Смекни!
smekni.com

История Боснии и Герцеговины (стр. 1 из 5)

История Боснии и Герцеговины

Содержание

1. Босния в Средние века

2. Босния и Герцеговина в Новое время

Список использованных источников

1. Босния в Средние века

Возникновение и развитие Боснийского государства в ХII -ХIV вв. История боснийского государства начинается с ХII в. В раннем средневековье боснийские земли (Рама) не имели своей политической самостоятельности. Термин «Босния» впервые появился в X в. в сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». Автор упоминал Боснию в составе сербских земель (район верхнего течения р. Босна), которая до середины ХII в. являлась частью Дуклянского королевства и составляла отдельную жупанию во главе с жупаном. В IХ—Х вв. в Боснии священниками из Константинополя распространялось христианство.

После распада Дуклянского государства Босния стала самостоятельной, но не смогла сохранить свою независимость. Усилившееся в это время Венгерское королевство, объединенное с Хорватией, стремилось подчинить и прилегавшую к хорватским землям Боснию. С 20-х гг. ХII в. в Боснии правили местные владетели — баны, аналогичные сербским жупанам. Так, венгерские короли Бела II и Гейза именовали себя королями Венгрии, Далмации, Хорватии. В 50-е гг. баном Боснии вместо представителя местной знати был поставлен славонский феодал Борич — вассал венгерского короля.

В результате византийско-венгерской войны 1150—1167 гг. Босния попала на 13 лет в вассальную зависимость от Византии, но в 1180 г. она вновь оказалась под властью Венгрии. С тех пор и до турецкого завоевания Босния находилась в сфере венгерского влияния. Венгерский король получил титул «Ramae rex» (король Рамы, т. е. Боснии) и назначил банов (наместников короля) для управления провинцией.

Степень зависимости от Венгрии не всегда была одинаковой и часто носила номинальный характер. Известно, что боснийский бан Кулин (ок. 1168—1204) проводил довольно самостоятельную политику. Так, в 1189 г. он заключил торговый договор с Дубровником, согласно которому город получал монопольное и беспошлинное право на вывоз из Боснии сельскохозяйственного сырья и продуктов, добычу серебра и железной руды и других товаров. Боснийский бан поощрял переселение в страну ремесленников, рудокопов и мастеров из прибрежных городов Хорватии, стараясь развить экономику страны.

История Боснийского государства в период средневековья самым тесным образом связана с особенностями сложившихся в ней церковных отношений. Первые сведения о церковной организации в боснийских землях относятся к концу ХI в., когда она подчинялась архиепископии в г. Баре. В конце ХII в. бан Кулин добился подчинения церкви Дубровницкой архиепископии. К этому времени относятся первые сведения о распространении в стране ереси богомилов. Католическая церковь обвинила бана Кулина в пособничестве еретикам. В это же время было установлено что в Далмации и Дукле церковная служба проходит по восточному обряду, на славянском языке и сохраняются многие обычаи принятые в восточной церкви. Таким образом, формально боснийские земли в церковном отношении подчинялись католическим епархиям, но богослужение проводилось по восточному обряду.

В 1203 г. папский легат обязал Кулина и старейшин монастырских общин, называвшихся просто «крстяни» (христиане), отказаться от ереси и признать главенство Римско-католической церкви. Венгрия предприняла ряд крестовых походов против «боснийских еретиков» и заставила банов вновь подчиниться ей. Однако боснийский бан Нинослав, преемник Кулина, являясь ярым сторонником богомилов, упорно отстаивал церковную независимость. В итоге римская курия потерпела поражение и католический епископ был изгнан из Боснии. В результате сформировалась боснийская церковь, которая боролась против влияния западной и восточной церквей. Ее приверженцы называли себя «добрыми людьми» и проповедовали дуалистическое представление о мире. Они отрицали церковные обряды и имели особое богослужение, близкое к богослужению богомилов. В то же время они признавали христианские праздники, некоторые обряды, святых и т. д. Служба велась на славянском языке, а духовенство состояло из местных людей. Особенностью боснийской церкви являлось то, что она не собирала десятины и не имела земельных владений с феодально-зависимыми крестьянами. Приверженцами боснийской церкви был не только простой народ, но и многие знатные светские феодалы и даже некоторые баны. Вместе с тем отсутствие крупных земельных владений у духовенства способствовало экономическому и политическому росту могущества светских феодалов. Боснийская церковь не стала опорой государственной власти в ее борьбе против сепаратизма удельных феодалов. Напротив, она всячески препятствовала укреплению единой власти бана в государстве. В то же время, борясь против католичества, боснийская церковь отстаивала политическую независимость Боснии от притязаний венгерских королей.

