Смекни!
smekni.com

Церковное право в России. История и современность (стр. 3 из 4)

Однако нельзя сказать, что развитие науки церковного права во второй половине XIX — начале XX вв. шло быстро и успешно. Возникало множество проблем.

Во-первых, русские ученые-канонисты, как сами называли себя специалисты в области церковного права, оказались в сложном положении. Занимаясь церковно-правовой тематикой, они должны были доказывать необходимость существующих государственных устоев, а это могло вывести их на злободневные политические проблемы

В то же время российские специалисты в области церковного права должны были поддерживать хорошие отношения с духовенством разного уровня и официальными церковными институтами.

Во-вторых, как ни странно, университетские кафедры церковного права и их преподаватели были плохо обеспечены материально

В результате многим приходилось подрабатывать чтением лекций по другим кафедрам, прежде всего по римскому и гражданскому праву

Естественно, что при таком положении дел кафедры церковного права считались непрестижными.

В-третьих, российским специалистам в области церковного права в силу непродолжительного существования науки церковного права в России неизбежно приходилось обращаться к зарубежному опыту, ездить на стажировки. Однако католический и протестантский опыт был мало применим в России. Русские ученые-канонисты в лучшем случае приводили западные теории в пример.

1.3. Церковное право в призме Столыпинской реформы — до 1911 года.

В начале XX в. начался новый этап в развитии науки церковного права, связанный с возрастанием общественного интереса к проблеме свободы совести в России

12 декабря 1904 г. был опубликован Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», шестой пункт которого поручал Комитету министров «подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего ныне же в административном порядке принять соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения».[25]

Было образовано особое совещание Комитета министров под председательством С. Ю. Витте. В январе-марте 1905 г. Комитет министров подготовил основы будущего указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», а также были предприняты конкретные шаги по облегчению участи осужденных за религиозные преступления.

Затем Правительство под председательством П. А. Столыпина разработало семь вероисповедных законопроектов, которые должны были рассматриваться в нижней палате российского парламента — Государственной Думе.

Специалисты в области церковного права не могли не реагировать на происходящие в обществе изменения. Вопрос о свободе совести стал новым объектом научных исследований, которые были посвящены, прежде всего, самому определению данного понятия.

Русские ученые-канонисты должны были не только приспособиться к новым политическим условиям, но и ответить на многие злободневные вопросы. Естественно, что происходящие в годы первой русской революции изменения в государственно-церковной системе вызвали неоднозначные мнения.

Таким образом, происходящие в начале XX в. изменения в государственном и политическом строе отчасти застигли специалистов в области церковного права врасплох. Обсуждавшиеся изменения места Русской Православной Церкви в системе государственных органов затрагивали всю систему церковного права и, как казалось, перечеркивали всю предыдущую работу. Изучение древних источников церковного права, как в предшествующий период, потеряло самостоятельное значение. Главными научными догмами стали проблемы свободы совести, гражданского брака, развода и т.,

Однако церковное право именно в этот период приобрело особую актуальность, затрагивая наиболее злободневные для российского общества вопросы

1.4. Падение интереса к церковному праву — 10-е годы XX века

К апрелю 1909 г. относится новая смена правительственного курса в отношении церковных вопросов, вызванная «министерским» кризисом. Правые члены Государственного совета обвинили премьер-министра П. А. Столыпина в том, что его кабинет и Дума явочным порядком присваивают себе особые прерогативы императора. По оценке известного советского историка А. Я. Авреха, «последствия этого кризиса были очень значительны. Столыпин остался у власти ценой публичного отречения от курса "реформ" и отмежевания от октябристов». 19 апреля состоялось учредительное собрание партии умеренно-правых, выделившейся из партии октябристов и поставившей своей целью слияние с фракцией и партией националистов. В соответствии с этим в Думе взамен октябристского стал готовиться новый «центр»: умеренно-правые и националисты. Это означало «перенесение центра тяжести с реформ на политику воинствующего национализма».[26]

Это отрицательно сказалось на дальнейшем развитии науки церковного права, так как старая система была уже «разрушена», а новые вопросы остались без ответов по политическим мотивам, поэтому исследователи попытались просто уйти от проблем, связанных с церковным правом. Начавшаяся 1 августа 1914г. Первая мировая война способствовала этому обстоятельству. Однако церковное право как учебная дисциплина по-прежнему преподавалось.


