Смекни!
smekni.com

Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века (стр. 5 из 10)

Последователи Петра I продолжили политику отделения церкви от государства с целью понижения её авторитета и увеличению власти императора над народом, желая заполучить её земельные угодья и крестьян. При Петре III была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства, что укрепляло государственную казну. Прекратилось преследование старообрядцев, император хотел уравнять в правах все религии, заставить духовенство носить светское платье, ориентируясь на лютеранство.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковных земель, объявленную ещё Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей, бывшие монастырские крестьяне, которых было около 1 миллиона душ мужского пола, перешли под власть государства, они стали называться экономическими, для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 году был введен принцип веротерпимости.

Благотворительность

Данный пункт целью свой ставит раскрыть понятие благотворительность в контексте XIII века, исследуя работы В. Л. Прохорова, Ю. М. Лотмана, Е. Анисимова.

По мере ограничения властных церковных функции, секуляризации церковных земель государство сосредоточило в своих руках структуру по контролю за сферой благотворения. Осуществление комплекса мер по государственному регулированию социальных конфликтов заложило начало государственного общественного призрения. Основное направление их деятельности заключается в уменьшении количества россиян, лишенных средств к существованию. Указ 1712 года предусматривал учреждение госпиталей в губерниях, в 1724 году провели перепись призреваемых. Было предпринято определенное количество мер, направленных на решение поставленных проблем: назначение песий (инвалидных содержаний) военным, сумасшедшие перестали считаться бесполезными членами общества, к словам юродивых народ прислушивался, боялся противоречить или спорить. 1 февраля 1720 был оглашен указ о строительстве госпиталя для незаконнорожденных в Москве, в 1706 году был отстроен приют для детей в Новгороде, разворачивается активное строительство сиротских домов.

Источниками финансирования домов общественного призрения становились в первую очередь сборы венечных денег, средства, получаемые с продажи восковых свечей, плата монахиням за обучение желающих ремеслам и, конечно же, подаяния сочувствующих жителей.

Во второй половине XIII века в силу вступает закон о сословных привилегиях, осуществляющий помощь обездоленным. В это время зарождаются государственные формы призрения, в частности это выразилось в выдаче пособий, пенсий, обеспечении профессий, жаловании земельных наделов. Появляются аптеки, богадельни, больницы, дома для сумасшедших, инвалидов, служебные, смирительные, сиротские школы и приюты.

При Екатерине II создаются государственные структуры по организации и управлению учреждений призрения. С 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерний» предусматривает создание Приказов общественного призрения в 33 губерниях под представительством гражданских губернаторов, дворянской опеки, сиротских судов, на устройство которых было выделено по 15 тысяч рублей из казны. Каждое сословие на правах самоуправления обязано было заботиться об организации помощи своим нетрудоспособным членам. Приказы выполняли функции административно – политического надзора за населением, оказывали содействие в помощи нищим и увечным, калекам и инвалидам, незаконнорожденным детям, также осуществляли карательные функции. Их финансовая деятельность по постановлениям 1781, 1785 годам предполагала кроме частной инициативы также поддержку императорского двора. Министерства внутренних дел и полиция осуществляли надзор над приказами, поощряли и самостоятельную коммерческую деятельность (сдача в наем недвижимого имущества, торговля, добыча полезных ископаемых, банковские операции).

Благотворительные общества, образованные в XIII веке: 1764 год - «Общество воспитания благородных девиц»; 1765 – Вольное экономическое общество (ВЭО), организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении новой агротехники, проведение конкурсов на лучшие проекты по устройству хозяйства, оказание материальной помощи. Эти меры привели к созданию целой сети благотворительных учреждений. К основным недостатком таких учреждений относятся: отсутствие центрального органа управления, нехватка средств, недостаточность квалифицированных кадров, слишком разрозненное направление деятельности, однородность приказов (только светские лица). В 1781 году обнародуется указ на право частных лиц открывать благотворительные заведения, что впоследствии получило повсеместное распространение.

