Смекни!
smekni.com

Функционирование и современное состояние гражданско-правового института исковой давности в Российской Федерации (стр. 2 из 20)

Вызывает интерес определение еще одного известного цивилиста начала XX в. Ю.С. Гамбарова: "Давностью мы называем признанное положительным правом превращение фактического состояния в юридическое действие времени".[10]

Общеизвестно, что фактор времени имеет большое значение в гражданско-правовом регулировании имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений.

С истечением времени закон связывает наступление различных юридических последствий. В одних случаях истечение времени влечет за собой приобретение юридической возможности самостоятельного осуществления имеющихся прав или приобретения новых прав. Так, достижение гражданином совершеннолетия означает возникновение у него дееспособности в полном объеме, дающей возможность для самостоятельного приобретения и использования имеющихся конкретных гражданских прав. В других случаях с истечением времени закон связывает прекращение определенных прав и обязанностей (например, истечение срока на предъявление требований к поручителю). Иногда истечение определенного периода времени приводит одновременно к прекращению и одновременному возникновению различных групп прав. Так, истечение времени хранения находки влечет за собой прекращение права собственности у лица, потерявшего вещь, и возникновение, например, права собственности у государства. Поэтому достаточно распространенным является понимание давности как установленного законом срока, истечение которого влечет определенные юридические последствия.[11]

Сущность исковой давности неразрывно связана с такими нормативно-правовыми категориями, как иск и право на иск.

Общепринятой в отечественной юридической литературе является позиция, согласно которой иск представляет собой юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права.[12] Как в гражданском процессе, так и в арбитражном процессе иск может быть предъявлен любым заинтересованным лицом в установленном законом порядке. Иск может быть направлен на привлечение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных действий (возврат имущества, возмещение убытков, уплата неустойки, уплата алиментов и т.п.), на установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (признание сделки ничтожной) либо на изменение или прекращение правоотношений (раздел общей собственности, расторжение брака и т.д.).

По нашему мнению, наиболее лаконичное и четкое определение права на иск было дано К.И. Комиссаровым, В.М. Семеновым, Д.М. Чечот, которые предложили следующую формулировку: "Право на иск - есть обеспеченная законом возможность заинтересованного лица обратиться в суд с требованием о рассмотрении и разрешении материально-правового спора с ответчиком в целях защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса лица".[13]

Необходимо отметить, что в разное время учеными[14] высказывались и радикальные точки зрения относительно иска, права на иск и исковой давности. Так, Р. Гланц считал право на иск "одним из самых схоластических и совершенно бесполезных учений".[15] Причем один из его аргументов по этому вопросу сформулирован следующим образом: "Ввиду полного разногласия в науке относительно того, что составляет право на иск, введение этого термина в закон должно создать для практики затруднения и вызвать в ней неустойчивость и колебания, что признать желательным, конечно, нельзя".[16]

Как уже указывалось выше, право на иск в теории права принято рассматривать в двух смыслах - материальном и процессуальном. С.Н. Братусь справедливо отмечал, что право на иск в материальном смысле означает "такое состояние субъективного права, при котором оно может быть принудительно осуществлено в отношении обязанного лица".[17]

В свою очередь, право на обращение с иском в суд общей юрисдикции, арбитражный суд или другой судебный орган называется правом на иск в процессуальном смысле. Причем для признания права истца на иск в процессуальном смысле не требуется, чтобы суд, арбитраж или другой какой-либо орган, управомоченный производить рассмотрение гражданских споров, предварительно проверил и убедился в наличии у истца того права, за защитой которого он обращается и на котором основано исковое требование.

Согласно общепринятой в российской науке гражданского права точке зрения, право на иск состоит из двух правомочий — права на предъявление иска и права на удовлетворение иска. Право на предъявление иска, которое часто именуется правом на иск в процессуальном смысле — это право требовать от суда рассмотрения и разрешения возникшего спора в определенном процессуальном порядке. Условия и предпосылки осуществления данного права определяются процессуальным законодательством. При этом важно подчеркнуть, что право на иск в процессуальном смысле, по общему правилу, не зависит от фактора времени. Так, обратиться в суд с иском можно в любое время независимо от истечения срока исковой давности (ч 11 ст. 199 ГК РФ).

