Смекни!
smekni.com

Монголо-татарское иго на Руси. Проблема роли монголов в русской истории (стр. 2 из 8)

В монгольской столице многое слышали о сыне Ярослава, Александре Невском. Его считали не только знаменитым полководцем, но и осторожным, осмотрительным политиком. На него рассчитывали в будущем как на собственного ставленника. Но, опасаясь участи отца, он не спешил в Каракорум.

В противоречие главному монгольскому правительству, Золотая Орда великое княжение Русское вручила попечению дяди Александра Святославу Всеволодовичу. Но все же, по решению Каракорума, ему удалось прокняжить не больше года, а власть на Руси в 1247 году перешла к сыновьям отравленного Ярослава – Александру и Андрею. Первому из них, очевидно за промедление, дали ярлык на Киевское княжение; второй стал великим князем Северной Руси.

Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой, порабощающей его страну, и Западом, представлявшим угрозу православию. И дабы сохранить религиозную свободу, он пожертвовал свободой политической. Два подвига Александра Невского – его борьба с Западом и его смирение перед Востоком – имели единственную цель – сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа. Александр Ярославич сумел разобраться в этнополитической обстановке и принять дальновидное решение. В 1251 году в Орде он побратался с сыном Батыя Сартаком, христианином несторианской конфессии, которому было поручено заниматься всеми русскими вопросами. Однако среди современников и даже родственников его политический курс не пользовался популярностью. Андрей Всеволодович был «западником» и объявил, что заключает союз со шведами, ливонцами и поляками с целью избавиться от монголов. Александр Невский ставит монголов в известность об этом союзе, и Сартак немедленно отправляет карательную экспедицию во Владимир (1252 год). Полководец Неврюй разбил войска князя Андрея, и тот был вынужден эмигрировать в Швецию. При этом «Неврюева рать» нанесла Восточной Руси урон не меньший, нежели поход Батыя. После этого Сартак даровал ярлык на владимирский стол Александру Невскому.

Активно выступал против татар и князь Даниил Галицкий, политический курс которого состоял в том, чтобы выделить Галицко-Волынское княжество в самостоятельное феодальное государство, ориентированное на Запад. Надо отметить, что прозападная партия на Руси, ненавидевшая монголов за их набеги, и связанная с Западной Европой торговыми, карьерными, культурными связями, была достаточно многочисленная, чтобы отстаивать свою политическую линию. Программа «западников» заключалась в следующем: опираясь на помощь рыцарей, объединить силы всех русских князей и изгнать монголов. К сожалению, будучи крайне привлекательной теоретически, эта программа никак не могла быть выполнена практически. Во-первых, рыцари ордена, купцы Ганзы, папа и император совсем не собирались тратить свои силы на объединение чужого им государства. Они ставили перед собой другую задачу – использовать русских ратников в борьбе с монголами, обескровить Русь и покорить ее, подобно Прибалтике. Во-вторых, к середине XIII века идея объединения Руси уже была полностью иллюзорной, и это понимал Александр Невский.

Батый умер около 1255 года, и ему наследовал его сын Сартак, который уже через год из-за симпатий к христианству был отравлен своим дядей Берке, первым из монгольских ханов принявшим мусульманство.

В этот период, нуждаясь в большом количестве войск для китайской кампании и предполагаемого завоевания Ближнего Востока, новый великий хан Мункэ, для того, чтобы рекрутировать воинов и собрать налоги, требует провести перепись населения по всей империи. Монгольские чиновники, уполномоченные выполнять эти обязанности, появились в Восточной Руси – в Рязанском и Муромском княжествах и в Великом княжестве Владимирском - в 1257 году. Хорошо помня ужасы карательной экспедиции 1252 года, народ великого княжества Владимирского не делал попыток к сопротивлению. Завершив реорганизацию управления на Востоке, монголы направили свое внимание на Новгород. Сначала новгородцы отказались впустить монгольских чиновников в свой город. Прекрасно зная, какие несчастия может им принести военное сопротивление, Александр Ярославич сам взялся убедить их согласиться на проведение переписи. Когда новгородцы отвергли его посредничество, он прибег к мерам принуждения. На этот раз против него восстал даже его сын Василий – его наместник в Новгороде; Александр захватил его, сурово наказал нескольких его сподвижников, и отправил сына во Владимир. Предупрежденные, что монгольские экспедиционные войска готовы выступить на Новгород, жители в конце концов согласились на проведение переписи на условиях самостоятельно вербовать воинов и собирать налоги в будущем. Это было очень важной уступкой со стороны монголов – ценой, которую они заплатили Александру Невскому за сотрудничество.

