Смекни!
smekni.com

Политическая ситуация БАССР в 1920-1930 гг. Развитие института президентства в Башкирии (стр. 1 из 4)

Оглавление

1. Становление и развитие института президентства в Республике Башкортостан

2. Общественно-политическая жизнь БАССР в 1920-1930 гг.

3. Распространение ислама в Башкортостане

Заключение

Список литературы

1. Становление и развитие института президентства в Республике Башкортостан

В ходе состоявшихся в РСФСР 4 марта 1990 г. выборов в Советы всех уровней в 16 автономных республиках России были избраны новые составы Верховных Советов[1].

Не менее важным было и то, что обком утратил доверие большинства директоров крупнейших промышленных предприятий республики, особенно нефтяной отрасли. Опираясь на свою экономическую мощь, они уже несколько лет требовали от партийных вождей республики помощи в освобождении от диктата московских министерств, как это сделали ранее некоторые союзные республики[2]. Однако Башкирский обком КПСС боялся конфликтовать с Москвой и Центральным Комитетом партии. Курс местных партократов вошел в противоречие с интересами большинства директорского корпуса республики.

Главным событием начавшихся во властных структурах Башкирии изменений стало избрание на пост председателя Президиума ее Верховного Совета Муртазы Рахимова, который стал, таким образом, главой республики. Рахимов, проработав всю жизнь в нефтяной отрасли, в 1986 г. занял кресло директора Уфимского нефтеперерабатывающего завода, и тем самым вошел в высшую хозяйственную элиту республики[3].

Когда в марте 1990 г. потребовался председатель для только что избранного Верховного Совета, Рахимов оказался идеальным кандидатом на эту должность. Как директор-хозяйственник он, разумеется, состоял в партии, и поэтому был и для промышленной элиты Башкирии, и для коммунистов «своим» человеком.

Рахимов возглавил Президиум Верховного Совета. В советское время этот орган не только влиял на принятие решений парламентом, но и обладал некоторыми исполнительными функциями, включая право руководить Советом министров (правительством) республики. Тогдашний Председатель Совета министров Миргазямов попытался вести собственную игру. По ряду вопросов, особенно о заключении договоров с Москвой, между Рахимовым и Миргазямовым возникли разногласия. Занимая пост главы правительства с 1986 г., Миргазямов накопил значительный опыт взаимодействия республиканской исполнительной власти с высшими органами государственной власти СССР и занимал более осторожную, менее радикальную позицию по вопросу о перераспределении экономических и политических полномочий от центра к регионам. Рахимов, напротив, считал, что идея «суверенитета» должна заменить ушедшую в небытие коммунистическую идеологию[4].

Верховный Совет Башкирии по инициативе Рахимова 11 октября принял свою Декларацию о государственном суверенитете. БАССР торжественно провозгласила себя «Башкирской Советской Социалистической Республикой (Башкирской ССР) – Башкортостаном» и заявила о своем вхождении как в СССР, так и в «обновленную» Российскую Федерацию. В первой статье этого документа, состоявшего из 10 пунктов, было записано: «Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Башкирской Советской Социалистической Республики, а также весь экономический и научно-технический потенциал являются исключительной собственностью ее многонационального народа»[5].

Декларация выражала интересы, как националистических сил, так и местной хозяйственной элиты; в то же время она создала предпосылки для того, чтобы пост Председателя Верховного Совета превратился, наконец, в главную политическую должность республики. Башкирия провозгласила собственную «государственность», и глава этого «государства» теперь должен был стать сильной политической фигурой. Реализацию провозглашенных в Декларации о государственном суверенитете Башкирии целей Рахимов сделал теперь делом всей своей жизни. Отныне суверенитет республики стал для него высшей сакральной ценностью.

В 1992 г. резко обострилась борьба за власть между Премьер-министром Миргазямовым и Председателем Верховного Совета Рахимовым.

Подписание Федеративного договора в конце марта 1992 г. и одновременно официальное признание Кремлем особых условий для Башкортостана стали триумфом Рахимова-политика, что позволило ему пойти на открытый конфликт с Миргазямовым. Разногласия между ними возникли по вопросу о том, кому должно принадлежать право назначать глав городских и районных администраций: правительству или Президиуму Верховного Совета. Рахимов, манипулируя положениями республиканской Конституции, заставил главу правительства уйти в отставку. Новым Премьер-министром республики Анатолий Копсов.

Развернув широкомасштабную пропагандистскую кампанию, руководство Башкортостана убеждало население республики в необходимости ввести пост Президента РБ.

Выборы Президента РБ были назначены на 12 декабря 1993 г., в один день с выборами в Государственную Думу и референдумом по Конституции РФ. Одновременно Верховный Совет республики ускорил работу над новой Конституцией. Ее окончательный проект должен был быть принят только после выборов, причем не так, как Конституция РФ: не на референдуме, а Верховным Советом.

