Так, стоимость только учетных запасов неустановленного импортного оборудования по всей стране к началу 1989 года составила 4,6 млрд. руб.
Результаты Х-ой (1976-1980) и ХI-ой (1981-1985) пятилеток в полной мере подтверждают застойный характер экономического развития СССР. В конце 70-х гг. практически не было роста ВНП, хотя советская статистика сообщала об экономических успехах систематически.
Плановые задания для десятой и одиннадцатой пятилеток были ниже, чем для девятой. Но и эти заниженные задания не выполнялись: национальный доход за пятилетие прирастал не более чем на 16%; прирост промышленной продукции в 1976-1980гг. составил менее 26%, а в 1981-1985- менее 20%; прирост сельскохозяйственной продукции в 1976-1980гг. был обеспечен на 10-11 %, а в 1981-1985- на 5%.
В Х пятилетке резко возросли внешнеэкономические связи СССР.
Внешнеторговый оборот вырос с 1970 по 1976 г. почти в 2,6 раза, а со странами Запада - в 4,5-раза. Основой крупных успехов во внешней торговле был экспорт топливно-сырьевой продукции. Более 65% в ассортименте советского экспорта занимали топливо, сырье, металлы. Советские внешнеторговые объединения подписали целый ряд крупных соглашений с ведущими фирмами США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Финляндии и других стран о долгосрочных поставках в указанные страны нефти, нефтепродуктов, природного газа, лесоматериалов в обмен на машины, оборудование, технологии,. а также товары широко потребления.
Расчет был сделан на то, что это позволит технически перевооружить многие наши предприятия, двинуть научно-технический прогресс. Но расчеты так и остались на бумаге. Огромные экспортные доходы, которые в 1974-1975гг. достигали в годовом измерении 40-45 млрд. долл., были использованы весьма неэффективно.
Опыт сельскохозяйственного производства 1970-х начала 1980-х гг. показал, что частичное улучшение механизма экономических связей между городом и деревней не дает желаемых результатов. Несмотря на рост закупочных цен на сельхозпродукцию, доходность большинства колхозов и совхозов оставалась крайне низкой. Система управления агропромышленным комплексом не позволяла коллективным хозяйствам стабильно и прибыльно. Несмотря на известные трудности, советская экономика продолжала наращивать объемы выпускаемой продукции. По темпам развития она не уступала развитым капиталистическим странам Запада и США. Среднегодовые темпы и абсолютный прирост производства важнейших видов промышленной продукции в СССР за 1970-1985 гг. были выше, чем в ведущих капиталистических странах. Это позволяло СССР удерживать первенство в сравнении с Западом и США в темпах прироста национального дохода, капитальных вложений и производительности труда. Общий объем валового продукта СССР достиг в начале 80-х гг. около половины американского. При этом сохранялось отставание от США по эффективности производства, жизненному уровню населения и уровню научно-технического развития.
В итоге народное хозяйство стало ощущать на себе негативные последствия неупорядоченности механизма управления. Темпы экономического роста быстро снижались. Свертывание реформ и возврат к прежней хозяйственной практике, что открыто возвестила экономическая "контрреформа" 1979г., не могли этого предотвратить. Даже по официальной статистике среднегодовые темпы роста промышленного производства с 8,5% в 1966-1970гг. снизились до 7,4% в 1971-1975гг.., 4,4% в 1976-1980гг. и 3.6%в 1981-1985гг., а национального дохода соответственно с 7,2% до 5,1, 3,8% и 2,9%.
К началу 80-х годов советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении объемы производства в ряде отраслей не только росли, но, напротив, снижались. Фактически прекратился рост производительности труда. Постепенно нарастала целая система блокирования экономических рычагов регулирования народнохозяйственных пропорций, в результате чего окончательно оформился механизм социально-экономического торможения.
77. Перестройка и общественно-политическая жизнь Казахстана в 1985-1991 гг.
