Смекни!
smekni.com

Обретение Казанская икона Божией Матери (стр. 2 из 4)

По его благословению летом 1611 года из Ка­зани под Москву был принесен список с Казанско­го образа, с которым вскоре защитники Родины одержали победу в бою с гетманом Хоткевичем. „Сказание о приходе чудотвор­ного образа Пречистыя Богородицы Казанския под царствующий град Москву, егда восхитиша его богоотступники и разорители православный веры литовскиа люди” повествует о чудесах и исце­лениях, явленных от этой иконы в то время.

Нижегородское народное ополчение, собрав­шееся под руководством Козьмы Минина и князя Пожарского, готовясь к походу на Москву, взяло эту икону с собою. „Ратные же люди велию веру начаша держати ко образу Пречистыя Богородицы, и многия чюдеса от тово образа быша”. Множест­во горячих молитв возносилось тогда к Пречистой Богородице по всей земле Русской. И Заступница Усердная не посрамила возложенного на Нее упо­вания, даровав победу находящимся под покровом Ее образа.

Когда бои отгремели и Москва была очищена от поляков, духовенство, воинство и множество московских людей совершили крестный Ход на Лобное место с прославившейся Казанской ико­ной. В воротах Кремля их встретил другой крест­ный ход, несущий чудотворную Владимирскую икону, во главе с епископом Арсением, находив­шимся в плену у поляков. Весь народ со слезами вознес благодарение небесной Заступнице, спасшеи стольный град от “окаянных латын”.

Смутное время закончилось избранием на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 го­ду, который установил, помимо дня обретения, празднование Казанской иконе 22 октября, в па­мять избавления Москвы от поляков.

Чудотворный Казанский (Московский) образ был поставлен князем Димитрием Пожарским в приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. На главной площади Москвы на сред­ства Пожарского был сооружен деревянный храм в честь Казанской иконы, отстроенный после пожа­ра в камне по царскому указу и освященный Пат­риархом Иоасафом в присутствии царя Михаила Феодоровича 16 октября 1636 года, куда и перене­сена была икона-освободительница.

Этот Казанский собор простоял 300 лет. В 1936 году по решению властей он был разобран. После его закрытия Казанская (Московская) ико­на Божией Матери была перенесена в храм Бого­явления в Дорогомилове, а затем в Богоявленский собор в Елохове, где пребывает и доныне. А Ка­занский собор на Красной площади восстановлен в 1990-1993 годах и освящен 4 ноября 1993 года.

Уже при первом царе династии Романовых почитание новой святыни Русской державы было необыкновенно велико. Крестные ходы в дни празднования Казанской иконы совершались по тому же чину, что и прослав­ленной иконе Богородицы Владимирской - главной святыне Русского государства династии Рюриковичей. В дальнейшем Романовы стали почитать Казанскую икону не только как избави­тельницу от врагов, но и как покровительницу династии.

Собственностью царской семьи являлся уве­личенный список с Казанской иконы, сделанный еще в конце XVI века. Перед ним молилась супру­га Михаила Феодоровича о даровании младенца мужского пола, поскольку рождались только до­чери. Царь Алексей Михайлович, родившийся по этим молитвам, возвел празднования Казанской иконе во всенародные, поскольку у него самого родился наследник 22 октября 1648 года, в день „осенней” Казанской. Впоследствии этот образ, находившийся в Кремлевских палатах, стал бла­гословением для новой столицы Российского госу­дарства, основанной Петром I на берегах Невы.

Существует мнение, что святитель Митрофан, епископ Воронежский, которого царь Петр почитал как духовного наставника, благословил принести в новую столицу образ Казанской Божи­ей Матери, предсказав, что она станет хранитель­ницей города.

Чтимую Казанскую икону из Кремлевских царских палат привезла в Петербург в 1708 году царица Парасковья Феодоровна, вдова ца­ря Иоанна Алексеевича, старшего брата

Петра I. Вначале икона была помещена в небольшой „светличке” - деревянной ча­совне у Невки, затем, по мере строительства города, она находилась в храмах близ Петропавловской крепости, всюду являя труждающимся и обреме­ненным благодать и помощь, за что стала почи­таться чудотворной.

