Смекни!
smekni.com

Функции следователя при расследовании налоговых преступлений (стр. 14 из 31)

Следует признать устаревшим прежний подход к оценке работы следователей чисто механически по наличию обвинительных или оправдательных приговоров. Такой подход противоречит самом] существу принципа состязательности уголовного судопроизводства. От следователя можно и нужно требовать только неукоснительного соблюдения всех процессуальных норм при проведении им предварительного следствия, а также выполнения им требований о предмете доказывания, что включает себя элементы всесторонности, полноты и объективности при исследовании обстоятельств дела. Но как быть в такой ситуации, когда следователь полагает, что заявленный защитой список лиц . подлежащих вызову в судебное заседание, явно может привести к опровержению версии обвинении? Ведь бремя доказывания виновности и опровержения доводов защиты лежит на нем. Внутренне* убеждение следователя о виновности обвиняемого не противоречит принципу презумпции невиновности. Ибо виновным обвиняемого на стадии предварительного следствия считают только следователь или прокурор, когда он утверждает обвинительное заключение, виновность в уголовном преступлении от имени государства может быть установлена только вступившим в законную силу приговором. Поэтому следователь не может уподобляться лицу, гадающему о виновности или невиновности. Если он уверен в позиции обвинения, то должно составляться обвинительное заключение. В иных ситуациях следователь, как лицо процессуально самостоятельное, вправе в пределах процессуальных сроков провести дополнительные следственные действия, ибо за просьбами защиты о вызове в судебное заседание дополнительных лиц может быть скрыта серьезная версия защиты. Более предметным является вопрос о рассмотрении ходатайств защиты, они более конкретизированы, и в них, содержатся просьбы о проведении конкретных следственных действий или принятии процессуального решения. Разрешению ходатайств законодатель уделяет специальную норму - ст. 219 УПК РФ. В этой норме говорится о ходатайстве любого из участников уголовного судопроизводства, принимавшего участие в ознакомлении с материалами уголовного дела. Ест следователь приходит к выводу об удовлетворении ходатайства, то он дополняет материалы уголовного дела, в том числе при необходимости и выполнением следственных действий1. Однако дополнение следствия не препятствует продолжению ознакомления с материалами уголовного другими участниками процесса. Вполне резонно, что и лица, заявившие ходатайство, вправе продолжать ознакомление с остальными материалами дела. По окончании производства дополнительных следственных действий следователь в любом случае возвращается к выполнению требований ст. 216 и 217 УПК РФ, ибо он должен обеспечить возможность целостного восприятия всех материалов дела участниками процесса.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении заявленного ходатайства следователь выносит об этом постановление, которое доводится до сведения заявителя. При этом ему разъясняется порядок обжалования данного постановления.

Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление следователя должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Слабый местом предварительного следствия, особенно в органах внутренних дел, является формальный подход к разрешению ходатайств: на грани истечения процессуальных сроков следователь часто выносит слабо мотивированное или вовсе не мотивированное постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. В дальнейшем многие из этих постановлений обжалуются прокурору, в суд, повторяются при судебном рассмотрении дела, и количество частично или даже полностью удовлетворенных ранее заявленных ходатайств возрастает в геометрической прогрессий. Такой упрощенный подход некоторых следователей к вопросу разрешения ходатайств крайне негативно отражается на назначении уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ).

Помимо выяснения следователем вопросов о наличии ходатайств и заявлений, следователь по окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с делом разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать о формах судебного рассмотрения его дела (п. 1 и 2 ч. 5 ст. 217 УПК РФ).

В случаях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК, РФ, обвиняемому разъясняется право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. При этом следователь разъясняет не только само право на суд с участием присяжных, но и особенности этой формы судебного рассмотрения, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел а отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей. Обычно доминирует последняя ситуация, ибо, как правило, решить вопрос о выделении уголовного дела в отдельное производство в отношении лиц, взаимосвязанных рядом одних и тех же эпизодов совместной преступной деятельности, невозможно1. Это, как сказано в ч. 2 ст. 154 УПК РФ, может отразиться на всесторонности и объективности разрешения уголовного дела.

Исследование преступной деятельности отрывочно, по частям в отношении отдельных подсудимых и в разных процессах никогда не восполнит целостности картины ни инкриминируемых деяний, ни совокупности собранных доказательств. В ущерб объективности дело при искусственном выделении может быть разрешено совершенно несправедливо в отношении отдельных подсудимых. Так, суд присяжных может признать своим вердиктом подсудимого невиновным или заслуживающим снисхождения, в то же время другой подсудимый в суде общей юрисдикции может быть осужден, да еще с отягчающими наказание обстоятельствами. По этой причине, чтобы уравнять шансы подсудимых, предпочтительнее дело на "всю группу рассматривать судом с участием присяжных заседателей.

Следователь по окончании ознакомления с материалами дела разъясняет обвиняемому и право ходатайствовать о применении особого порядка судебного разбирательства- в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК РФ. В тех случаях, когда преступление по оканчиваемому делу предусматривает наказание на срок не свыше пяти лет, следователь обязан разъяснить обвиняемому право ходатайствовать о постановлений приговора без проведения судебного разбирательства. Это далеко не «сделка о признании», как полагают некоторые. Вопрос о постановлении приговора еще будет решаться в дальнейшем с соблюдением правил ст. 314 УПК РФ. Кроме того, «сделка о признании» предполагает применение юридических фикций, например искусственную переквалификацию деяния. При применении особого порядка судебного разбирательства приговор постановляется в пределах предъявленного обвинения согласно обвинительному заключению.

Весьма важным является требование п. 3 ч. 5 ст. 217 УПК РФ об обязанности следователя разъяснить обвиняемому право заявить ходатайство о проведении предварительных слушаний в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ, а также в п. I1 ч. 5 ст. 217 о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции - в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ. К сожалению, многие приложения к УПК РФ настолько формализуют ряд процессуальных действий, что из содержания этих приложений не ясно, разъяснялись ли обвиняемому те или иные права. В частности, из Приложения 151 к ст. 476 УПК РФ, именуемого Протоколом ознакомления обвиняемого и (или) его (ее) защитника с материалами уголовного дела записано, что обвиняемому разъяснены права ходатайствовать о проведении предварительных слушаний - в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ. Однако что это за случаи, в содержании протокола не указано. Это приводит к тому, что без участия квалифицированного защитника обвиняемому в современном уголовном судопроизводстве затруднительно осуществлять своё право на защиту. Так, в ст. 229 УПК РФ, регламентирующей основания проведения предварительного слушания, на первом месте стоит наличие ходатайства стороны об исключении доказательства. Рассчитывать, что недопустимое доказательство исключит сам следователь или прокурор по меньшей мере наивно, хотя бывает, что суд также может не проявить в этом инициативы. Или другое важное основание- решение вопроса в прекращении уголовного дела. При наличии подобных приложений к Уголовно-процессуальному кодексу очень сложно рассчитывать на инициативу самого обвиняемого в заявлении таких ходатайств. Надо сказать, что подобные приложения способствуют и пассивности некоторых защитников. Обвиняемый, будучи не осведомленным ой основаниях проведения предварительных слушаний, естественно, лишен возможности настаивать о заявлении подобных ходатайств перед защитником.

Складывающаяся практика уже показывает, что следователь при завершении ознакомления участников уголовного судопроизводства ограничивается в основном вопросом об имеющихся у сторон ходатайствах, далее он представляет для прочтения обвиняемому бланк протокола, согласно Приложению 151 к ст. 476 УПК РФ, который по заполнении им и подписывается.