Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что октябристы выступали, в общем, сторонниками идеи правового государства, модернизации правового строя России в целом и российской деревни в частности, причём «сверху» – посредством деятельности авторитарной по сути власти. Вместе с тем, они понимали необходимость приспособления нравов и обычаев, традиций населения к требованиям и наличным условиям российского общества. Если правые были, по сути, реакционерами, то октябристы – либеральными консерваторами, не сомневавшимися в необходимости постепенного введения модернизированных правовых институтов. «Центр» фракции, в целом, поддерживал правительственную позицию контроля над мировой юстицией со стороны государства, земств, и цензовых элементов общества, лишь несколько корректируя её в сторону бóльшей независимости судебной власти и мировой юстиции от администрации. Их целью являлась не консервация почвеннических устоев, как у правых, а воспитание народа в духе идеалов правового государства. Отличия руководства и большинства фракции («центра») от их оппонентов («правого крыла» фракции) состояли в том, что если большинство полагало, что «почва», традиционалистские устои не имеют прочной опоры деревне и правовое воспитание крестьянства могло произойти путём уничтожения почвеннических устоев «сверху», то оппоненты настаивали на неготовности «почвы» воспринять пока враждебный ей мир «цивилизации». Поэтому они выступали за постепенный синтез суда «почвы» и суда «цивилизации». В трактовке степени такого синтеза они не были едины, однако выступали в отличие от правых за ассимиляцию устоев почвы цивилизацией, за поглощение крестьянского традиционализма правовым строем, а не наоборот. В этом выразилось характерное для представителей консервативного либерализма стремление постепенно и крайне осторожно приспособить российскую деревню к модернизации, укрепив, прежде всего, доверие к её устоям. В степени этой постепенности и осторожности выразились довольно значительные внутрифракционные различия.
Кадетская фракция и примыкавшие к ней группировки (прежде всего, прогрессисты и польское коло), в целом, подержали идею законопроекта. Вместе с правительством и подавляющей частью октябристской фракции представители партии народной свободы категорически выступали против сохранения местного коллегиального суда. Они единогласно возражали как против волостного суда (безразлично – прежнего или реформированного), так и против предлагаемого некоторыми правыми, националистами, октябристами и социалистами проекта «суда по типу гминного суда». Во многом их аргументация повторяла аргументацию министра юстиции И.Г. Щегловитова как представителя правительства и докладчика думской комиссии, принадлежавшего к октябристской фракции – Н.П. Шубинского. Как и они, депутаты-кадеты разоблачали: низкий нравственный, образовательный, культурный, правовой уровень членов волостного суда; отправление обязанностей судьями, в сущности, в порядке повинности, что, в свою очередь, влекло за собой «хозяйничанье» в суде писаря; прямую зависимость его от администрации в лице земского участкового начальника; вызванный этим крайне низкий авторитет волостного суда в среде самого крестьянства. Наконец, в их лице нашёл полное понимание и основной тезис авторов и сторонников законопроекта, оправдывавший необходимость ликвидации волостного суда необходимостью преодоления сословной обособленности крестьянства, ликвидации сословной розни. Однако кадеты в констатации причин необходимости ликвидации волостного суда делали более заметный акцент на приспособление суда к социально-экономическим требованиям нового индустриального общества, к тем изменениям в социальной и экономической жизни деревни, которые влекут за собой появление частной собственности и рыночного типа ведения хозяйства. Поэтому в отличие от представителей правительства, октябристов они не считали, что волостной суд необходимо ликвидировать потому, что он «необходим кулакам и мироедам».
Как и представители правительства и октябристского большинства комиссии кадеты выступали против «суда по типу гминного суда» (или близкого ему проекта учреждения мирового суда с двумя заседателями из крестьян). Причём зачастую они повторяли аргументы инициаторов законопроекта, соглашаясь, что такой суд будет существенно дороже, технически сложнее, медлительнее, что заседатели в таких судах «бесполезны» и даже «вредны», поскольку создадут количественный перевес над судьёй, выносящим решение на строгом основании закона, превратившись в балласт судопроизводства. Однако представители фракции сделали здесь сознательный акцент на то, что такое устройство суда не позволит добиться главного, что отличает судью – независимости, самостоятельности, порождающей чувство ответственности. По словам Ф.И. Родичева, такой суд не будет воспитывать «чувство долга, и смелость правовой мысли» судьи [2, ст. 1696], что и обеспечит подлинную независимость суда не только от администрации, но и от грешащего правовым нигилизмом традиционалистского крестьянства. Поэтому депутаты от кадетов считали, что гминный суд не подходит к введению на всей территории России не потому, что он, по словам министра юстиции, был чисто политическим институтом, учреждённым с целью противостоять враждебным для России «шляхетским тенденциям», и даже не потому, что заседатели, по мнению докладчика комиссии, выступят всего лишь в практически бесполезной роли юридических консультантов по вопросам местных обычаев, а потому, что гминный суд действует в районах, где традиционалистские устои, характерные для российской деревни, её правовой нигилизм и сословная обособленность ушли в прошлое и, следовательно, нет угрозы поглощения суда по праву судом по совести, обычаю, указанию начальства и т.д. Гминный суд может быть введён в российских губерниях лишь тогда, «когда вы создадите людей, защищающих своё право и в нём свою отчизну» [2, ст. 1698], – так аргументировал свою мысль Ф.И. Родичев.