Церковное право в советский и в современный период России

До Октябрьской революции Церковное право входило в систему права Российской Империи и преподавалось во всех учебных заведениях России. Нормы Церковного права применялись не только к духовным служителям, но и к светским лицам (мирянам). Церковный суд рассматривал обширный круг дел (гражданских, брачно-семейных, споры о наследстве и др.). Церковь осуществляла регистрацию рождений, браков, смертей, расторжение браков, разрешение имущественных споров между духовенством и светскими людьми. Церковные организации обладали собственной юрисдикцией как в области семейных отношений, так и по некоторым категориям правоотношений.

20 января (2 февраля) 1918 г. СНК РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства. Внутренние церковные отношения русской православной церкви регулировались в СССР "Положением об устройстве русской православной церкви", принятым на Поместном соборе 1945 г. Конституцией РФ провозглашено равенство всех форм собственности, в том числе корпоративной собственности духовных конфессий на территории РФ.

Отношения между государством и Русской Православной Церковью после октябрьской революции были не простыми.

События 1917 года внесли радикальные перемены в церковно-государственные отношения в худшую сторону, а уже через год государство приняло декрет, юридически разорвавший многовековой союз государства с Церковью, и фактически легализировавший гонение на Церковь.

В последних параграфах декрета было указано что Церковь и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, у них нет прав юридического лица, все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием в храмы, святые иконы, священные сосуды отнимались у Церкви.

С 8 апреля 1929 г. просветительская и благотворительная деятельность Церкви категорически воспрещалась, а обучение религии теперь могло существовать лишь как право родителей обучать религии своих детей.

Обострение отношений достигло своего пика в 1937 году, когда почти весь епископат был перебит, а Священнослужители, оставшиеся в живых, в значительном большинстве оказались в лагерях и тюрьмах. В данный период не было и речи о преподавании церковного права.

Церковно-государственные отношения частично нормализировались в 1943 году, но уже в 1958 году было начато возобновление гонений на Церковь продолжавшихся вплоть до отставки Хрущева.

В 1975 г. Было разрешено Церкви приобретении церковной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке.

Сложнейшие условия жизни Церкви в советский период не могли не отразиться на исследовании церковного права. За 70 лет после 1917 года, вплоть до 1993 года, вышла лишь одна монография и ряд публикаций, рассматривающих источники церковного права.

Значительные перемены наступили 1 октября 1990 г. когда утвердили за Церковью, права юридического лица, также у Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, Церковь теперь могла участвовать в общественной жизни и пользоваться СМИ, а самое главное открывалась юридическая возможность для религиозного обучения детей.

ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" формулирует основы Церковного права как отрасли гражданского права РФ. Церковное право входит в учебные планы подготовки кадров священнослужителей в системе учебных заведений Патриархии РФ, а также на богословских факультетах университетов РФ. В 2010 году президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым был подписан закон о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям, тем самым практически восстановив Русскую Православную Церковь. В настоящее время происходит возрождение интереса к проблемам церковного права. Вышел первый послереволюционный учебник церковного права, написанный профессором-протоиереем В.А. Цыпиным. На сегодняшний день этот курс значительно дополнен.[27]

Современные канонисты в России отдали создание законодательства о религиозных организациях на откуп юристам, не утруждая себя поисками юридических понятий и формулировок, соответствующих нормам современного права и церковному преданию одновременно, и воздерживаясь от критики законодательства. Споры о том, какие церковные структуры можно определить как юридические лица, о субъекте собственности церковного имущества остались в XX веке.