Рассмотрев ч.4 ст. 111 УК РФ, хотелось бы привести пример из судебной практики.
Умышленное нанесение удара ножом в бедро, повлекшее смерть человека от острой кровопотери, свидетельствует об умысле на причинение тяжкого вреда здоровью и обоснованно квалифицированно по ч.4 ст. 111 УК РФ. Курманаевским районным народным судом Оренбургской области Гусманов осужден по ч.4 ст. 111 УК РФ. Он признан виновным в умышленном причинение своей жене Гусмановой Р. тяжкого вреда здоровью, от которых наступила ее смерть. Гусманов, придя домой в нетрезвом состоянии и поссорившись на этой почве с женой, нанес ей умышленный удар ножом в область бедра, причинив тем самым тяжкий вред здоровью, вызвавшее у потерпевшей острую кровопотерю. Судебная коллегия по уголовным делам Оренбургского областного суда приговор оставила без изменения. Президиум Оренбургского областного суда приговор и определение изменил, действия Гусманова переквалифицировал с ч.4 ст. 111 на ст. 109.
Заместитель прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене постановления Президиума областного суда и оставлении приговора и кассационного определения в силе. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 12 сентября 2001 года протест удовлетворил, указав следующее. Переквалифицировав действия Гусманова с ч.4 ст. 111 на ст. 109, Президиум областного суда указал в своем поставлении, что Гусманов не предвидел смерти потерпевшей. Однако фактические данные свидетельствуют, что Гусманов предвидел причинение тяжкого повреждения Гусмановой и, нанося ей, удар ножом в бедро, действовал с умыслом на их причинение. Как видно из показаний на предварительном следствии и в суде, он, поссорившись с женой, бегал за ней с ножом и, догнав, ударил им. Его вина подтверждается также показанием свидетеля, малолетней Гусмановой Марии, которая видела нанесение удара Гусмановым ее матери; показаниями свидетелей Штырковой и Мининой, слышавших шум и крики потерпевшей из квартиры Гусмановых. Заключением судебно- медицинской экспертизы, установившей, что смерть потерпевшей наступила от колото- резаного ранения передней поверхности левого бедра с повреждением глубокой бедренной артерии. Таким образом, при наличии в деле доказательств, свидетельствующих об умышленном причинении Гусмановым потерпевшей тяжкого вреда здоровью и его неосторожной вины по отношению к смерти жены, вывод суда о наличии в действиях осужденного признаков состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 обоснован. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отменила постановление Президиума Оренбургского областного суда в отношении Гусманова, приговор и кассационное определение в отношении него оставила в силе.[7]
Заключение
Завершая свою работу, хочу отметить, что вопросы квалификации преступлений не теряют своей остроты и актуальности. Такое благо, как здоровье человека, охраняется государством в первую очередь, и правильная квалификация совершенного преступления обеспечивает соблюдение основных принципов уголовного права, прежде всего, принципа законности. В связи со стремлением РФ к правовому государству актуальность вопроса о правильной квалификации преступлений против личности возросла, т. к. каждый раз при неправильной квалификации существенно нарушаются охраняемые законом права личности и общества в целом.
Мое мнение таково, что самое сложное в преступлениях против личности отграничить умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть от убийства. Изучение судебной практики показывает, что порой суды и следственные работники, исходя из наступившей смерти потерпевшего, квалифицируют содеянное без достаточных к тому оснований как убийство, хотя налицо признаки преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ. Такая квалификация чаще обусловлена тяжким последствием - смертью потерпевшего, отсутствием тщательного анализа фактических обстоятельств дела и установления умысла, направленного на причинение смерти.
Науке уголовного права, законодателям и правоприменительным органам еще многое предстоит сделать, чтобы полностью исключить ошибки квалификации преступлений.
квалифицируют содеянное и потерпевшегоуплениях против личности отграничить умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлничности и общества в целом..лификации нарушдаютсячередь государством
Список используемой литературы
1. Уголовный Кодекс РФ Особенная часть (по состоянию на 20 сентября 2007 года)
2. Конституция РФ
3. Учебник по уголовному праву под редакцией Иногамовой-Хегай, М. Инфра-М, 2005г.
4. Рассецкая Т.А. М., 2004г.
5. Бородин С.В., Иванова И.Н. Судебная практика к уголовному кодексу РФ, М. Спарк, 2005г.
6. Кузнецова Е.А. Человек и закон №1 2004г.
7. Постановление Пленума Верховного суда « О судебной практике по делам об убийстве» 27.01.1999 г.
8. Ветров Н. И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. – М., 2000.
9. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. – М., 200 Кондрашова Т. В. Проблемы уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности. – Екатеринбург, 2000.
10. Прохоров Л. А., Прохорова М. Л. Уголовное право: Учебник. – М., 2004.
11. Российское уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под ред. М. П. Журавлева, С. И. Никулина. – М., 2003.
12. Бойко И.Б. Судебная медицина для юристов. – Рязань, 2002
13. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.: Спарк, 2001.
14. Адельханян, Р. Субъективная сторона особо тяжкого преступления против здоровья (ч. 4 ст. 111 УК РФ) / Р.Адельханян // Уголовное право. - 2000.
[1] Герцвольф Л.Б. Уголовное право РФ Особенная часть, М.,2006г.
[2] Рассецкая Т.А. Уголовное право РФ, М., 2004, с. 170-173
[3] Кузнецова Е.А. Человек и закон, М., 2004 г.
[4] Постановление правительства РФ от 23 апреля 1994 г. №392//СЗ РФ 1994. №2
[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве» от 27.01.1999 №1//БВС РФ.-1999.-№3
[6] Конституция РФ.
[7] Бородин С.В, Иванова И.Н. Судебная практика к уголовному кодексу РФ, М., Спарк,2005г.