Смекни!
smekni.com

Церковное право в России. История и современность (стр. 2 из 4)

При Александре I церковное право вошло в курс богословских наук и стало преподаваться в духовных академиях в систематическом виде. В 1808г. Комиссия духовных училищ рекомендовала составить краткое хронологически-систематическое изложение церковного права.[12] В утвержденном проекте Устава духовных академий 1814 г. каноническое право было предписано особому вниманию профессоров. В «Обозрении богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах» все богословие было разделено на посредствующее, или толковательное, составительное и применительное. Церковное право было отнесено к последнему разряду.[13]

С 1835 г. преподавание церковного права было введено в университетах, однако оно преподавалось только для студентов-юристов православного вероисповедания. Преподавание церковного права поручалось профессорам богословия.

1.2. Церковное право как научная дисциплина — 60 - 90-е гг. XIXв.

На развитие церковного права серьезно повлиял процесс систематизации российского права, активно начатый в царствование Николая I. В марте 1835 г. обер-прокурор Святейшего Синода С. Д. Нечаев испросил у Императора разрешения извлечь из синодального архива и собрать воедино все постановления, касающиеся церковного управления, начиная с введения синодальной системы в 1721 г.. Фактический руководитель работы по систематизации российского законодательства во Втором отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии М.М. Сперанский поручил реализацию данного проекта Куницыну. Следующий обер-прокурор Н. А. Протасов посчитал эту работу полезной для того, чтобы Святейший Синод мог получать справки при рассмотрении различных дел, но неудобной для опубликования. М. М. Сперанский с этим согласился. Однако работа по систематизации духовных узаконений в рукописном варианте была доведена до конца. Кроме того, граф Н. А. Протасов предложил Святейшему Синоду возобновить работу, начатую в 1734 г., но затем остановленную, по изданию важнейших канонических постановлений Православной Церкви на русском и греческом языках. Эта работа была закончена в 1839 г.[14] В результате определением Святейшего Синода от 10 мая 1840 г. церковные законы были введены в духовных академиях и семинариях как самостоятельный предмет.

В 1841 г. попечитель Московского учебного округа подал министру народного просвещения представление о неудобствах преподавания канонического права профессорами богословия. Министру был предложен конспект, составленный ординарным профессором Московского университета по кафедре римского права Н. И. Крыловым, в котором содержались следующие предложения: 1) читать каноническое право только на юридических факультетах; 2) поручать чтение лекций по церковному праву профессорам, получившим юридическое, а не богословское образование, 3) преподавать в университетах церковное право общего содержания для всех христианских исповеданий. Проект был передан Святейшему Синоду, а им в свою очередь — митрополиту Филарету, который дал о нем следующий отзыв: «Представленный проект, в котором каноническое право подчинено идеальным историко-философским соображениям, и таким образом право положительное не освобождено от произвольных порывов юридико-философского разума, кажется, убеждает в том, что неудобно каноническое право отдать светской кафедре. Если светское право чувствует нужду в освящении и одушевлении высшим правом церковным... пусть оно исходит из уст преподавателя христианина не в языческом, а христианском виде».[15] Определением от 7 апреля — 28 мая 1841 г. Святейший Синод поддержал мнение митрополита Филарета, и преподавание церковного права в университетах осталось в прежнем виде.

В 1842 г. в Санкт-Петербургской духовной академии на кафедре церковного права была введена должность профессора церковного права.

Первым в России попытался определить систему церковного права архимандрит Гавриил — Василий Николаевич Воскресенский (1795—1868 ), издавший в 1844 г. работу «Понятие о церковном праве и его история».

Развитие науки церковного права было детерминировано несколькими причинами. Во-первых, определенная при Александре I проблема необходимости систематизации российского права и попытки ее решения в царствование Николая I предопределили приведение в систему и церковного законодательства, регулирующего важнейшие вопросы жизни подданных Российской империи, таких как правовой статус, семья, имущественные отношения и т. д. Свод законов Российской империи не систематизировал церковное право, однако многие затронутые в нем вопросы показали как одно из направлений дальнейшей работы — систематизацию церковного права.