Между прочим, правоту воззрений кадетов подтвердил и представитель от праволиберального польского коло А.И. Парчевский, отстаивающий необходимость дальнейшего распространения и реформирования гминного суда, но только на территории бывшей Польши, утверждая, что такой суд является, в первую очередь, национальным польским судом, укоренённым там в течение не менее столетия, и что «в Польше только польский суд может исполнять задачи правосудия». Кроме того, он обратил внимание на то обстоятельство, что гминный суд по своей природе не всесословный (что фактически предлагали правые и часть октябристов), а бессословный. Он утверждал, что «лавники» (заседатели) не несостоятельны именно потому, что зачастую ими становятся образованные помещики, городская интеллигенция и т.д.; что гминный суд не вносит «классовых интересов и классовых страстей в дело правосудия». Наконец, ярый сторонник гминного суда категорически выступил против использования в нём обычая, поскольку, на его взгляд, «крестьянские обычаи составляют пережиток отжившего времени» [2, ст. 1517–1527]. Очевидно, им обращается внимание на то, что в силу наличия в Польше мощного среднего класса, отсутствия сословных перегородок, более длительного отсутствия крепостничества, присутствия традиций городского местечковского, слободского самоуправления, более высокого культурного и материального уровня населения традиционалистские устои там основательно поколеблены, в населении воспитан довольно высокий уровень правовой культуры, правосознания. Поэтому в Польше гминный суд выполняет совершенно иные задачи, наполнен абсолютно иным, «модеризационным» содержанием, нежели предполагаемый его аналог в России.
Поддержали кадетское неприятие идеи коллегиального суда по типу гминного и прогрессисты, однако с компромиссной оговоркой, что такой суд можно допустить как «меньшее зло» в интересах прохождения законопроекта только в тех местах, где нет земств и судьи назначены [2, ст. 1528], поскольку сторонники тактики компромисса предпочитали выборный коллегиальный суд суду бюрократическому.
Наконец, фракция, безусловно, поддержала и такую мотивировку необходимости введения нового типа суда, как невозможность руководствоваться в суде исключительно обычаем. Они были согласны с инициаторами законопроекта в том, что применение в судах обычая порождает произвол, неравенство, препятствует реализации главного принципа современного правосудия – неукоснительное следования суда закону. Однако кадеты делали основной упор на то, что право в гораздо большей степени соответствует новым социально-экономическим отношениям, утверждающимся в деревне, и обладает огромным воспитательным, цивилизующим значением. Кадетские ораторы утверждали, что обычное право должно, безусловно, уступить место «правовой сфере» [2, ст. 1496], что обычай в силу смешения гражданских и уголовных норм и наказаний представляет собой «пережитки архаики» [2, ст. 1514], что обычаю не хватает «гибкости и эластичности», необходимой для приспособления права к новой социально-экономической ситуации, поскольку он «целесообразен в условиях патриархального быта» и потому представляет «препятствие к тому, чтобы жизнь, которая пробивается везде, могла бы в достаточной степени найти защиту в праве» [2, ст. 1761]. Причём кадетские ораторы, в частности видный юрист М.С. Аджемов, обратили внимание, что одним из главных инструментов, кардинально изменяющих социально-экономических отношения в деревне, стало введение крестьянской частной собственности на землю. Поэтому они упрекали правое крыло Думы в том, что его ораторы хотят усесться на двух стульях – с одной стороны, разрушить общину и укрепить «личную» крестьянскую собственность, а с другой – сохранить сословную обособленность крестьянства, его правовой нигилизм в своих идеологических и классовых целях. Упрекали в том, что они препятствовали адекватному правовому регулированию тех условий, которые «законодатель должен предусмотреть», протестуя против адекватной правовой защиты вводимой ими частной собственности в виде закона. Ф.И. Родичев, утверждал, что «правосознание, согласно которому земля считалась божьей и находящейся в семейном владении» уничтожено столыпинской аграрной реформой при содействии самой Государственной думы. Поэтому обычай как отражение идей людей и групп, «не верящих в право», носителей традиционалистского сознания отжил свой век. Родичев обратил внимание на то, что в условиях капиталистического развития «обычай делается несправедливым потому, что он не соответствует развившейся жизни», что народ уже не живёт «обособленной жизнью и другими правовыми понятиями, чем другие сословия» [2, ст. 1702], что народ поэтому ждёт воскресения «правового суда», лучшее доказательство чему – увеличение сумм исков крестьянами, желавшими сначала передать дела в мировой суд, а после контрреформы – в окружной, которые судили по закону, а не по обычаю. Вместе с тем, он признавал, что позиции аграрного общества, традиционализма, «почвы» в крестьянской среде ещё очень сильны. Но именно поэтому необходимо уничтожение волостного суда – для того, чтобы, «проводить в жизнь культурные начала», «вытравливать и традицию и предание и воспитание» людей, которые «не привыкли защищать свою мысль» [2, ст. 1704]. Главной задачей правового суда в лице мирового судьи является, с его точки зрения, «восстановление потрясённой и уничтоженной в народе веры в окончательное торжество права» [2, ст. 1698], упрочение авторитета судьи, которое будет способствовать восстановлению авторитета права, и ликвидация обычая, которая посодействует вытравливанию «предрассудка, что для судьи есть барин, а есть мужик» [2, ст. 1698–1707]. Тем самым торжеством права как цивилизационного института предполагалось воспитание правосознания народа, а не изоляция почвы в новых условиях социально-экономического прогресса (позиция правых) и не навязывание правовых начал «сверху» (позиция правительства и большинства октябристов). Оба этих варианта, по мнению кадетов, равным образом вели страну в тупик, увеличивали разрыв между «почвой» и «цивилизацией», расшатывающий социальную стабильность и препятствовавший дальнейшей модернизации.