. Золотарева, «подлинным ренессансом отечественного военного искусства». В своей книге «Генералиссимус А. В. Суворов: вершины славы» он пишет об этом времени так: «Одержанные военные победы способствовали превращению России в реальный и мощный фактор мировой политики.
Еще недавно отгороженная, казалось, на века от Европы своими внутренними смутами, занятая извечным соперничеством с ближайшими соседями на юге и западе, только что удивившая весь мир своим царем-реформатором, Россия вдруг оказалась не только участницей европейской политики, но и ее активным творцом. В войнах этого времени русская национальная школа военного искусства базировалась на тех преобразованиях в военном деле, которые были в свое время осуществлены Петром Великим. Несмотря на частичное забвение петровских воинских традиций в 30-е годы XVIII века, они оказались столь живучими, что вскоре вновь возродились во всей своей силе». Альпийский поход — самая блистательная из всех военных кампаний, проведенных генералиссимусом А.В. Суворовым, — как бы венчал славное «осьмнадцатое столетие», доказывая всемирно-историческую роль России.
Добрый десяток славных побед - при Бреши, Лекко, Треббии, Нови - каждая из которых могла бы составить славу любому полководцу; беспримерный переход с боями через Альпийские горы показавший, что россиянам подвластна сама природа: дети равнин и степей, они в первый раз в жизни увидев горы, тут же их покорили. Суворовские «чудо-богатыри», ведомые славным своим полководцем, снискали право именоваться непобедимыми.
«В 1799 - 1800 годах решающая роль России на сцене европейской политики была доказана с полной наглядностью, - утверждал такой авторитетный историк, как А.З. Манфред. — Разве Итальянский поход Суворова за три месяца не перечеркнул все победы и завоевания прославленных французских полководцев? Разве он не поставил Францию на грань поражения? И затем, когда Россия вышла из (антифранцузской) коалиции, разве чаша весов не склонилась в пользу Франции? » Славный Альпийский поход, победы генералиссимуса Суворова, само имя его — неотъемлемая часть не только нашей истории; они принадлежат и сегодняшнему дню Российской армии. В 1942 году был учрежден полководческий орден А.В. Суворова трех степеней, а в 1943-м в стране появились суворовские военные училища, которые стали и до сих пор являются прекрасной школой подготовки пополнения нашего офицерского корпуса.
20. Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 года
Весь Бородинский бой, - говорится в «Истории Русской армии», - это лобовая атака французскими массами русского центра — батареи Раевского и флешей Багратиона (шесть раз переходивших из рук в руки между 9 и 12 часами). Жесточайшее побоище длилось шесть часов без всякого намека на какой-либо маневр, кроме бешеного натиска с обеих сторон. К 12 часам Наполеон сбил русских со всех пунктов и готовился нанести своими резервами решительный удар Русской армии, когда внезапный рейд конницы Уварова навел невообразимую панику в тылу французской армии. Наполеон едва не попал в плен и распорядился отложить решительную атаку на следующий день. До 5 часов вечера длилась адская канонада — был момент, когда на пространстве квадрата в версту стороной гремело с обеих сторон 700 орудий!
Бородинскую битву можно считать самым известным из всех сражений Русской армии. Разнообразных причин тому много: ее небывалые дотоле масштабы, сам характер войны, получившей наименование Отечественной, географическое место этого боя. О нем написано огромное количество научных и художественных произведений, сняты десятки фильмов. Бородинское поле превращено в мемориальный заповедник, где по несколько раз в год проводятся военно-исторические праздники.
Все это так, но ожесточенные споры историков по поводу результатов и итогов Бородина не прекращаются до сих пор. «Из всех моих сражений, - сказал император Наполеон, -самое ужасное было то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские — называться непобедимыми». После сражения и Бонапарт, и князь Кутузов составили победную реляцию: обе армии хотя и понесли чудовищные потери, но фактически остались на занимаемых позициях и могли сражаться вновь. Уверенность в том, что именно мы победили при Бородине, не поколебала в русском народе не только отдача Москвы, но даже и последовавшая через сто лет «классовая переоценка» истории государства Российского. Это малоизвестно, но Карл Маркс и Фридрих Энгельс были уверены в победе Наполеона, На сей раз им, однако, не поверили.
Не так давно вышла книга замечательного историка Н. А. Троицкого «1812, Великий год России», в которой на сравнении многих исследований, в результате анализа большого объема фактического материала как бы подводятся итоги Отечественной войны, происходит переосмысление многих фактов. «В единоборстве с величайшим из завоевателей... русские остались непобежденными — таков первый итог Бородинского сражения, - пишет Троицкий. — Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней былую уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Не в материальном, а в моральном и даже в политическом отношении (если учитывать последующий ход войны) Бородино, безусловно, победа России... Нравственная победа русских войск столь велика, что не нуждается в искусственном подтягивании до уровня победы материальной, которая и после Бородина оставалась делом будущего, теперь уже недалекого».
Через сто тридцать лет на славном Бородинском поле насмерть встали на пути рвущихся к Москве гитлеровцев бойцы и командиры Красной Армии. Их стойкость и мужество были достойны подвигов далеких предков - красноармейцы равнялись на воинов кутузовской армии.
21. Оборона Шипки 7 (19) июля - 28 декабря 1877 (11 января 1878) года
Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов, в результате которой освободилась от пятивекового османского ига Болгария, обрели полную национальную независимость Румыния, Сербия и Черногория, - стала одним из наиболее значительных событий европейской истории второй половины XIX века. Кстати, это была первая война, в которую русская армия вступала, будучи укомплектованной на основании уже не рекрутских наборов, а Указа о воинской повинности говоря современным языком, профессионалов заменили призывниками.