Смекни!
smekni.com

Лекции по древней русской истории до конца XVI века (стр. 25 из 94)

Вопрос о варягах-руси.

Это объяснение происхожде­ния русского государства хотя и не совпадает вполне с летописным, но все-таки стоит на одной с ним почве фактов и воззрений. В нем, так или иначе, отводится значительная роль варягам, т. е. скандинавским дружи­нам с их конунгами, которые представляются активной объединяющей силой. Но прежде чем остановиться на этом объяснении окончательно, мы должны тщательно перебрать факты и воззрения, лежащие в его основе. Дело в том, что объяснения происхождения русского государства, так или иначе согласующиеся с летопис­ным повествованием, издавна возбуждали и возбуждают до сих пор горячие протесты.

Мнение о славяно-балтийском происхождении варягов и руси.

Еще Ломоносов, воевавший с немцами в Академии наук, ополчился против них и в историографии. Когда академик Миллер написал речь, в которой согласно с летописью и с доводами академика Баера, доказывал скандинавское происхождение варягов-руси, Ломоносов выступил против него с резкой, запальчивой критикой и с собственной теорией, которая считала ва­рягов-руссов славянами с Балтийского поморья. Ломо­носов приурочил родину варяго-руссов к принеманской области, указывая на то, что Неман в нижнем течении называется Русом. Итак, хотя варяго-руси и были при­шлые люди среди восточного славянства, но все же свои, соплеменники, а не чужеродцы — немцы. У Ломоносова нашлись последователи. Профессор Московского уни­верситета Морошкин доказывал, что варяги вышли из славянской области Вагрии — с Балтийского поморья, а руссы, которых он отличает от варягов, с острова Рюгена. Теорию Морошкина развил и обставил доказатель­ствами Забелин в своей «Истории русской жизни». По его мнению, начальная летопись, перечисляя народы Иафетова колена, расселившиеся на севере Европы, при­урочивает русь как к Балтийскому славянскому побере­жью. И действительно, говорит он, на этом побережье мы видим множество географических названий с корня­ми: рус, рос, руг, рун. Здесь встречаем между прочим область Ругию, остров Рюген, который в географичес­ких сочинениях конца XVI века прямо называется Русией. Итак, родина руси — славянское Балтийское по­морье. Здесь же и родина варягов, в которых Забелин видит славянское племя вагров. Забелин указывает, что балтийские славяне в IX веке были не земледельцами только, но и предприимчивыми торговцами и морехода­ми, с успехом соперничавшими с норманнами и шведа­ми. Особенно отличалось своей отвагой и предприимчи­востью племя вагры, вагиры или варги. Это и были варяги нашей летописи. В IX и Х веках балтийские славяне вели оживленную торговлю со Скандинавией и востоком и прибывали в нашу страну; они должны были заводить здесь свои фактории, содержать в важнейших пунктах края свои гарнизоны, разыскивать отсюда но­вые торговые пути. Результатом этого и было возникно­вение в Ильменском крае колонии западного славянства — Новгорода. Забелин полагает, что первый славянский поселок должен был возникнуть здесь, по крайней мере, во время Птолемея. И русь приднепровская, по его мне­нию, ведет начало от той же балтийской руси, которая переселилась сюда еще в очень далекие времена, так что стала известной в I веке Страбону, который и упоминает о ней под именем роксалан.

Теория туземного происхождения руси.

