Смекни!
smekni.com

Первые кооперативы в странах Западной Европы (стр. 5 из 8)

В отличии от других стран, расцвет потребительской кооперации Италии пришелся на середину 80-х годов, то есть на период упадка коопераций других европейских стран.

Это вызвано сравнительно небольшим участием кооперативов в экономике страны послевоенного периода, а так же религиозной и политической раздробленностью кооперативного движения.[23]

Во многих странах кооперативы считаются более надежными, чем традиционные корпорации. Они обеспечивают безопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самое большое достижение кооперативной модели - вклад в создание мирного общества, основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур и социального статуса.[24]

Глава 5.

Основные школы Западно-Европейской кооперации.

Англия.

«В Англии семена кооперативной системы были посеяны Р. Оуэном» - так писал Маркс в Учредительном манифесте международного товариществе рабочих. Считается что в философии Оуэна возникла традиционная доктрина кооперации, имеющая сильный социально – реформаторский подход.

С начала 1817 года он начал свою коммунистическую пропаганду, безрезультатно обращаясь к английскому правительству с предложением устроить за государственный счет коммунистические сельскохозяйственные колонии.[25]

Свои теоретические взгляды Оуэн изложил в двух книгах, первая из которых появилась в 1812 году и носила название «Новый взгляд на общество», а другая вышла в 1820 году под названием «Книга о новом моральном мире». Теоретические взгляды Оуэна не отличались глубиной, и главная его мысль сводится к тому, что путем воспитания можно развить в человеке те добрые начала, которые к нем заложены. Коме того, для развития этих хороших качеств необходимо создать благоприятную экономическую среду.

Другая идея Оуэна, на которой он часто останавливался, оказалась плодотворной для кооперативного движения, - требование уничтожения капиталистической прибыли, разлагающей общество. В теоретическом отношении выше Оуэна стоят его ученики и В. Кинг. Кинг сыграл огромную роль в кооперативном движении путем издания в 1828-30 годах в Брайтоне журнала «Кооператор» и учреждения потребительского общества « Союзная лавка».[26]

Роберт Оуэн – «основатель» ортодоксальной доктрины кооперации, на самом деле предстает перед нами старательным оппонентом предпринимательской системы, успешным бизнесменом и упрямым социальным фантастом, незаурядной и даже уникальной личностью.

Однако самые ранние начинания кооперации в Англии и других странах замечены задолго до того, как Оуэн начал свою работу. Кооперативы появились и развивались в условиях индивидуальной экономической системы, тогда как коммуна Оуэна противоречит альтернативе индивидуалистическому экономическому порядку. Поэтому нет ничего удивительного, что сам Оэун не только не хотел взять ответственность за кооперативное общество в Рочделе, но и на отрез отказывался считать кооперативы представителями его нового Морального Мира.[27]

Чарльз Хорвард предложил новый способ распределения прибылей не на одни только паи, а главным образом на закупки. Он заметил, что без покупателей общество вообще существовать не может, и что тот, кто тратил больше всех денег в своей лавке, имеет право на большую прибыль. Но следует и вознаграждать капитал пропорционально его величине.[28] Чтобы определить объем покупок члена кооператива, каждому члену предлагалось выдать по книжке для отметки или же выдавать квитанции на сумму сделанных закупок, и на эти квитанции выдавать потом дивиденды.

Учредители рочдельского потребительского общества на практике доказали не только честность, но и самостоятельность и преданность делу. Героические усилия, честность и преданность рочдельских пионеров создали первое образцовое потребительское общество, которое послужило примером всему миру.

Социально-реформаторская интерпретация кооперации была продолжена и дополнена Джоном Миллем. По глубокому убеждению Милля, наемный труд недолговечен.[29] Из-за того, что рано или поздно классам, дающим работу, станет нестерпимо жить близком и постоянном соприкосновении с людьми, чувство и интересы которых враждебны им.[30]

Супруги Вебб – крупные общественные деятели, теоретики и идеологи фабианского социализма, авторы книг о кооперативном движении в Великобритании. Веббы говорят о том, что их интересует вопрос «вытеснения капиталистического спекулянта из отраслей промышленности и сфер услуг», и только под таким углом они изучают кооперативы. Не их дело раскрывать экономическую природу и специфические экономические характеристики самих кооперативных организаций. Поэтому они произвольно анализируют все кооперативные организации, которые, по их мнению, не соответствуют их социальной схеме.[31]

Акцент на социально-реформаторскую миссию утвердился в Европе благодаря кооперативной школе, родиной которой стала Великобритания. Определенную идеологию это течение получило в 1879 году, когда Э. Нил и Т. Хьюз, по поручению съезда кооперативных обществ выпустили руководство под названием «Основы: опыт этики и экономики кооперативного движения».[32]

В первой главе разбирается отношение кооперации к религии. Все главные схемы предлагаемых социальных реформ, были основаны на какой-нибудь теории о природе человека, его месте во вселенной и судьбе, что составляет как раз содержание религии.

