Смекни!
smekni.com

Политика умиротворения Германии (стр. 10 из 14)

Н. Чемберлен подвел итоги утреннего обсуждения. "Желательно попытаться достигнуть договора с Германией по Центральной Европе, каковы бы ни были се требования, пусть даже поглощение некоторых соседей. Вероятно, удастся отсрочить осуществление немецких планов или же сделать их невыполнимыми".

Через несколько недель в результате берхтесгаденского соглашения Австрия уже была приведена своими собственными нацистами и махинациями Гитлера в такое состояние, что он с гораздо меньшим риском смог захватить страну, не вызвав при этом вмешательства других держав. После назначения нацистов на ключевые правительственные посты пацификация Австрии катастрофически ускорилась. Участились массовые демонстрации нацистов, число их участников росло, их поведение становилось все более вызывающим. Полиция, которой руководил Зейсс-Инк-варт, не предпринимала попыток противодействия бушевавшим нацистам. Правительство Шушнига разваливалось. Хаос царил не только в политике, но и в экономике. Вкладчики спешно стали изымать свои вклады из банков, причем не только иностранцы, но и австрийцы. В Вену все чаще поступали отмены заказов. Приток иностранных туристов, приносивших немалый доход австрийской казне, сократился.

В обстановке обострения международных отношений британские консерваторы поспешили заранее отмежеваться от любой акции в поддержку возможной жертвы агрессии. Н. Чемберлен 22 февраля 1938 г. прямо заявил в парламенте, что Австрия не может рассчитывать на поддержку со стороны Лиги наций. "Мы не должны обманывать, а тем более не должны обнадеживать малые слабые государства, обещая им защиту со стороны Лиги наций и соответствующие шаги с нашей стороны, поскольку мы знаем, что ничего подобного нельзя будет предпринять". Такие слова в устах британского премьера звучали, как похоронный звон. В том же духе была воспринята и отставка британского министра иностранных дел А. Идена, которого 20 февраля 1938 г. сменил Э. Галифакс, уже известный своим курсом на сближение с гитлеровской Германией.

В отчаянии Шушниг сделал попытку опереться в деле защиты австрийской независимости на рабочих, которые откликнулись на его призыв 4 марта 1938 г., поставив условием легализацию социал-демократической партии. Канцлер согласился, но эта мера явно запоздала. В качестве последнего критического шага Шушниг прибег к плебисциту, назначив на 13 марта 1938 г. голосование вопроса, хочет ли народ иметь "свободную, независимую, христианскую и единую Австрию". Плебисцит был назначен на воскресенье, однако уже рано утром 11 марта австрийскому правительству стало известно о закрытии германо-австрийской границы и сосредоточении там германских войск. Под угрозой немедленного применения силы Гитлер добился от Шушнига сначала отмены плебисцита, затем ухода в отставку и передачи дел Зейсс-Инкварту. Шушииг незамедлительно направил воззвание в Лондон, Париж, Прагу и Женеву. В своих мемуарах, озаглавленных "Реквием по Австрии", он пишет, что считал это пустой тратой времени. Ближе к полуночи 11 марта, когда выяснилось, что западные державы "не настроены" ничего предпринимать, кроме как с опозданием направлять Германии формальные протесты, даже упрямый президент Миклас сдался и подписал назначение Зейсс-Инкварта канцлером. К этому времени А. Гитлер, которого по свидетельству фельдмаршала Манштейна, больше, чем позиция Англии и Франции, волновало поведение Италии, уже получил заверения Б. Муссолини в том, что "австрийский вопрос для него не существенен".

Вечером того же дня, 11 марта 1938 г., недавно назначенный министром иностранных дел Германии И. Фон Риббентроп обедал на Даунинг-стрит с премьер-министром и членами его кабинета, когда посыльный министерства иностранных дел доставил Н. Чемберлену срочные депеши о событиях в Вене. Консервативное руководство Великобритании в лице Н. Чемберлена и Э. Галифакса, срочно проведших специальные консультации с Риббентропом, удовлетворились его заверениями о невероятности "слухов" по поводу предъявленного Австрии германского ультиматума. Лидеры тори, уже заранее определившие английскую позицию по австрийской проблеме, беседовали с нацистским министром иностранных дел "вполне дружественно". Риббентроп обещал выяснить подробности у своего руководства и сообщить их министрам на следующий день. Но подробности стали известны ему из телефонного разговора с Г. Герингом только 13 марта 1938 г. за несколько часов до его отбытия из Англии. Геринг, естественно, изложил нацистскую версию событий, которая и была доложена британскому правительству спецслужбами, прослушивавшими переговоры германского посольства.

