Итак, 30-летний генерал, до сих пор никогда ничем не занимавшийся, кроме войны, завоеватель Италии, завоеватель Египта, одним ударом уничтоживший законное правительство республики, оказался вечером 19 брюмера властителем Франции. Эта страна была разрушена революцией, денег в казначействе не было; были целые армейские части, которые месяцами не получали ассигнованных на их содержание сумм. Перед Наполеоном были горы старорежимных обломков и масса новых, выявленных революцией материалов, очень много начатого и неоконченного, начатого и брошенного, начатого и взятого назад; все было как бы в хаосе и брожении.
1.2 Конституция 1799г
Бонапарт начал с организации новой власти, т. е. с оформления своего самодержавия. Впервые же дни после переворота началась активная работа над новой конституции, создание неограниченной власти с сосредоточением ее в руках первого консула – вот что было основной целью новой конституции. Бонапарт как-то сказал: "Да, да, пишите так, чтобы было кратко и неясно". Этими словами он изложил свой общий принцип: когда дело идет о конституционных ограничениях верховной власти, нужно писать покороче и потуманнее. Если существовал когда - нибудь на свете деспот, органически не способный ужиться с каким-либо, хотя бы скромным, но реальным ограничением власти, то это был именно Наполеон.
Новая конституция бала готова уже через месяц после переворота, 13 декабря 1799 года и полностью отвечала задачам, которые были поставлены при ее написании. Она была на самом деле и короткой и неясной. В отличие от предшествующей конституции 1795 год, насчитывавшей триста семьдесят семь статей, конституция, составленная под руководством Бонапарта, была почти в четыре раза короче — в ней было всего девяносто пять статей. Это был сухой, сугубо деловой документ, написанный явно наспех. Большинство статей имело сугубо практический характер, порой приближаясь к протокольной записи. Так, например, Одина из статей сообщала, что "конституция назначает первым консулом гражданина Бонапарта..." и вторым и третьим консулами — граждан Камбасереса и Лебрена.
Вторая часть задачи —"пишите неясно"— была также выполнена полностью. Конституция предусматривала создание четырех коллегиальных органов: Государственного совета, Трибуната, Законодательного корпуса и Сената, имевших каждый строго ограниченные функции и потому и в отдельности, и в совокупности обреченных на полное бессилие. Но это резкое умаление действительной роли представительных учреждений внешне компенсировалось показным демократизмом новой конституции. Вопреки намерениям членов конституционной комиссии повысить избирательный ценз Бонапарт с его быстрой ориентацией сразу понял политические невыгоды этих предложений. Ущемляя и фактически сводя на нет власть представительных учреждений и резко усиливая власть первого консула, Бонапарт понимал необходимость прикрыть эту крутую ломку сложившихся конституционных традиций покрывалом показного демократизма. Он настоял на восстановлении всеобщего (для мужчин) избирательного права. Восстановив всеобщее избирательное право, что могло казаться смелым шагом вперед по сравнению с конституцией 1795 года, Бонапарт рядом мер придал ему чисто фиктивный характер. Первичные собрания, являвшиеся важнейшей формой политической активности масс, были уничтожены. Плебисцит, проводившийся под контролем полиции, стал также фикцией.
Конституция фактически устанавливала режим личной власти. Права первого консула были определены, как и хотел того автор конституции, вполне неясно: "Первый консул наделен особыми функциями и полномочиями, которые он может временно дополнять в случае надобности при помощи своих коллег". При всей неопределенности этой статьи из нее все же можно было понять, что первый консул при желании может обладать неограниченной властью. Единственная статья конституции, сформулированная совершенно четко и ясно, она гласила: "Жалованье первого консула с VIII года устанавливается в размере пятисот тысяч франков в год. Жалованье обоих других консулов равно трем десятым жалованья первого". Это была именно та статья, из которой все поняли реальный смысл свершившегося. Известен рассказ, переданный "La Gazette de France", о том, как воспринимал простой народ конституцию после того, как ее текст был оглашен на улицах и площадях глашатаями. Одна женщина говорила другой: "Я внимательно слушала, но ничего не разобрала". "А я,— отвечала другая,— не пропустила ни слова".—"Ну, так что же дает конституция?"— "Она дает Бонапарта".