Книгопечатание

Книгопечатание в России возникло во второй половине XVI века, было издано около 20 книг, в XVII веке – 382, в XVIII веке только один Н. И. Новиков издал свыше 1000 книг. Печатная книга становиться оружием просветителей в борьбе с духовным и политическим гнетом, представляет собой напряженную борьбу за национальную культуру, за свободу мысли, борьбу против невежества, против старины и консерватизма. За свободу выражения своих взглядов многие прогрессивный писатели поплатились свободой и жизнью. Первое в России революционное выступление против самодержавия произошло в форме издания книги – «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

В XVIII веке наблюдается кризис религиозного мировоззрения, людей начинает интересовать учебная, научная, беллетристическая, военная литература, сведения по всеобщей и русской истории, информация о природных явлениях, о природы и быте других стран. «Книги петровского времени служат не только знанию, но и пропаганде, прославлению государства и самодержавного царя» [красн], эта особенность ярко видна в «Арифметике» Магницкого большую часть фронтисписа занимает изображение государственного герба.

В первые годы XVIII столетия появляются настенные научно – технические плакаты для учебных целей, первыми такими работами были плакаты Каприана В. А. «Сигналы, надзираемые в случае бросания или вынимания якоря» (1701 год), «Новый способ арифметики феорики или зрителныя» (1705 год). Со временем у книги появляется титульный лист, сообщающий выходные данные о книге, оглавление, именитые и предметные указатели, иллюстрации, чертежи, схемы, всё это повышает познавательную ценность книги, создают предпосылки для будущей научной и торговой библиографии.

Окончательный отрыв светской литературы от религиозной произошел после реформы шрифта 1708 года, когда кирилловский шрифт был заменен гражданским и было обозначено, что Кирилловский шрифт предназначался только для изданий церковных. Гражданский шрифт позволил упростить работу типографского наборщика, сделал книги тоньше, меньше по формату, устранил перенагруженность текста. Реформа упростила правописание и изменила графику шрифта, были ликвидированы титлы и силы, изъяты некоторые лишние буквы («от», «омега», «пси», «кси», «ижица»), введена «й». Новый русский шрифт сочетал в себе национальные особенности русской буквы и черты букв классических западных. Первая книга гражданской печати – «Геометрия словенски землемерие…», предназначалась для инженерно – технических работников в качестве учебного пособия. В 1708 году вышла первая на русском языке книга по гидротехнике – руководство к постройке каналов, доков, шлюзов – «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное»; были изданы книги по военному делу – «Побеждающая крепость», «Рамплиева манира о строении крепостей…», обучающие техники ведения войн, что было дополнительным стимулом к победе в Северной войне. Не переставали издаваться и церковные писания для верующих людей – «Феатрон или Позор нравоучительный, Царем, Князем, Владыкам и всем Спасительный…», они были превращены в одно из орудий для укрепления абсолютизма. В «Объявлении…» Синода 1722 года предписывалось священникам доносить в Тайную канцелярию обо всех не усердно исполняющих службу.

«Введение русской гражданской азбуки обозначало упадок церковно – книжной культуры средневековья, утрату церковнославянским языком господствующего положения в структуре русского литературного языка и намечало пути дальнейшего развития национального – русского языка» [красноб]. В идеологической борьбе книга в основном защищала прогрессивны позиции, обосновывала необходимость реформ, просвещения, способствоавла дальнейшему обмирщению русской культуры.

Популярным видом печатной продукции стали в XVIII веке календари, в 1708 году вышел «Календарь или месяцеслов христианский». Издательская политика беспрекословно находилась в руках Петра I, что придавало книжному делу цельность, но ограничивало его, направляя строго по пути выгодному дворянскому двору. Издавались книги только практического характера – научно – техническая литература, идеологическая и направленная на европеизацию российского общества.

Значимым событием в истории русской издательской деятельности стало появление первой газеты «Ведомости». По формату газета был не больше почтовой открытки, количество страниц колебалось от 2 до 22, периодичность издания была не постоянной, название варьировалось. Первый номер дотируется 2 января 1703 годом. Периодическую печать стали использовать как средство идеологического воздействия, путем оглашения ране запрещенной информации военного и экономического характера в виде кратких сообщений о фактах, отсутствовали злободневные статьи и фельетоны. До 1711 года редактором газеты был Ф. П. Поликарпов, затем М. Аврамов, при котором газета потеряла свою популярность из-за консервативности его взглядов. В июле 1727 года «Ведомости» прекратили свое существование, по причине бюрократической постановки дела издания газеты.