Вторая глава трактует об отношении кооперации к филантропическим движениям. Авторы считают, что социализм отличается от социальной реформы и кооперации. Социальная реформа, осуществляемая кооперацией, скорее практика, чем теория. Другими словами, кооперация не базируется на новой теории человеческого поведения, а основывается на развитии исторических тенденций человечества и старается усилить их в настоящем.[33]

В следующей главе трактуется отношение кооперации к экономическим теориям. Кооперация и политическая экономия старой английской школы рассматривают разные темы и не могут находиться друг с другом в антагонизме. Английская политэкономия есть исследование современной практики людей, приобретающих богатство. Если эта практика согласуется с кооперативным идеалом, то кооператоры могут только порадоваться. Если же она не согласуется, то это их не касается[34]

В следующей главе–об отношениях кооперации к государству – авторы делают заключение, что кооперация есть проявление могущества разумной воли, проявившейся в результате борьбы за существование, и если она вырастет до сознания своей гармонии, то создаст для себя государство, превосходящее Римскую империю. Кооперация поднимается над современным государством[35].

В последней главе - об опасностях, угрожающих кооперации и о способах их избежать. Потребительские общества привлекали населения тем, что продавали доброкачественные продукты и увеличивали покупательную силу трудящихся. Кроме того, они стали принимать сбережения членов, не подвергая их риску и платя более высокий процент, чем частные банки.

Таково сжатое содержание «Основ», выработанных двумя основоположниками великобританского кооперативного движения, которых никто до сих пор не превзошел в Англии ни по влиянию на окружающих, ни по благородству деяний.[36]

Германия

Германия стала страной, в которой впервые зародилась организация кооперативного кредита. Два фактора сыграли в этом деле весьма существенную роль. Во-первых, кооперативные идеи, получившие к тому времени уже достаточно обработку во Франции и Англии, были занесены в Германию и упали здесь на благодатную почву. Во- вторых, в Германии нашлись люди, смелые и честные инициаторы движения, убежденные в силе и правде кооперативных начал и сочетавшие в себе наряду с качествами, необходимыми для проповедника новой идеи, качества трезвых, энергичных практических деятелей, сумевших претворить идею в формы живой деятельности.

Среди них особо выделяются две крупные фигуры: судья Шульце из Делича и бургомистр Райффайзен их Геддесдорфа.

Шульце действовал преимущественно среди городского, ремесленного населения, Райффайзен – исключительно в середе деревенской, преимущественно землевладельческой.

Возникшие отсюда различия двух систем казались самим инициаторам дела чрезвычайно глубоким и непримиримым. Каждый был убежден в своей правоте и правильности своей системы.[37]

Первые шаги Шульце на поприще общественной работы относятся к голодному 1847 году. Это была чисто благотворительная деятельность, имевшая цель дать неимущему населению хлеб по низким ценам. Эта политика имеет значение только в том отношении, что Шульце живо заинтересовался социальными проблемами, и его мысль стала работать над их разрешением.[38]

Он опубликовал целый ряд статей, в которых излагал и обосновал свои взгляды, а так же давал описания существующих товариществ.

Райффайзен начал свою практическую деятельность одновременно с Шульце в юго-западной части современной Германии. Первые годы его работы на поприще общественного служения посвящены были так же благотворительной помощи «недостаточным» и «неимущим».[39]

Некоторые основные начала, на которых строилась организация кредитного товарищества, с несущественными изменениями проходят через всю так называемую Райффайзенскую систему и определяют собой отличительные черты товарищества.

Потребовались долгие годы упорной и большой работы, направленной на разработку и пропаганду кооперативных начал,на укрепление и развитее основанных на них учреждений. Более тридцати лет протекало до того момента, как кооперативный кредит стал крупной реальной экономической силой и получил действительную возможность с честью нести свое высокое общественное предназначение.