Целью этого было создание положения, при котором компартия, как единственная религия, управляла бы не только страной, но и мыслями каждого человека. В ходе культурной революции культ КПК и лично Мао Цзэдуна достиг апогея. Теория Мао Цзэдуна властвовала над всеми, внедряя мысли одного человека в мышление десятков миллионов людей. В истории ещё никогда не было ничего подобного, как во времена культурной революции: было неизвестно, какие дела нельзя совершать, но было известно, «какие дела, и как нужно совершать, кроме них ничего нельзя было делать, и ни о чём нельзя было думать». В период культурной революции по всей стране, народ как в религиозной молитве, перед фотографией Мао «утром просил указания, а вечером докладывал». Каждый человек несколько раз на день с уважением желал председателю Мао долгой жизни, и дважды в день, утром и вечером, произносил политическую молитву. Почти все, кто знал иероглифы, писали самокритичные статьи и доклады о своих мыслях. Обычная беседа сопровождалась ссылкой на слова Мао: «Непримиримо бороться с каждой эгоистичной мыслью», «Исполнять приказы независимо от того, понимаешь или нет, в процессе исполнения углубишь понимание»(20). В культурной революции разрешалось поклоняться только одному «богу» (Мао), читать только один «канон» – записи речей председателя Мао. Если ты не выучил наизусть цитатник речей, поздравлял Мао без должного уважения, то тебе нельзя было даже купить еды в столовой. Во время покупок, поездки на транспорте, или же звонков по телефону, обязательно надо было произнести наизусть одну из речей цитатника, совсем даже не относящуюся к делу. Когда люди выполняли эти дела, то были фанатичными или равнодушными – они полностью были одержаны еретическим духом компартии. Создавать ложь, терпеть ложь и опираться на ложь – это стало способом жизни китайцев.
3.1 Культурная революция в сельской местности.
Большая часть городков коммун и сел, которая испытала перевороты, лежала относительно близко к крупным городам, железнодорожным линиям, главным дорогам или портам, и что, вообще, чем ближе она к ним располагалась, тем ранее она испытала беспорядки Культурной революции.
В некоторых провинциях противники Культурной революции давали дополнительные трудовые единицы (workpoints), платили деньги и давали зерно участникам сельхозкоммун. Они подстрекали крестьян входить в города, чтобы бороться с революционными бунтарскими массовыми организациями на фабриках, в шахтах, в административных бюро и в школах.
Гуйлин, провинциальный центр Наньнин и некоторые другие города в конечном счете окружила консервативная лоялистская милиция и совершила резню. Лю Гокай перечисляет шесть других провинций, в которых такие нападения на города были также широко распространены, и он пишет: «городские жители, рабочие, студенты - члены консервативной [лоялистской] фракции все еще сдерживались немного в борьбе с бунтарями (цзаофанями) из страха. У крестьян не было сдерживающих факторов; они шли и на убийства, и на поджоги, и на грабеж.
Много городов находилось в осаде. Это вынуждало обычных городских обитателей охранять города вместе с бунтарями, чтобы предотвратить их попадание в руки крестьян, варварство которых не делало различий между бунтарями и обычными гражданами.
3.2 Культурная революция в городах.
Провинция - высший уровень административного деления КНР. В каждой провинции есть свой административный центр. Более низкий уровень административного деления представляют собой округа. В каждой провинции существовало множество коммун. Коммуны - это крупные единицы сельскохозяйственного производства. В почти каждой коммуне существовал муниципальный и торговый центр в виде городка.
У жителей провинциальных центров и торговых городков коммун был отличный от крестьян тип вида на жительство (hukou), который давал им преимущества. Большинство из них работало на схожих с городскими предприятиях, в которых регулярно платили зарплату. Экономически, социально и политически их жизнь более походила на жизнь городских, а не сельских жителей. Неудивительно, что конфликты, которые происходили во многих провинциальных центрах и городках коммун во время Культурной революции хронологически близко следовали за развитием событий в городах. В городках возник тот же самый тип фракций, организаций, что и в городах. Это ясно следует из описаний в провинциальных газетах, а также из интервью, которые брались у некоторых бывших жителей городков. Один из интервьюируемых указал, что в его родном городке, который был муниципальным и торговым центром коммуны, клерки коммуны организовали свою группу бунтарей. Почти в то же самое время когда перевороты и фракционность начали проявляться в крупных городах, в большом количестве провинций командующие коммунальной милицией стали намного более заметными фигурами. Поскольку провинциальные партийные органы разрушились в начале 1967 года, провинциальное партийное руководство иногда уходило в тень и позволяло командующим милицией, которые были защищены связями с региональной армейской частью, симулировать власть, в то время как провинциальное и партийное руководство продолжало управлять событиями негласно. В других случаях, когда командующие милицией были политически честолюбивы, они использовали возможность захватить реальную власть в провинциях и коммунах. В сельских коммунах, в которых приверженцы статуса-кво добились успеха против местной оппозиции и в тех, в которых статусу-кво никогда не бросали вызов, власти коммуны были склонны поддерживать так называемые лоялистские массовые организации провинций и округов. Члены лоялистской фракции происходили из числа тех людей, которые были в фаворе и до Культурной революции. Фракция лоялистов поэтому была склонна поддерживать старое руководство. Также партийное руководство коммун оставалось лояльным своим старым начальникам.