В результате Рахимов 12 декабря получил 64 % голосов избирателей – в 2 раза больше, чем Кадыров. Глава банка «Восток», в принципе, достиг неплохого в тех условиях результата, но все было уже напрасно. В Совет Федерации население Башкирии выбрало Рахимова и Копсова.

25 декабря 1993 г., Муртаза Рахимов торжественно вступил в должность Президента Республики Башкортостан.

Конституция, принятая 24 декабря 1993 г., создала основу для реформирования всей системы политической власти в Башкортостане. Однако по двум важным вопросам – структуре и функциям нового парламента и организации местного самоуправления – не удалось принять окончательных решений. Это было сделано в течение последующих двух лет.

Новая Конституция Башкортостана установила в республике президентскую форму власти, во многом аналогичную той, что возникла в России по новой Конституции РФ[6]. Основной закон Башкортостана, как и его российский собрат, признавал права человека и гражданина, запрещал всякую дискриминацию людей, провозглашал основные социальные права и т.д. Особо подчеркивая роль прав человека, Конституция Башкортостана отражала общие настроения своего времени, выражавшиеся в отказе от правового наследия социализма. Конституция не определяла государственный язык республики, поскольку этот вопрос еще не был окончательно решен. Особенно много вопросов вызывали статьи Основного Закона, касавшиеся, в первую очередь, структуры и компетенций органов государственной власти и определения отношений республики с Российской Федерацией.

На первый взгляд структура башкирских органов государственной власти и управления походит на российскую: во главе государства стоит Президент – руководитель исполнительной власти (но избирается он, в отличие от России, сроком на 5 лет), ему подчиняется правительство (Кабинет Министров) во главе с Премьер-министром. Если российская Конституция ограничивает количество пребывания на посту Президента двумя сроками, то башкирская запрещает свыше двух сроков подряд, но не устанавливает их предел. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Государственное собрание – Курултай), избираемый на четыре года. Президент издает указы, которые не должны противоречить действующему законодательству республики, но на законы, принимаемые Госсобранием, Президент может наложить свое вето. Госсобрание может преодолеть президентское вето 2/3 голосов обеих Палат и располагает, кроме того, возможностью в ряде случаев инициировать процедуру импичмента главы РБ, если Конституционный Суд республики усмотрит для этого существенные основания. Для назначения и отставки Премьер-министра Президенту требуется согласие парламента. Члены правительства назначаются Президентом по предложению Премьера, согласия парламента для этого не нужно. Право назначения и отставки глав городских и районных администраций принадлежит только Президенту. Кроме того, он обладает полномочиями вносить на рассмотрение парламента кандидатуры должностных лиц для назначения их на все ключевые посты в республике, включая председателя Конституционного Суда, прокурора и главу Национального банка РБ. Наконец, новая Конституция дала Президенту право отстранять от должности представителей исполнительной власти, если те нарушили законы республики, не определяя, однако, кто должен устанавливать их вину.

Важнейшей политической задачей для Рахимова после принятия Конституции РБ было законодательное оформление деятельности нового республиканского парламента. В этом процессе можно выделить несколько этапов. 2 марта 1994 г. был принят Закон «О Государственном Собрании Республики Башкортостан»[7]. Его краткий, состоящий из 23 статей текст определял численность обеих Палат парламента, их компетенцию и примерный регламент. Численность Палаты Представителей была установлена в 154, а Законодательной Палаты – в 40 депутатов. Совмещение мандатов в обеих Палатах было исключено. Кроме того, депутатам Законодательной Палаты запрещено быть депутатами иных представительных (т.е. местных) органов государственной власти. Для членов Палаты Представителей таких ограничений нет.

Законом о выборах, принятым Верховным Советом Башкортостана 13 октября 1994 г., было установлено, что депутаты Законодательной Палаты избираются в 40 округах, определяемых центральной избирательной комиссией РБ, а Палата Представителей состоит из двух напрямую избираемых депутатов от каждой административно-территориальной единицы.

На выборах 5 марта и на дополнительном голосовании 17 мая 1995 г. был впервые избран новый двухпалатный парламент Башкортостана. Исход выборов воплотил на практике сформулированные в принятом ранее законодательстве положения: Палата Представителей более чем на 70 % состояла из глав местных администраций, республиканских министров и других руководителей госучреждений[8]. Все главы местных администраций стали депутатами. Кроме того, практически все члены правительства, включая Премьер-министра, избирались в перспективных для них округах и получили 26 мест в парламенте. Наряду с другими депутатами, работающими в государственных и полугосударственных учреждениях, примерно ¾ всех мест получили те, кто был назначен на свою должность так или иначе Президентом и им же мог быть снят с этой работы.