Во-вторых, здесь присутствовал политический момент. Многие западные католические и протестантские ученые в своих работах подчеркивали, что в России церковное право «есть нечто недоразвившееся, не определившееся; что оно отчасти есть слабое подражание византизму».[16] Такое мнение содержалось в трудах Ф. Вальтера, Ф. Веринга и др. Они утверждали, что русское церковное право является лишь частью права государственного, так как все русское право проистекает только от одного источника — государства. Данная позиция противоречила теории официальной народности, провозгласившей три основы русской жизни: «самодержавие, православие, народность», поэтому русские ученые-канонисты должны были опровергнуть эти теории.

В-третьих, развитие науки церковного права во многом было обусловлено распространением в России идей исторической школы права. Как отмечает Н. В. Акчурина, направление русской юридической науки, возникшее под влиянием данной школы, занималось главным образом «теоретическим осмыслением процесса происхождения и развития русского права»,[19] что делало неизбежным обращение к церковному праву. «Отличительной особенностью русского исторического правоведения, — продолжает автор, — было стремление его представителей соединить идеи Савиньи и Пухты с философией Шеллинга и Гегеля. Обращение к системам немецких философов не было данью моде... Скорее это было желание постичь при помощи общемировоззренческих схем и рассуждений место и значение России в общем ходе развития человечества».[20] Распространению исторической школы права в России способствовала также кадровая политика правительства в российских университетах. Открытые в начале XIX в. факультеты правоведения большинства российских университетов сначала обслуживались в основном иностранными преподавателями. Но они не могли удовлетворить запросы, связанные с идеологией «официальной народности», поэтому с конца 20-х годов началась новая подготовка профессорско-преподавательского состава, предусматривающая заграничную стажировку. Центром для нее были выбраны университеты Германии, где господствовали идеи исторической школы. Университетский Устав 1863 г. ввел преподавание церковного права на всех юридических факультетах Империи и сделал этот курс обязательным для всех студентов-юристов. Согласно § 16 Устава для «церковного законоведения были назначены особые кафедры на юридических факультетах».

Утверждению Устава 1863 г. предшествовала серьезная дискуссия. Дело в том, что в первоначальной редакции предполагалось оставить преподавание церковного права за профессорами богословия. Но Московский и Харьковский университеты, а также отдельные профессора высказались за поручение преподавания этого предмета особому профессору со специ­альной юридической подготовкой. Например, Совет Московского уни­верситета постановил: «Каноническое право, которое, как предмет не только богословский, но и юридический, притом весьма важный для историко-юридических и политических наук, требует особого преподавателя, со специальным юридическим приготовлением».[21] Оригинальное предложение внес профессор Санкт-Петербургского университета И. Е. Андреевский: «Существует... различие между церковным и каноническим правом. Церковное право есть систематическое учение о тех положительных законах, истекающих от верховной государственной власти, которой определяются права и обязанности граждан, как членов той или другой церкви, того или другого исповедания, допускаемого в государстве; каноническое же право есть систематическое учение о законах, истекающих от церковной власти того или другого исповедания по принадлежности, о внутренних делах церкви и об отношениях, исповедующих религию к церкви; эти два понятия часто смешиваются. Без сомнения, в юридическом факультете должны быть преподаваемы как каноническое, так и церковное право. Профессору православного богословия может быть вверено преподавание канонического права и только православной церкви, а церковное право должно быть преподаваемо профессором-юристом».[22]

Тенденция предания церковному праву статуса юридической науки сохранилась и в Университетском уставе 1884 г. По § 57 нового Устава кафедры были переименованы в кафедры церковного права. Однако, по словам М. А. Остроумова, «это отделение церковного права от богословия и учреждение особой кафедры этого предмета... не выразилось ни в каких ощутительных результатах»: во-первых, кафедры церковного права по-прежнему замещались лицами с богословским образованием, во-вторых, не разрабатывались самостоятельные системы преподавания данного предмета.[23]

Кроме духовных академий и университетов церковное право стало преподаваться в Училище правоведения, Военно-юридической академии и Ярославском Демидовском лицее.

В 1884 г. высшая богословская степень была разбита на три вида: степень доктора богословия в строгом смысле слова, степень доктора церковной истории и степень доктора церковного права. Окончательно утверждал решения о присуждении данных ученых степеней Святейший Синод.[24]