1.3 Укрепление твердого порядка
Вся полнота власти сосредоточилась в руках Наполеона. Все остальные учреждения существовали в виде каких-то бледных теней, никогда не имевших и не пытавшихся иметь ни малейшего влияния. Тотчас же обнаружилось, что ему не нужны и критики. Постановлением, проведенным вскоре после введения в действие консульской конституции, Бонапарт приказал из 73 существовавших до тех пор газет закрыть 60, а остальные 13, до поры до времени уцелевшие (спустя некоторое время из них было закрыто еще девять и осталось четыре), были отданы под суровый надзор министра полиции. Наполеон органически не выносил чего-либо даже отдаленно похожего на свободу печати. Эти первые шаги очень ярко обрисовывали воззрения Наполеона на свою власть. Задачи борьбы против политических оппонентов, роялистов и якобинцев, толкнули его на путь создания сильной, разветвленной полиции. Бонапарт дробил полицию и стремился иметь не одну, а две или даже три полиции, которые наблюдали бы не только за гражданами, но и друг за другом. Наполеон деятельно трудился над организацией управления. Он оставил деление Франции на департаменты, но сразу смел с лица земли всякие признаки системы местного самоуправления. Она представлялись первому консулу опасной и нежелательной, она создавала легальные возможности формирования оппозиций. Выборное самоуправление было уничтожено, его заменили полицейско-чиновничьей системой префектур: министр внутренних дел назначал префекта департамента, префект назначал мэров и супрефектов в городах. Все органы власти снизу доверху оказались подчиненными одной направляющей их руке. Организуя новую, подсказанную требованиями классовой борьбы систему государственной власти, Бонапарт ощупью пришел к созданию той военно-бюрократической государственной машины, которая оказалась самой долговечной и устойчивой из всего созданного в эпоху консульства и империи. Эта военно-бюрократическая государственная машина создавалась не потому, что первый консул теоретически осознал ее необходимость, а потому, что это диктовалось практическими задачами борьбы против роялистов и якобинцев, представлявшихся Бонапарту главной опасностью в то время. И эти же практические заботы повседневной борьбы толкали его и дальше по пути укрепления государственного аппарата. Конечно, все эти решительные меры преподносилась общественному мнению как вынужденная акция, ограниченная во времени —"пока продолжается война". Так укреплялся "твердый порядок" во Французской республике.
Вывод: На протяжении всего пути от консула до императора целью Наполеона, во всех его политических предприятиях, было установление и укрепление полного своего владычества. Бонапарт для достижения своей цели применял средства самые разнообразные: репрессии, законотворчество, дипломатию и т. д. Конституция 1799г. как нельзя лучше доказывает это. В итоге, вся полнота власти и все сферы жизни были сосредоточена в руках одного человека, Наполеона Бонапарта.
Глава 2. Идеи собственности, равенства и свободы
2.1 Накануне принятия Гражданского кодекса
За годы революции Франция устала от политики. Инфляция, развал производства и коррупция всех утомили. "Казнокрадов было так много, - иронично замечал Е. Тарле, - что у историка иногда является искушение выделить их в особую прослойку буржуазии". Один из администраторов времен Директории отмечал, что правительство на всех поставках, осуществлявшихся для государственных нужд, переплачивало около 50%, поскольку поставщики вписывали в финансовые документы фиктивные расходы, а чиновники сами становились соучастниками махинаций. В результате государство оставалось еще в долгу за то, чего реально не получало. Поэтому, возглавив страну Наполеону, пришлось обратить серьезное внимание на такую скучную для молодого человека материю, как экономика.
Деятельность Бонапарта можно подразделить на три основных направления: во-первых, стабилизация финансов; во-вторых, успокоение страны и защита собственника; в-третьих, выработка стройного хозяйственного законодательства.
Что касается состояния государственной казны, когда 26-го брюмера (то есть через неделю после переворота) консулы вскрыли государственные сейфы, они обнаружили в них всего 60 000 ливров - сумму, которой оказалось недостаточно даже для покрытия почтовых расходов на оповещение населения Франции о смене правительства. Велик был соблазн выпустить для пополнения бюджета какую-нибудь очередную разновидность бумажных денег. Однако первый консул не стал идти по такому скользкому пути. "Пока я жив, - отмечал он, - я не выпущу ни одной обесцененной денежной ассигнации, ибо политический кредит основан на доверии к деньгам". Чтобы решить финансовые проблемы, Наполеон за 80 млн. франков уступил американцам Луизиану. Но это, конечно, была лишь временная мера.
Бонапарт пошел по пути строительства эффективно работающей фискальной системы. Францию надо было научить снова, платить налоги. Прямые налоги, то есть налоги с доходов, были сокращены. Зато резко были увеличены косвенные налоги, ложившиеся своей тяжестью на самые широкие круги населения. Налоговая политика консульского режима (как и позже империи) защищала интересы крупного капитала. Не только в сфере налогов, но и всей своей экономической политикой консулат поддерживал и поощрял предпринимательскую деятельность. В особенности Наполеон покровительствовал развитию промышленности, придавая ей первостепенное значение и ставя интересы промышленников всегда выше интересов торговой или земледельческой буржуазии.