По стопам Забелина пошел в варяжском, собственно, вопросе и Гедеонов в своих «Отрывках из исследований о варяжс­ком вопросе» и затем в книге «Варяги и Русь». Гедео­нов собрал целый ряд исторических свидетельств о балтийском славянстве, доказывающих, что оно доми­нировало на Балтийском море еще тогда, когда само имя норманнов едва делалось известным в западной Европе. Гедеонов отсюда выводит, что и имя Варяжского Балтийское море получило у нас не от норманнов, а от вагров. Но в вопросе о происхождении руси Гедеонов разошелся с Забелиным и признал русь за коренное восточнославянское население, которое само передало свое имя пришельцам-варягам, а не заимствовало от них. В этом последнем вопросе сошелся с Гедеоновым и Иловайский в своих «Розысканиях о начале Руси». Ило­вайский сделал уступку норманистам в том, что согла­сился считать варягов норманнами. Но он не придает этим варягам-норманнам никакого значения в организа­ции русского государства и считает летописное сказание о призвании князей чистой сказкой. По его мнению, в среднем Приднепровье, в незапамятные времена образо­валось самостоятельное славяно-русское княжество, эт­нографический материал для которого дало скифо-сарматское, тоже славянское, племя роксалан или росъалан, помещаемое Страбоном между Днепром и Доном. Госу­дарственная власть явилась в этом княжестве не со сто­роны, а развилась естественно из власти племенного старейшины.

Иловайский указывает, что имя «русь» в своей чис­той форме встречается, вопреки утверждениям норманистов, гораздо ранее второй половины IX века. Уже Иорнанд знал руссов, которых он называет рока. Бертинские летописи упоминают о посольстве от народа рось под 839 годом. Византийские писатели сообщают, что для защиты от Днепровских россов, хазары еще в 835 году просили императора Феофила построить им крепость Саркел. Географ Баварский IX века наряду с уличами (Unlici) и казарами (Casiri) ставит и русь (Ruzzi). Упоминание о туземном народе «русь» встречается и у арабского писателя Хордадбега. Кроме руси приднеп­ровской, Иловайский признает еще исконное существо­вание азовско-черноморской руси, благодаря которой и море Черное получило название Русского. К этой руси он приурочивает византийские известия о набегах на Византию, о существовании русской митрополии IX века (у Льва Философа), о принятии русскими в 60-х годах христианства и факт находки Константином Философом в Корсуни, или Херсонесе Таврическом, во второй поло­вине IX века, евангелия, писаного русскими письмена­ми, и человека, говорившего по-русски... К этой же руси Иловайский относит и известие арабов о русской коло­нии в столице Хазарии, о грандиозных набегах руссов на Каспийском побережье в 913-914 годах; существова­нием этой же руси он объясняет известие некоторых арабских писателей о делении Руси на три части: Славию (Новгородскую область), Куяву (Днепровскую Русь) и Артанию (Черноморско-Азовскую, по мнению Иловай­ского), а также помещение ими Руси между Хазарией и Румом и известие о том, что руссы живут на большом полуострове (Тамань). Ко всему этому Иловайский при­соединяет указание, что как у арабов, так и в западных источниках Боспор, или Керчь, иногда назывался «Рос­сия». Куда же девалась впоследствии эта азовско-черноморская русь? Она, отвечает Иловайский, с половины IX века начинает заслоняться возрастающим могуще­ством руси приднепровской, затем отрезывается от нее вторгнувшимися в наши степи ордами кочевников и, наконец, в эпоху удельной Руси, дает снова видеть себя в лице таинственного русского тмутараканского княже­ства. Таковы утверждения Иловайского.

Теория готского происхождения руси.

В последнее время выдвигалась еще новая теория, которая также ищет русь не на скандинавском севере, а в Приднепро­вье, но не среди славян, а среди германцев. Так, профес­сор Будилович находил возможным видеть в руси готс­кое племя Hroth (произносится Грос), растворившееся среди восточного славянства, его объединившее и дав­шее ему свое имя.

Как же нам отнестись ко всем этим теориям, при­нять ли их или отвергнуть? Это вопрос немаловажный в науке русской истории. Смотря по тому на чью сторо­ну мы станем в настоящем споре, и изображение происхождения русского государства должно выйти неоди­наковым как в деталях, так и в общей концепции. Необходимо поэтому войти в подробности, пересмотреть данные источников, по которым можно так или иначе составить представление о национальности варягов-руси.

Данные источников о скандинавском происхожде­нии варягов-руси.

Выше было указано, что вопрос о варягах-руси с течением времени разделился в истори­ческой литературе на два вопроса — отдельный о варя­гах и отдельный о руси. Поэтому приходится рассмат­ривать данные источников отдельно о варягах и отдельно о руси.