Особенность церковной организации в Боснии была причиной постоянной борьбы внутри страны и длительных внешнеполитических конфликтов. Боснийская ересь давала повод католическому миру для вмешательства во внутриполитическую жизнь государства. История Боснии ХIII в. наполнена постоянными феодальными междоусобицами, в которых самое активное участие принимала церковь.

К концу ХIII в. политическое положение боснийских земель еще больше ухудшилось. В Венгеро-Хорватском государстве усилилась власть некоторых хорватских магнатов, среди которых наиболее сильным оказался Павел Шубич из князей Брибирских. В 1298 г. он стал именовать себя «баном всей Хорватии», а в следующем году принял титул « бан Хорватии, Далмации и господин Боснии». Власть Шубичей в Боснии характеризовалась активной прокатолической политикой и преследованием приверженцев местной церкви, что вызывало упорное сопротивление местных феодалов.

В период правления представителя уже боснийской династии — Степана II Котроманича (1322—1353) — произошло значительное расширение и укрепление Боснийского государства. Являясь католиком, он стремился поддерживать хорошие отношения с «еретиками-патаренами» и пользовался доверием у венгерского короля. Степан II выгодно использовал династические войны в Сербии и присоединил к Боснии область Хум. В результате все Адриатическое побережье от Дубровника до Омиша оказалось в его руках. Приобретение этих территорий имело очень большое значение для экономического развития Боснии и расширения ее торговых связей.

Степану Котроманичу наследовал его племянник Твртко. Бан Твртко I Котроманич (1353—1391) начал свое правление как бан и вассал Венгрии, которая к этому времени старалась прочно укрепиться в подвластных ей землях. Вместе с тем он стал энергично бороться за укрепление своей власти, изгоняя непокорных феодалов из страны. Твртко I очень умело использовал междоусобные неурядицы в Сербии и Хорватии, отвоевав у сербского короля Уроша Травунию, Зету и заняв часть Далмации. В 1377 г. он провозгласил себя королем.

Экономический расцвет усилил политические амбиции боснийского короля и аристократов. Во второй половине XIV в. Твртко расширил территорию Боснии, которая фактически оставалась последним, независимым средневековым государством южных славян. Внешняя экспансия привела к увеличению населения страны, главным образом за счет хорватов, а после приобретения Герцеговины (Захлумье ,или Захлумская земля) страна получила выход к Адриатическому морю. Твртко стал называться «краль Рашки, Босны, Далмации, Хорватии и Приморья». Внешнеполитические успехи Твртко были результатом не только его умелой политики, а скорее являлись следствием слабости Венгрии и бессилия Сербии. После смерти Твртко государство стало приходить в упадок. Венгрия вновь захватила центральную и северную части Далмации.

Социально-экономическое развитие и государственное устройство. Охарактеризовать полный процесс развития феодальных отношений в Боснии в ХII не позволяет отсутствие источников. Немного лучше известны социально-экономические отношения в ХIV—ХV вв., когда феодализм находился в полном расцвете.

В Боснии к концу ХIV в. сложилась феодальная иерархия, в которой высшее место принадлежало великим воеводам, нижнюю группу составляли властеличи. Все феодалы без различий в рангах назывались кнезами, феодально-зависимые крестьяне-земледельцы — «людьми» или «кметами». Кроме них в южной части Боснии существовало много скотоводческих поселений влахов, которые также постепенно попадали в зависимость от феодалов.

На протяжении ХII—ХV вв. в Боснии развивалось ремесло и торговля. Запасы таких полезных ископаемых как , серебро, свинец, медь, золото, железо , стимулировали становление городов: Остружница, Хвойница, Олово Серебреница. Развитие горного дела обогащало банов, которые являлись верховными владельцами всех боснийских земель, в том числе и горных разработок. В развитии боснийского горного производства важное место занимали иностранцы — сасы и дубровчане. Боснийские феодалы приглашали из Дубровника искусных ремесленников, которым разрешалось открывать свои мастерские. Известны целые колонии дубровчан, которые способствовали совершенствованию местного ремесла.

С развитием городов и ростом сельскохозяйственного производства постепенно развивался внутренний и внешний рынок. Особенно значительной была торговля с Дубровником, купцы которого имели право торговли на всей территории Боснии. Далматинские и итальянские купцы ввозили ткани, вино, стеклянные и металлические изделия.

В период своего политического расцвета центральная власть в Боснии оставалась весьма слабой, твердого порядка наследования власти не существовало. Бан, позднее король, не был полновластным правителем, сабор, или «збор», влиятельных воевод ограничивал его власть, а духовенство, как католическое, так и патарены, вообще не принимало в них участие. На «зборах» обсуждали важнейшие вопросы государства, выбирали бана , решали вопросы войны и мира и т. д