Следователь по объемным и групповым делам всегда должен быть готов к сложности и временны м затратам при выполнении процессуальных действий, предусмотренных ч. 4 ст. 215 УПК РФ, Здесь речь идет исключительно об обвиняемом и его защитнике.2
Несмотря на равенство участников уголовного судопроизводства со стороны защиты и обвинения, обвиняемый все же является центральной фигурой на досудебном производстве вследствие специфичности его процессуального положения, Какими бы крайне неблагоприятными ни были последствия совершенного преступления для других участников процесса, только обвиняемому грозит осуждение и уголовное наказание. В отношении обвиняемого, с одной стороны, по убеждению следователя, уже собраны достаточные доказательства его виновности, с другой стороны, эти доказательства еще требуется проверить с помощью наиболее совершенной процессуальной процедуры, присущей только судебному разбирательству. На это специфическое положение обвиняемого указывали в свое время А.Д. Черкасов и Н.А. Громов. Как раз эта специфичность процессуального положения обвиняемого, превращающая его в центральную фигуру уголовного судопроизводства, и обусловливает особое отношение к вопросам обеспечения его права на защиту. По этой причине законодатель и вводит усложненные процедуры обеспечения права на ознакомление с материалами уголовного дела в упомянутой ч. 4 ст. 215 УПК РФ. В случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела следователь по истечении 5 суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или при наличии ходатайства обвиняемого принимает меры для явки другого защитника. Из смысла ч. 3 ст. 50 УПК РФ вытекает, что для явки другого приглашенного обвиняемым защитника также требуется время не более 5 суток. В иных случаях, если обвиняемый не отказывается от защитника в порядке, предусмотренном ст. 52 УПК РФ, следователь принимает меры для явки защитника по назначению. В случае отказа обвиняемого от назначенного защитника следователь предъявляет обвиняемому материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника. Однако если в соответствии со ст. 51 УПК РФ участие защитника в деле является обязательным, то следователь обеспечивает участие защитника по назначению.
Действующий УПК РФ несколько облегчил работу следователя при окончании следствия, когда обвиняемый не содержится под стражей (ч. 5 ст. 215 УПК РФ). При неявке обвиняемого для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин либо если он иным образом уклоняется от ознакомления с делом, следователь по истечении 5 суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами дела иных участников уголовного судопроизводства составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.
В этих случаях необходима добросовестность следователя, надлежащий процессуальный ведомственный контроль и прокурорский надзор. Недопустимо, чтобы эти процессуальные правила применялись для ускоренного ради отчетности завершения следствия в нарушение права на защиту либо прикрывали собой факты, когда обвиняемый не просто уклоняется от ознакомления с материалами уголовного дела, а фактически скрывается. Поэтому целесообразно в каждом следственном подразделении отработать систему проверки фактов на предмет того, действительно ли обвиняемый не желает знакомиться с делом и по этой причине не является к следователю или иным образом уклоняется от явки, либо обвиняемый скрывается от следствия. Все эти разновидности поведения обвиняемых влекут за собой совершенно разные процессуальные последствия.
Выполнение требований ст. 216 УПК РФ производится в том же порядке, который существовал и ранее.
Ознакомление проводится в порядке, установленном ст. 217 УПК РФ, т.е. в процессуальном режиме ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника.
Последние осуществляют ознакомление с материалами уголовного дела после выполнения требований ст. 216 УПК РФ. Следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением случаев, когда в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 166 УПК РФ принято решение о неразглашении данных о потерпевшем, его представителе или свидетеле в целях обеспечения их безопасности. В этих случаях обвиняемый и его защитник знакомятся только с содержанием показаний этих лиц или иных проводимых с ними следственных действий. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства. Если поступила просьба обвиняемого или его защитника, то предъявляются также фотографии, материалы аудио и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий.