Иначе обстоит дело с правом на удовлетворение иска: право на иск в материальном смысле, под которым понимается возможность принудительного осуществления требования истца через суд, непосредственно зависит от действия фактора времени. Истечение исковой давности погашает именно эту возможность и служит основанием для отказа в иске (ч.2 ст. 199 ГК РФ).

Представляется, что определение права на предъявление иска объединяет оба рассмотренных выше определения, однако во втором случае указанное право присуще и таким требованиям, которые не могут быть осуществлены в порядке искового производства (необоснованность притязаний истца). Это создает видимость, что возможность принудительного осуществления материально-правового требования (право на иск в материальном смысле) существует независимо от права на предъявление иска в процессуальном смысле.

Нельзя не согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что легальное определение исковой давности ограничивает действие исковой давности только случаями "защиты права", в то время как давность может применяться и при защите охраняемого законом интереса.[18] Так, например, при уничтожении вещи право собственности на нее не может быть защищено, так как его уже не существует. Следовательно, речь может идти лишь о защите охраняемого законом интереса бывшего собственника вещи в восстановлении своего имущественного положения. Приведем еще один пример: когда выносится решение об аннулировании правовых последствий оспоримой сделки, суд защищает охраняемый законом интерес истца в прекращении порожденных сделкой гражданских прав и обязанностей, а не подвергаемые прекращению субъективные права. На наш взгляд, очевидна необходимость исправления указанного недостатка в легальном определении исковой давности.

Автор полностью разделяет мнение Е.А.Крашенинникова, который предлагает такое определение: "Исковой давностью признается срок для защиты права или охраняемого законом интереса по иску заинтересованного лица".[19] Считаем, что это определение является наиболее рациональным; оно в полном объеме раскрывает суть изучаемого понятия.

Роль исковой давности, как справедливо отмечает М.Я. Кириллова, принято характеризовать, прежде всего, в рамках задач, свойственных гражданскому праву в целом. В этой связи принято говорить о его дисциплинирующей, стимулирующей роли.[20] Исковая давность обеспечивает стабильность взаимоотношений сторон, устраняет неопределенность в отношениях, способствует заинтересованности участников в своевременном осуществлении своих прав.

Аналогичной точки зрения придерживается Н.И. Катаржинская, которая отмечает, что исковая давность служит укреплению договорной дисциплины, стимулирует активность участников гражданского оборота в осуществлении принадлежащих им прав и обязанностей, а также усиливает взаимный контроль за исполнением обязательств, способствует осуществлению своих прав.[21]

Ю.С. Гамбаров писал об очевидной необходимости и пользе исковой давности: «Этот принцип есть принцип общей пользы, которого нельзя не признать в устранении неопределенности и необеспеченности юридических отношений вместе с вытекающей отсюда трудностью их доказательства. Это — самые большие противники всякого хорошо организованного правопорядка, и их торжество было бы, несомненно, обеспечено продолжительным неотправлением и одновременным удержанием в силе как устарелых положений объективного права, так и потерявших свою энергию субъективных прав».[22]

Очевидно, что для прогрессивного развития государство и общество нуждаются во временной упорядоченности существующих гражданских правоотношений. Так, если бы исковые притязания могли принудительно осуществляться в течение бесконечно долгого времени, то определенность этих правоотношений была бы в значительной мере ослаблена.

Устойчивый гражданский оборот предполагает определенность прав и обязанностей участвующих в нем субъектов. Кроме того, следует учесть и социально-экономическую справедливость — отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты гражданских прав ущемляло бы охраняемые законом права и интересы ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могут заранее учесть необходимость сбора и сохранения соответствующих доказательств. Длительное же непредъявление иска истцом обычно свидетельствует о том, что он либо не слишком заинтересован в осуществлении своего права, либо нетвердо уверен в обоснованности своих требований.