Во многих случаях лояльность особенно связала командующих коммунальной милицией со штабом милиции в центре, и, в свою очередь, с партийными лидерами и местным правительством. Тяжелое положение властей городков, находящихся под угрозой поражения от тамошних организаций бунтарей побуждало сельских лидеров и командующих коммунальной милицией вооруженно вовлекаться в борьбу. Но кроме их симпатии к старому начальству, они, кажется, боялись, что победа альянса организаций бунтарей подвергла бы опасности их собственное положение в сельской местности. Когда сельские власти получали срочные требования прийти на помощь приведенному в боевую готовность провинциальному и окружному руководству или прийти на помощь фракциям лоялистов, корпусу крестьянской коммунальной милиции приказывали осуществить наступление. Вооруженные атаки провинциальной и коммунальной милиции часто были направлены на административные центры провинций, а затем, когда непослушные там были сокрушены, милиция входила в другие более мелкие городки, чтобы и там сокрушить организации бунтарей.
Провинциальная милиция была также использована на начальной стадии кампании по чистке классовых рядов в 1968 году. Командующие провинциальной милицией и командующие милицией городков коммун организовали многие массовые убийства, как следует из доступной документации и интервью. Большая часть статистических данных по массовым убийствам, которые Ян Су собрал для своей главы, кажется, происходит от этих массовых убийств. Одна загадка - почему убийств, совершенных под руководством лидеров базируемых в небольших городках было больше, чем тех в которых участвовали горожане? Конечно, крупные города испытали убийственную жестокость, как в средних школах Пекина в ранний период Культурной революции. Но в крупных городах не была зарегистрирована волна массовых убийств бунтарей, которая произошла в некоторых провинциях и деревнях. Но, в отличие от многих провинций, в крупных городах произошла резня проигравшей фракции на начальной стадии кампании по чистке классовых рядов, исключая те города, которые штурмовала провинциальная милиция.
3.3 На борьбе с культурой
«Культурная революция» боролась с культурой и побеждала. …Во время одной из верноподданнических манифестаций на площади Тяньаньмэнь Мао спросил некую демонстрантку, как ее зовут. Оказалось, что в имени девушки присутствует иероглиф «вэнь» — культура. Мао поинтересовался, не хочет ли собеседница поменять слог «вэнь» на «у» — оружие. Эпизод наглядно демонстрирует, до какой степени «культурная революция» была направлена на уничтожение культуры вообще и китайской в частности. Хунвэйбины пошли в кавалерийскую атаку не только на вузовскую интеллигенцию, неугодных партийцев и гуманитариев: с благословения Красного Кормчего полетели с пьедесталов статуи; сторожевые псы революции оскверняли, замазывали краской настенные росписи, да и просто разрушали древние храмы, уничтожали книги и хрупкие свитки — все то, что, по мысли Мао, «не принадлежало народу». Из шести с небольшим тысяч святилищ в КНР (их конфессиональная принадлежность значения не имела) было разрушено пять тысяч. На известном плакате тех времен рабочий поражает молотом христианское распятие, статую Будды и заодно — классический китайский текст. Рукописи горят… Зато к декабрю 1967 года напечатали 350 миллионов экземпляров «Цитатника» Мао. Тибетский историк Церинг Шакия свидетельствует, что статуи Будды на Тибете заменили портретами и статуями вождя.
В КНР никто до сих пор не отрицает, что было уничтожено «некоторое количество» произведений искусства. Почему? Ответ готов: в дореволюционном Китае искусство и литература были «абсолютно закрытыми областями», к которым у народа доступа не было. Что есть эта красота внутри частных резиденций «помещиков», что нет ее. Так пусть же не будет совсем: «никакого искусства ради искусства»(21).