Международное положение Золотой Орды оказало значительное влияние на русские дела. Вовлеченный в дальнюю войну, Берке стремился как можно лучше обеспечить свой тыл со стороны Руси. Он употребил большую энергию, чтобы подчинить себе Даниила Галицкого. Вялый характер, который носили операции баскака Куремсы против Даниила, не удовлетворял Берке. В подавление Даниила был послан новый баскак Бурундай со значительными силами (1260). Даниил вынужден был смириться и срыть укрепления своих городов.

Иного рода отношения установились у Берке с Александром невским. Берке видел лояльное подчинение Александра и дорожил этим подчинением. Поэтому Александру и удавалось многого достичь от Берке. В 1261 году Александр настоял на открытии новой русской епархии с кафедрой в столице хана-мусульманина. При этом Берке предоставил епископу Сарскому право обращения в православие всех желающих обитателей Золотой Орды.

В 1262 году Александру удалось «отмолить» русских людей (Берке в этом году планировал послать на Русь карательную экспедицию, чтобы отомстить за избиение татарских откупщиков – сборщиков дани в ростово-суздальских городах). Александр провел в Орде несколько месяцев, но в результате Берке согласился на его просьбы.

Эта была последняя служба, которую великий князи владимирский Александр невский сослужил русскому народу. Он заболел во время своего пребывания в Орде и умер на обратном пути в городе Городце на Волге.

Князь Александр, так же как и его соратники принадлежал к поколению новых людей, поднявших Русь на недосягаемую высоту. Жертвенное поведение Александра Ярославича слишком разительно отличается от нравов древнерусских удельных князей. Сформулированная Александром доминанта поведения – альтруистический патриотизм – на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX столетия привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. И наконец, именно потомками Александра Ярославича Невского строилась в XIV веке на развалинах древней Киевской Руси новая, Московская Русь.

А объединение Руси и курс на централизацию в дальнейшем открыли возможности для противостояния Золотой Орде.

Основные тенденции развития русско-монгольских отношений в первой половине XIII

После многолетнего периода двоевластия и неопределенности в Золотой Орде, закончившегося в 1299 году, у русских князей начинают возникать сомнения по поводу непоколебимой природы ханской власти. Страх русских перед неумолимым механизмом монгольского управления существенно уменьшился. По крайней мере, чары были разрушены. Многие русские князья обнаружили, что они, хотя и слишком слабы, чтобы сопротивляться ханству, тем не менее могут извлечь пользу из разногласий между монголами. И пусть Тохта был теперь единым правителем Золотой Орды, все же он вынужден был считаться в своей политике с вельможами, окружавшими его трон, старшими князьями-Джучидами и военачальниками, а также с ведущими купцами и другими влиятельными группами. Поскольку по ряду вопросов между ханскими советниками возникали разногласия, русские князья всегда могли искать протекции у одного или другого монгольского князя или чиновника. И поскольку среди русских князей существовало соперничество, каждый пытался обеспечить себе своего собственного покровителя среди монголов, впутывая последнего таким образом в русские раздоры. В ожесточенной борьбе за существование каждый из них, в первую очередь, думал об увеличении своего удела и усилении собственного контроля над ними. Если он считал это полезным, то вступал в альянс с одним или несколькими соседними князьями, но на столько времени, на сколько это представлялось ему выгодным. В этой игре допустимыми считались все приемы: сила, дипломатия, уловки, интриги при ханском дворе. Со временем некоторые из князей стали значительно сильнее других, потому что им открылась новая перспектива: возможность одному править всей или большей частью Восточной Руси. Таким образом, борьба за уделы переросла между ведущими князьями за верховную власть; из разобщенных уделов постепенно возникало национальное государство.

Неизвестно, стояли ли перед первым удельным князем Московским, Даниилом Александровичем цели сделать своих потомков великими князьями объединенной Руси, но он последовательно, по крупицам, начинает расширять свое княжество; находится вдали от бесконечных междоусобиц своих братьев, благодаря чему приобретает большой авторитет и к началу XIV столетия становится одним из наиболее влиятельных князей на Руси.