По общему правилу, ознакомление обвиняемого и его защитника должно проводиться совместно, в противном случае возникает сомнение в качестве оказываемой обвиняемому юридической помощи, которое опровержимо лишь ходатайствами как обвиняемого, так и защитника о предоставлении возможности раздельного ознакомлении с материалами уголовного дела. В практике Верховного Суда РФ и судов субъектов Федерации есть немало приговоров, отмененных лишь по придам раздельного ознакомления с делом обвиняемого и защитника при отсутствии ходатайств на это, судами это расценивается как нарушение права на защиту.
При наличии у обвиняемого нескольких приглашенных защитников достаточно совместного обвиняемого с делом с одним из приглашенных защитников, остальным защитникам, конечно, также должны быть предоставлены материалы дела для ознакомления, но они вправе значиться с ними раздельно. Такой же позиции начинает придерживаться и судебная практика, ой вопрос, когда для так называемого ускорения окончания следствия обвиняемому для совместного ознакомления вместо приглашенного защитника навязывается защитник по назначению. Такое случаи следует расценивать как нарушение права на защиту.
При наличии в деле нескольких обвиняемых последовательность предоставления им и их защитников материалов уголовного дела устанавливается следователем. Однако эти свои полномочия следователю следует использовать разумно в интересах прежде всего соблюдения прав всех обвиняемых на защиту и минимизации затрат времени на окончание следствия. Лучший способ для этого- контактность следователя, доброжелательность, умение координировать процессуальные действия по времени со своими процессуальными оппонентами. Вместе с тем вовсе недопустима и мягкотелость, пассивность следователя.1 Вряд ли кто примет во внимание оговорки следователя по поводу нарушения им процессуальных сроков вследствие его перегруженности. Поэтому и от защитников иногда надо требовать планирования своей работы, выбора приоритетов при осуществлении своих процессуальных функций, а в необходимых случаях и реагировать по поводу волокиты, иногда допускаемой на этапе окончания предварительного следствия.
Следователь должен прогнозировать выполнение завершающих процессуальных действий, связанных с окончанием предварительного следствия, особенно по объемным многотомным делам. Он не вправе ограничивать участников процесса при ознакомлении с делом во времени, имея в виду, что норма, содержавшаяся в старом процессуальном законодательстве, позволявшая постановлением, утвержденным прокурором, ограничивать обвиняемого и его защитника с ознакомлением с материалами дела по времени, ныне не действует.
В ч. 2 ст. 217 УПК РФ сказано, что в процессе ознакомления с материалами уголовного дела, Состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Применение технических; средств при ознакомлении с материалами уголовного дела значительно ускоряет выполнение этих процессуальных действий.
На руки обвиняемому и его защитнику выдаются не все копии документов. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.
Требования закона о запрете на ограничение обвиняемого и его защитника во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела, не должны приводить к освобождению из-под стражи опасных преступников, что влечет затем самые негативные последствия: волокиту, растягиваемую на многие месяцы, приостановление следствия из-за того, что освобожденный из-под стражи обвиняемый скрывается. Для этого следователь должен неукоснительно руководствоваться требованиями ст. 109 УПК РФ, и прежде всего: заблаговременно, до истечения предельных сроков содержания под стражей, начинать выполнение процессуальных действий, связанных с окончанием следствия, в частности заблаговременно предъявлять обвиняемому и его защитнику для ознакомления материалы дела, а затем своевременно в рамках закона решать вопросы о дальнейшем продлении процессуальных сроков.
Если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления с материалами дела, то на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ, устанавливается определенней срок для ознакомления с материалами уголовного дела.1 В случае, если обвиняемый и защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами дела в установленный судом срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия (ч. 3 ст. 217 УПК РФ). По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь выясняет, какие у них имеются ходатайства или иные заявления. При этом у обвиняемого и защитника выясняется, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты. Заявления обвиняемого и его защитника о вызове в судебное заседание названных ими лиц не означает, что следователь непременно должен возобновить проведение следственных действий. Его обязанность включить этих лиц в обвинительном заключении в перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты и в список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны защиты. Если следователь уверен и внутренне убежден в позиции обвинения, то ему не следует опасаться иного исхода дела.