12 марта 1938 г., когда германские войска уже входили в Австрию, исполняющий дела министра иностранных дел К. фон Нейрат послал достаточно высокомерный ответ на английскую ноту, в котором заявлял, что австро-германские отношения касаются исключительно немецкого народа, а не британского правительства, подчеркивал, что никакого ультиматума Австрии не предъявлялось, а войска были посланы в ответ на просьбу австрийского "временного правительства" Зейсс-Инкварта к правительству Германии прислать войска для наведения порядка в стране. Он обратил внимание британского посла на телеграмму, "которая уже опубликована в германской прессе" и которая, как теперь известно была сфабрикована самими нацистами под прямым руководством Геринга49.

Уже 13 марта 1938 г. по приказу Гитлера был составлен проект закона о полном аншлюсе. Зейсс-Инкварт, взявший на себя президентские полномочия, сразу же подписал его. От имени германского правительства закон подписали Гитлер, Геринг, Риббентроп, Гесс и министр внутренних дел Фрик. В тот же день закон был опубликован. "Австрия есть провинция германского рейха", провозглашал этот документ. Была соблюдена и видимость демократической процедуры, определялась дата плебисцита по вопросу об уже состоявшемся присоединении Австрии к Германии - 10 апреля 1938 г. В Австрии выборы проходили в атмосфере давления на избирателей, которые даже не пользовались кабинками для голосования, чтобы все видели, за что они голосуют. В такой обстановке результаты - в Германии проголосовало "за" 99,08 % жителей, в Австрии - 99,75 % - не кажутся удивительными.

Поглощение Австрии Германией означало серьезные изменения в расстановке сил в Европе. Аншлюс попирал Устав Лиги наций, членом которой являлась Австрия. Эта международная организация, призванная защищать мир и безопасность входивших в нее стран, оказалась парализованной и недейственной. Без единого выстрела Гитлер увеличил население рейха на семь миллионов человек и занял выгодную стратегическую позицию, необычайно важную для реализации его будущих планов.

2.3Мюнхенский сговор. Путь к развитию второй мировой войны

Нацистское руководство считало, что австрийский кризис сформировал благоприятные для целей Германии тенденции в системе международных отношений.

18 марта 1938 г. в речи, произнесенной в рейхстаге, не называя прямо Чехословакию, Гитлер заявил, что не допустит, чтобы "подвергались угнетению" миллионные массы немцев, расположенных "у самых ворот" германского рейха. На следующий день, 19 марта, состоялось совещание руководства нацистской партии, где обсуждались вопросы тактики по отношению к судетским областям. Наконец, 28 марта 1938 г. была организована встреча Гитлера с лидером фашистской судето-немецкой партии К. Генлейном, на которой присутствовали также Гесс, Риббентроп и некоторые дру¬гие нацистские бонзы. Генлейну было поручено выступить с требованиями такого статуса судетских немцев, который был бы неприемлем для чехословацкого правительства и привел бы к росту напряженности и созданию конфликтной ситуации.

Опираясь на генлейновцев, нацистская Германия с конца марта повела активную подрывную работу, направленную на дестабилизацию внутреннего положения и развал Чехословакии. Начались пограничные провокации, сопровождаемые слухами о концентрации германских войск вдоль чехословацких границ. В судетских областях проводилась кампания митингов и манифестаций, на которых генлейновцы появлялись в нацистской форме и под знаменами со свастикой, а стены домов и заборы оклеивались фашистскими символами. Германская пресса и радио развернули оголтелую пропагандистскую кампанию о проводившейся якобы в Чехословакии политике национального угнетения судетских немцев, "о праве германского народа на самоопределение".

24 марта 1938 г. Н. Чемберлен выступил в парламенте с официальным разъяснением позиции Великобритании в "чехословацком вопросе". Он заявил об отсутствии у Великобритании каких-либо обязательств по отношению к Чехословакии и нежелании предоставлять ей гарантии. Одновременно высказывались советы, чтобы чехословацкое правительство само договорилось с генлсйновцами и удовлетворило их требования "в рамках конституции". Было очевидно, что Великобритания готова принести Чехословакию в жертву в интересах соглашения с Германией.