В марте 1985 года пост генсека ЦК КПСС занял М. С. Горбачев. На апрельском пленуме ЦК партии 1985 года провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Много говорилось об обновлении курса, но все это было на словах, а на деле кризис углублялся. Результатом назревающих противоречий между провозглашенным на словах курсом на преобразование и реальностями существующей действительности стали декабрьские события 1986 года в К-не. //16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся пленум ЦК Компартии К-на, на котором был снят с должности первый секретарь ЦК Д. Кунаев и на его место поставлен Г. В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома партии. Таким образом, в духе вековых традиций был решен вопрос об управлении К-на, но в этот раз игнорирование национальных интересов республики встретило открытое решительное сопротивление. Его проявлением стало выступление казахстанской молодежи в Алма-Ате. Утром 17 декабря на площади у здания ЦК партии собрались сотни людей, чтобы выразить свой протест против откровенного попирания элементарных гражданских прав, затем число демонстрантов достигло нескольких тысяч. Демонстрация была подавлена с применением саперных лопат, служебных собак, брандспойтов. Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек. Начались репрессии против участников событий, 99 человек было осуждено, только из ВУЗов было исключено 264 человека. Летом 1987 года было принято постановление ЦК КПСС, где декабрьские события 1986 года в Алма-Ате были названы проявлением казахского национализма. Все это еще раз продемонстрировало неизменный курс диктата центра. Декабрьские события 1986 года стали катализатором демократизации политической жизни. //Одним из первых массовых движений явилось экологическое движение «Невада – Семипалатинск», созданное в 1989 году во главе с известным общественным деятелем О. Сулейменовым, целью которого было закрытие семипалатинского ядерного и других полигонов. Был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала, его возглавил М. Шаханов. В 1989 году было создано историко-просветительское общество «Адилет». Летом 1990 года оформилось гражданское движение «Азат», создано межнациональное движение единство и др.организации. Вслед за декабрьскими событиями 1986 года в Алма-Ате состоялись выступления за свои национальные интересы против диктата Центра и в др. регионах СССР, что предопределило его распад и образование суверенных независимых государств на постсоветском пространстве.
78. Декабрьские события 1986 г. и их влияние на политизацию масс.
В марте 1985 г. генеральный секретарь ЦККПСС избран Горбачев. Курс на ускорение социально-экономического развития. Перемены провозглашены только на словах, на деле кризис углубляется. Противоречие между провозглашенным на словах курсом и действительностью. Результат декабрьские события 1986 г. в Казахстане. 16 декабря 1986 г. снят с должности 1-го секретарь Кунаев, поставлен Колбин. Игнорирование национальных интересов встретило сопротивление. Экологическое движение Невада-Семипалатинск – 1989 г. (Сулейменов), 1990 г. — гражданское движение «Азат», проблемы Балхаша и Арала. Нерешенность национальных вопросов. Неспособность и нежелание системы менять национальную политику, напряженность в национальных отношениях. Подавление Казахской культуры. Исторические корни события уходят в колониальную политику царизма: индустриализация, коллективизация, целина. Неуклонное демографическое размывание нации, грабеж ведомствами национальных богатств, игнорирование экономических интересов Казахов. Выступление, национальное по форме, не было националистическим. Со стороны партийных органов было воспринято как бунт кучки националистически настроенной молодежи. Обвинили в «Казахском национализме». Были предприняты сила и репрессивные методы к участникам. Следствие велось поверхностно. Вопиющие нарушения законности со стороны правительства — избиение, без расследования помещение в изоляторы.
Уже в конце 1985 - начале 1986гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.//15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала «за» и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете нив одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.//Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики.//По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация стала принимать массовый характер. 17 и 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск. При разгоне демонстрации войска использовали саперные лопатки, служебных собак, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом, несколько сотен человек были без санкций прокурора помещены в следственные изоляторы. Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. В ходе трагических событий 17-18 декабря несколько человек погибло, было множество раненых и травмированных. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.//За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек - из комсомола и 52 человека - из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений - более 300 человек. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма».