Смекни!
smekni.com

Хеттское общество по хеттским законам (стр. 1 из 3)

Владимирский государственный гуманитарный университет

Кафедра истории и культуры древнего мира и средних веков

Контрольная работа по истории Древнего Востока

Хеттское общество по Хеттским законам

Выполнила

студентка 1 курса ОЗО

группы И (12)

исторического ф-та

Ющенко Д.Р.

Владимир 2010


Оглавление

Введение

1. Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы

2. Характеристика источников

3. Историографический обзор

Глава I. Положение свободных граждан в хеттском обществе

1.1 Организация брака и семейных отношений свободных граждан

1.2 Землевладение и имущественные отношения

1.3 Компенсации за преступления против свободного человека

Глава II. Положение несвободного населения в Хеттском обществе

2.1 Рабы

2.2 Военнопленные

Заключение

Список литературы


Введение

1. Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы

Хеттское общество – одно из наиболее интересных, и в то же время наименее исследованных обществ древней Передней Азии.

Поэтому цель моей работы – максимальное исследование хеттского общества по имеющимся у меня источникам. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

- выяснить положение свободных членов данного общества;

- выяснить положение несвободных членов в хеттском обществе;

Объектом моего исследования является общество в Хеттском царстве в основном периода Новохеттского царства (середина XV-начала XII в.до н.э.)

Данная тема очень важна для современной исторической науки.

Нам очень мало известно о Хеттском обществе, и многие вопросы до сих пор остаются открытыми, так как сведения, содержащиеся в письменных источников того времени, очень скудны и трудно переводимы.

Поэтому перед учеными и в данный момент стоят сложные задачи относительно данного периода в истории Древнего Востока.

Хеттское царство, в жизни которого больше вопросов чем ответов, очень интересно историкам своей социально-экономической структурой и законодательством, довольно таки прогрессивным и справедливым с точки зрения современного права (отсутствует принцип талиона, нет практически смертной казни, за исключением особо тяжких преступлений).

Изучая общество Древнего Востока и Хеттского царства конкретно, мы можем проследить возникновение и развитие многих предметов и явлений современного общества, а сравнение поможет нам говорить о степени прогресса за этот долгий период со времен хеттов до наших дней.

2. Характеристика источника

В развалинах Богазкёя (древней хеттской столицы Хаттуса) было найдено много фрагментов глиняных табличек с текстами законов. Две таблички сохранились почти целиком, и их текст восстановлен учеными с помощью параллельных фрагментов. Другие, поврежденные, содержат отрывки подобных текстов. Некоторые из них, возможно, являлись дубликатами перечня законов, другие же были выборками, в которых законы излагались несколько в другой форме. В некоторые тексты, по-видимому, добавлены дополнительные статьи. Но нет никаких свидетельств существования другой серии законов, или они пока не найдены.

Самая древняя табличка датируется около XVI в.до н.э. Остальные более поздние, большинство в период Новохеттского царства. Данный период – период подъема, связанный с военными успехами царя Суппилулиума и его преемника Мурсили II, когда было завоевано множество территорий (государство Арцава, территория побережья Черного моря, государство Киццуадна, Сирия). Однако в конце XIII в.до н.э. Хеттское царство было разгромлено «народами моря» (коалицией племен с побережья и островов Эгейского моря)

В свою очередь разница в датировке законов говорит нам о том, что законы писались не сразу, а на протяжении практически пяти веков. А составителями являлись по сути правящие в то время цари Хеттского царства. Законами цари естественно хотели добиться упорядоченных отношений между людьми в обществе, установить порядок и справедливость.

У нас есть все основания доверять этому источнику (письменного типа законодательного вида), так как законодательные источники являются самыми достоверными источниками и могут вполне реально отражать действительность данного периода.


3. Историографический обзор

Достаточно много известных ученых-историков внесли свою лепту в изучение темы Хеттского общества. Такие ученые как академик В.В. Струве, И.М.Дьяконов, Я.М.Магазинер, Дж.Маккуин, О.Р.Генри, Э.А.Менабде посвятили большую часть своих научных трудов вопросу жизни хеттов.

В советской научной литературе до последнего времени вообще не было работ, посвященных этому обществу в целом, кроме статьи академика В.В.Струве «Хеттское общество, как тип рабовладельческого общества» (очерки социально-экономической истории Древнего Востока М.-Л., 1934), однако эта работа уже устарела, время требует новых открытий в этой области.

