Самым грандиозным памятником архитектуры средневековья считается мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в городе Туркестане (Яссы). Построенный в годы правления Тимура, этот мавзолей был центром распространения в Казахстане ислама. В пропаганде ислама в Казахстане особенно активными были представители суфийского ордена Яссавия. Основные идеи этой школы были изложены в религиозно-мистическом сочинении «Диуан-и-Хикмет» (Книга о премудрости). Позднее мавзолей Ахмеда Яссави был превращен в национальный пантеон казахов. Во многих мавзолеях этой эпохи внутри под куполами имеются разноцветные зарисовки сцен из жизни кочевников (Сырлытам).
Большое количество архитектурных сооружений появилось в это время в степях Сары Арки: мавзолеи Джучи хана, Болган ана, Жубан ана и другие. Эти архитектурные сооружения прямоугольной композиции с куполом сферического типа, покрытые фигурными и резными плитами, большей частью глазурью. Данный архитектурный стиль для Казахстана был новым, и достаточно резко отличался от предыдущих, Таким образом, Золота Орда вносит и в материальную Культуру свои правила.
Господство монголов не отразилось на тюркском языке, наоборот, интенсивно происходил процесс тюркизации. В эпоху Золотой Орды письменная культура создавалась на трех диалектах - кыпчакском, огузском и карлукском. В Xlll-XV веках на кыпчакском языке были созданы ряд книг религиозно-дидактического характера и словари. Выдающимися произведениями поэтического творчества названы «Гулистан би-т-турки» Сайфи Сарая, «Хусрау уа Шырын» Кутыба, «Мухаббат наме» Хорезми. К сожалению, историческая литература золотоордынского периода представлена трудами на персидском и арабском, отчасти на монгольском языках. Опыт обращения с восточными источниками по истории Казахстана показывает, что за витиеватыми строками исторических описаний видны только поверхностные знания этнической й социальной ситуации, терминологии. Поэтому, чтобы разобраться в тех событиях, о которых только вскользь упоминают эти источники, необходимо самое серьезное внимание к устным вариантам степной историографии (шежире, кария соз). Степная историография, в свою очередь, представляет один из спектров устной литературы казахского народа.
К XIII-XV векам относится творчество таких жырау, как Асан кайгы, Казтуган, Доспамбет, Шалкииз. Это художественное явление берет свое начало с Сыпыра жырау и Кет буги. Народные предания приписывают Кет буге авторство песен-посвящений Чингиз хану, оплакивание смерти Джучи. Современником Токтамыс хана был Сыпыра жырау, активный борец против неурядиц в Золотой Орде. Участник многих известных событий той эпохи, Асан кайгы, воспевал утопическую страну «Жер уйук», путешествовал по степи в поисках земли обетованной. В его поэзии выражены думы и заботы лучших представителей кочевой аристократии, выступавших за сохранение стабильности общества, усиление Золотой Орды. В то же время в ней выражено недовольство действиями представителей кочевых тюрко-монгольских племен. Активная пора жизни Асан кайгы относится ко времени правления Аз Жанибек хана (1342-1357).
Великие жырау XIII-XV веков .являются основоположниками казахского героического эпоса В целом ряде их («Едиге», «Кобыланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр») воспевается история Золотоордынского этапа, деятельность ханов и героев, защищающих от иноземцев и стоящих на страже величия этого государства. История в них отражается как арена деятельности исключительно ^выдающихся героев. Эти произведения представляют богатый источник, освещающий военную и политическую жизнь в эпоху Золотой Орды.
26. Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
Происхождение этнонима «казах» до сих пор является дискуссией, оно носило отражение в многочисленных легендах. Есть мнение, согласно которому наименование «казак» восходит в периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, когда во время правления Куль-тешна и Билые кагана восточные тюрки стали называться «кок тюрки» («голубые тюрки»), тогда как этноним «казак» якобы связан со словом «кас», что в тюркском языке обозначает «настоящий» и «ак» – «запад». В итоге «кас-ак» – «настоящий выходец из запада». Так как, имеются много разных толкований, в том числе и связанных с белым гусем «казак» и глаголами «кас» - рыть, «кез» - скитаться, «каг» - бежать, спасаться. Но все же наиболее аргументированным является утверждение о том, что слово «казак» возникло в регионе обитания кипчаков не ранее XI в. и означает «свободный скиталец», в него вкладывался социальный смысл и означал людей, отделившихся то своего народа.
Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антрополитческий. С этих позиций древнюю историю можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры население Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Результаты исследований по археологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и Казахскую народность. Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, в том числе для Казахстана, Средней Азии ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего образовались Кочевые объединения с тюрко-язычными наречиями. В XV-XVI веках в основном завершался многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.
27.Письменные источники по истории казахского ханства.
Известный русский ориенталист В.В.вельяминов-зернов .Исторический труд «исследование о Касимовских царях и царевичах
.он реконструировал историю Казахского ханства, опираясь на данные письменных источников на восточных языках. Он опубликовал выявленные им, переведенные и систематизированные сведения о казахах, содерж.в тарихи и рашиди.
публиковал сведения о политической истории Казахского Ханства.
Т.И.Султанов «Поднятые на белой кошме.Потомки Чингис-хана». Султанов в своем труде
Д.Асфендияров и П.А.Кунте «Пршлое Казахстана в источниках и материалах»- история казахского народа и его государственности.
»- причины и ход образования казахского ханства, сложение его в мощное цетрализованное государство при касым-хане, дальнейшие судьбы казахского народа, в упорной борьбе и мирном сотрудничестве с сослседями защищавшего свои коренные этнические территории, названные источником (Зайн ад дин Васифи «бадаи ал вакаи)термином «Казахстан» во всех подробностях исследованы в «Тарих-и Рашиди»
«Таварих-гузида –нусрат-наме» Мухаммад шайбани хан.для истории казахского народа имеет немаловажное значение раздел о жизни и деятельности Мухаммад шайбани хана и родословные джучидов.Родословные подробные, иногда они позволяют раскрыть происхождение некоторых ветвей чингизидов, в частности- окончательно решить вопрос о происхождении династии казахских ханов.Они содержат имена казахских ханов и султанов до первой половины 16 в
ека, например имена сыновей и дочерей бурундук-хана и барак- хана.сочинение содержит немало известий по социально- экономическим отношениям, госстрою, родоплеменному составу кочевников Восточного дешт и кыпчака.
«зубдат ал-асар» Абдаллах бен мухаммад али насраллахи.(Абдаллах Балхи) Рассказывается о походе МухаммадШайбани ханна правителей казахских ханств( поход 1510 года). А также говорится о походе касым хана на Туркестан и Ташкент.
«Тарихи Абу-л-хайр-хани» Масуд бен Усман Кухистани. Употребление терминологии, указывающей на социальное и служебнле положение этих лиц: тархан. Диван. Бек, ходжа. Ознакомление с этими терминами важно, так как они в последющем употреблялись в Казахском ханстве при Касым-хане. Бурундук хане.
28.Муххамад хайдар и его труд тарихи-рашиди
Историческое сочинение выдащегося средневекового историка и политического деятеля востока мирзы Мухаммеда хайдар дулати Тарих-и рашиди пользуется широкой и заслуженной известностью у востоковедов и историографов цетральной азии.Оно высоко оценивалось и егот современниками , историками крнца 16-18 веков.многие из них –амин ахмад рази, махмуд ибн вали, шах махмуд чурас и другие основывали разделы своих сочинений на материалах Тарихи Рашиди. Эта книга является одним из важнейших источников, Дающих возможность раскрыть проблему этногенеза и этнической истории казахского,Киргизского , уйгурского в определенной степени и узбекского народов. мухаммед Хайдар в своем труде отразил время завершения формирования 3 тюркских народностей Центральной Азии, и формирование их завершилось в эпоху Моголистана ( как и остальной части казахског народа, среднего и младшего жузов,- в эпоху Ак-орды. Ханства «кочевых узбеков», Ногайской орды).Они стали правопреемниками моголов, их государственности, этнического состава, достигнутого уровня социокультурного развития.одновременно вливались в эти народы части одних и тех же могольских племен и родов, что обусловило их родство.
Автор отразил в своем сочинении завершающий этап в дительном процессе сложения единой казахской народности-приобретение ею своенго национального имени. В своем кратком очерке истории казахских правителей он объясняет происхождение названия народности, показав трансформацию этнического названия «узбек-казахи» в «казахи».также он зафиксировал появление казахского этнополитического самосознания.