В ч. 1 ст. 226 УК 1960 г. предусматривалась ответственность за содержание притонов разврата и сводничество. По сравнению со ст. 155 УК 1926 г. в ст. 226 УК 1960 г. были включены принуждение к занятию проституцией и вербовка женщин для занятия проституцией. Несомненно, что ст. 155 УК 1926 г. была перегружена составами преступления (их было четыре). Санкция ч. 1 ст. 226 УК 1960 г. предусматривала такое же наказание, как и ст. 155 УК 1926 г.
Диспозиция ст. 241 УК 1996 г. по сравнению с ч. 1 ст. 226 УК 1960 г. облегчена и включает в себя лишь ответственность за организацию или содержание притонов для занятия проституцией.
Деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. (в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 73-ФЗ)[8]
Те же деяния, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения;
в) с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетних, - наказываются лишением свободы на срок до шести лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 241 УК РФ, совершенные с использованием для занятия проституцией лиц, заведомо не достигших четырнадцатилетнего возраста, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
В юридической литературе обычно организация или содержание притонов для занятия проституцией анализируется как единое преступление[9], что противоречит ст. 241 УК РФ. В ней идет речь об организации притонов или их содержании.
Объектом преступления является не только здоровье населения, но и общественная нравственность, независимо от того, имеются ли по этому поводу жалобы от граждан, соседей и т.д.
Родовой и непосредственный объекты этих преступлений совпадают. Ими являются здоровье и нравственность общества.[10]
Лица, занимающиеся проституцией в притонах, делают это, как правило, добровольно, и нет оснований говорить о причинении ущерба их нравственности и здоровью. В случаях принуждения их к занятию проституцией виновные должны нести ответственность и в соответствии со ст. 240 УК.
Предмет преступления - притон для занятий проституцией.
Под притоном для занятий проституцией имеется в виду жилое или нежилое помещение либо иное место, специально приспособленное или систематически используемое для предоставления половых услуг за вознаграждение.
Притон может быть создан в жилом доме или квартире, гостинице, ресторане, ночном клубе, бане, гараже, подвале, подсобных помещениях, автомашине и других местах. Встречаются случаи маскировки притонов для занятия проституцией под массажные кабинеты, танцевальные классы, парикмахерские и др.
Как притон следует расценивать также помещения или иные места, где лишь собираются лица, занимающиеся проституцией, которых затем диспетчер, получающий заказы по телефону, направляет к клиентам для занятия проституцией или сообщает им адреса клиентов.
Но ограничивать понятие притона для занятия проституцией только помещениями или местами, в которых осуществляются половые контакты клиента и лица, занимающегося проституцией, по моему мнению, нельзя. За последние годы широкое распространение получили своеобразные "биржи" проституции. Обычно это жилая квартира, в которой собираются лица, занимающиеся проституцией. Специальный диспетчер, получая по телефону заказы на "девочек" или "мальчиков", направляет их клиенту, как правило, на транспорте "заведения". В таких случаях шофер или специальное лицо не только осуществляет доставку лица, занимающегося проституцией, клиенту (реже - клиентам), но и обеспечивает оплату сексуальных услуг. Иногда диспетчеры проституции, получив заказ на "девочку" или "мальчика", связываются с ними по телефону, сообщая адрес заказчика. Подобного рода деятельность хорошо организована. Такие "биржи" обычно взаимосвязаны, что обеспечивает более широкое и "рациональное" обслуживание клиентов. Несмотря на то, что в помещениях этих "бирж" половые услуги не осуществляются, они являются, по моему мнению, притонами для занятия проституцией.[11]
Старший следователь СУ УВД Хабаровского края К. Бубон в период с осени 1997 по весну 1998 г. на практике столкнулся с уголовными делами этой категории.
Так, по всем пяти уголовным делам все пять притонов располагались в квартирах, которые организаторы арендовали по устной договоренности с их законными владельцами. При этом не всегда владельцы квартир были осведомлены, как используются сданные ими внаем помещения. Подобная повторяемость красноречиво свидетельствует, что, организуя притон, сутенер предпочитает использовать жилое помещение, к которому сам не имеет прямого отношения.[12]
Хотелось бы обратить внимание на то, что денежная сумма, полученная сутенером или в отдельности проституткой, не играет никакой роли. Размер дохода сутенера не входит в предмет доказывания по делам этой категории. Отсутствие возможности установить точный доход от функционирования притона не должно смущать следователя или служить препятствием для направления дела в суд. Ведь при совершении хулиганства, например, не всегда возникает материальный ущерб, однако за хулиганство судят, поскольку это - преступление против общественного порядка. Общественная нравственность - такое же умозрительное понятие, как и общественный порядок, и она не измеряется полученным доходом.
Половыми услугами следует считать не только половые сношения, но и удовлетворение половой похоти иным способом.
Объективная сторона выражается в двух действиях: организация притона и его содержание. Организация притона - законченное преступление. В тех случаях, когда она "перерастает" в содержание притона, ответственность наступает за последнее, так как организация притона не самоцель. Лица, содержащие притон, делают в большинстве случаев это с целью извлечения выгоды от эксплуатации лиц, занимающихся проституцией. Следовательно, возможны три варианта ответственности по ст. 241 УК РФ: 1) за деятельность по организации притона для занятия проституцией, 2) за содержание притона, 3) за содержание притона, созданного иными лицами. Организация занятия проституцией другими лицами - это не только руководство, т.е. деятельность по выполнению управленческих функций (распределение ролей, организация материально-технического обеспечения, планирование, проведение мероприятий, подбор клиентов, организация систем охраны и нейтрализация мер социального контроля), но и создание притона (подыскивание, приобретение, наем, предоставление, приспособление помещения или иного места, а также подбор лиц, занимающихся проституцией, их клиентов, лиц, обслуживающих притон), а также иная деятельность виновного. Под содержанием притона понимается деятельность по оплате расходов, связанных с осуществлением притона после его организации (владение или аренда помещения либо иного места, снабжение оборудованием, регулирование посещаемости, охрана).
Систематическое предоставление помещений предполагает, что владелец или наниматель помещения предоставляет его для занятия проституцией не менее 3 раз. М.А. Ефимов по этому поводу писал: "Однократное или даже эпизодическое предоставление своей квартиры или дачи для совершения внебрачных половых актов или иных развратных действий: состава преступления не образует".[13]
Разовое предоставление помещения для полового сношения с лицом, занимающимся проституцией, хотя бы и при оплате такого предоставления, не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 241 УК РФ.[14]
Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, ранее квалифицировалось по ст. 226 УК РСФСР. В теперешней редакции формулировка состава данного преступления является более точной и охватывает только действия в отношении притонов для занятий проституцией, а не для половых сношений и развратных действий, совершаемых без оплаты таких услуг.
Если обратить взор к международному опыту, то мы увидим следующее.
ФРГ является одной из стран, в которых легально существуют дома терпимости. В стране в начале 90-х годов было зарегистрировано до 120 тыс. проституток - одна на 250-500 жителей.[15]
В то же время Уголовный кодекс ФРГ установил ответственность: за сутенерство - использование в корыстных целях лиц, занимающихся проституцией, в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет (_ 181а). В _ 180a УК ФРГ установлена ответственность за содействие занятию проституцией. Ответственность несут лица, которые в виде промысла содержат дом терпимости или руководят его деятельностью, в котором лица, занимающиеся проституцией, состоят в личной или материальной зависимости от данного лица; а также лица, которые содействуют занятию проституцией, предоставляя квартиры, иные места жительства за дополнительные услуги, и лица, предоставляющие жилье для занятий проституцией несовершеннолетним. За такие преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет или штраф.[16]
Содержатель притона может проживать в нем, но может жить и в другом месте. Нередко функции организатора и содержателя притона совмещаются в одном лице.
Все в большей степени притоны принимают вид "фирм", которые имеют атрибуты, присущие легальной структуре, - организатора и управленца в одном лице, технических работников - водителей и диспетчеров и "персонал" - проституток. Осуществляется своеобразная рекламная деятельность в виде объявлений в газетах и на улицах. Существует письменная бухгалтерия.