Дж.Маккуин в своей книге «Хетты и их современники в Малой Азии», подробно раскрывая тему хеттского общества, провел структурирование законов по предметам, рассматриваемом в каждой из статей. Исследовав данную структуру, он пришел к выводу, что «хетты явно избегали тенденции к застою, неизбежно сопутствующей процессу кодификации, и без колебания вносили в законы реформы, отвечающие изменившимся обстоятельствам». Автор точно уверен, что «хеттское право было развивающимся институтом, и различные варианты кодекса, вероятно, отражают последовательные этапы развития государства».

О.Р Генри, в свою очередь, больше внимания уделил структуре общества в целом не только по Хеттским законам, но и по другим древним источникам. Автор пришел к выводу, что невозможно полно изучить хеттское общество, лишь опираясь на тексты, написанные по сути высшей прослойкой горожан. Ведь, по мнению Генри, «жизнь сосредотачивалась в маленьких поселениях земледельцев, в сообществах, которые сами себя обеспечивали, удовлетворяли свои потребности и на протяжении столетий почти не менялись…, и сегодняшнее анатолическое село мало чем отличается от своего предшественника, существовавшего более трех тысяч лет назад». Поэтому Генри считает, что также немаловажно изучать современное анатолическое поселение, так как это очень поможет понять условия жизни и организации маленьких хеттских сельских сообществ, которые составляли большую часть этого древнего царства.

Также достаточно глубоко изучил хеттское общество Э.А. Менабде. Он досконально изучил Хеттские законы и сделал множество интересных выводов. Хотя многие ученые относятся к его работе критически, в его книге все же немало ценных мыслей, касающихся этой темы. Он рассмотрел положение рабов, ремесленников, особый (по его мнению) класс военнопленных. Много внимания в своей работе автор уделил частной собственности. Менабде утверждает, что всей территорией страны «номинально и фактически владел сам правитель Хатти, считавшийся верховным собственником всех богатств страны». Большинство ученых-историков с ним не согласны и считают, что все же в Хеттском царстве существовало три типа землевладения: царская земля, храмовая и земля общинников. Хотя все завоеванные земли считались лично царя и его дома.


Глава I. Положение свободных граждан в хеттском обществе

1.1. Организация брака и семейных отношений свободных граждан

К свободному классу хеттского общества относились жители коренных хеттских городов. Они были освобождены от повинностей в пользу государства и храма. К таким гражданам относятся жрецы, представители знати, царские сановники (по-видимому представители царя), также крупные землевладельцы.

В Хеттских законам мы встречаем относительно немного статей, посвященных браку и семье, в отличие, например, от законов Хаммурапи. В нашем случае указаны лишь исключительные случаи или преступления, связанные с данной темой. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в Хеттском обществе периода Нового царства (а именно этим периодом датируется большинство законов) хетты все еще пользовались обычным правом и могли урегулировать семейные отношения при помощи традиций. Такими регулировщиками в поселениях являлись старейшины, которые не только решали данные вопросы, но и управляли всеми делами сообщества. Но и из тех законов, что мы имеем для исследования, можно сделать несколько интересных выводов о браке и семье свободных хеттов.

Семья была патриархальной, и авторитет отца был явно непоколебим. Он имел право продать своих детей за долги, продать даже свою жену, в случае, если он от нее уходит.

Если мужчина уходит от женщины…то он может продать ее; тот же, кто ее купит, должен дать 12 сиклей серебра.

Также, как считает О.Р.Генри, в хеттском обществе существовал «обычай лавирата, по которому вдова становилась женой брата покойного мужа, или его отца, или любого другого родственника». А такой обычай мог быть «только в обществе, где главенствующую роль играл мужчина». Слова автора вполне подтверждаются одной из статей закона:

Если у мужчины есть жена и если мужчина умрет, его брат возьмет его жену, потом отец его берет ее. Если его отец также умрет, то один из сыновей его брата возьмет жену, которая была у него.

Целью этого обычая было, очевидно, продолжение рода умершего. Правда, неясно, являлось ли это обязательным принципом для каждой вдовы. Но ясно одно – любое прелюбодеяние женщины при живом муже каралось смертью.

Все вышесказанное совсем не означает, что женщина-жена была абсолютно бесправна. Она имела право вместе со своим мужем выбирать мужа для своей дочери.

«А.Если девушка помолвлена с одним мужчиной, а другой ее уводит, должен возместить первому человеку то, что дал. Отец и мать ее не должны давать возмещение.

Б.Если отец и мать сами отдают ее другому мужчине, то отец и мать дают возмещение».