Когда на престол взошла дочь Иоанна Алек­сеевича - императрица Анна Иоанновна, она не оставила без внимания семейную святыню, ставшую покровительницей Санкт-Петербурга. Для чтимого Казанского образа на Невской першпективе (Невском проспекте) в 1733-1737 годах была построена величественная каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 13 июня 1737 года в присутствии Анны Иоанновны. Императрица днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ при перенесении его в этот храм.

К Казанской иконе, которая стала более до­ступна для жителей Петербурга, поскольку к ней теперь не нужно было переправляться на ялике или шлюпке на другой берег Невы, припадали все - от простого люда до царской фамилии. О ее вели­ком почитании свидетельствуют следующие уста­новления.

Со времен Анны Иоанновны началась тради­ция отмечать в храме Рождества Богородицы, име­нуемом чаще Казанским, „высокоторжественные и торжественные дни”, то есть дни коронаций, рождений и тезоименитств членов императорской семьи, вознося молитвы перед чудотворным обра­зом. Сюда же из Троицкого Петровского собора была перенесена традиция церковно отмечать по­беды русского оружия, к которой особенно ревно­стно относился Петр I.

Вскоре установилась традиция начинать из церкви на Невском самый большой в городе крест­ный ход. Государыня Елизавета Петровна 29 ав­густа 1743 года повелела объявить Священному Синоду, что „есть Ея Императорского Величества намерение для украшения службы Божией и об­рядов церковных установить крестное хождение в Невский монастырь от церкви Казанския Пресвятыя Борогодицы и оному учинить завтра на праздник перенесения мощей Св. Благовернаго князя Александра Невскаго”. Синод счел, что это „Восточному благочестию весьма пристойно”, и предложил „церемонии... быть так, как в Моск­ве бывает”. Так в столице появился первый обще­городской крестный ход, который стал главным и совершался ежегодно (впоследствии от Исаакиевского собора) до начала 1920-х годов.

При Екатерине II храм Рождества Богородицы стал центром всей православно-общественной жиз­ни столицы: здесь отмечались теперь, кроме вышеперечисленных, и новые гражданские установле­ния. В частности, 1 ноября 1768 года императрица приезжала сюда молиться после удачного привития ей оспы, что тогда считалось рискованным. Если по такому поводу царица приносила благодарение, можно представить, как молитвенно праздновались русские победы над Швецией и Турцией.

Побывав в Казани, в Богородицком монасты­ре, Екатерина II возложила на Казанскую икону, явленную в 1579 году, новые великолепные укра­шения: она украсила венцы чудотворной иконы Богоматери и чтимого образа Спасителя бриллиантовыми коронами. При ней же решено было по­строить здесь новый соборный храм, поскольку простоявший двести лет собор пришел в ветхость. Прежний храм был разобран, и заложен новый в 1798 году, для сооружения которого было выдано по повелению императрицы двадцать пять тысяч рублей. Он был закончен и освящен в 1808 году.

К концу XVIII века заметно обветшала и церковь Рождества Богородицы на главной ули­це Санкт-Петербурга. Император Павел I решил воздвигнуть на ее месте величественный Казанский собор, что было блестя­ще осуществлено в 1801-1811 годах. Вплоть до падения монархии Казанский собор пользовался постоянным вниманием государей и всей императорской фамилии, ведь здесь нахо­дился образ небесной Заступницы России, ее сто­лицы и династии: перед ним государи молились до и после священного коронования (совершавше­гося по традиции в Московском Кремле), уезжая из столицы и при возвращении, отправляясь на войну и по ее окончании.

В благодарность Божией Матери к Ее чудо­творной иконе в Казанский собор царями и про­столюдинами всегда приносились драгоценные да­ры, бывшие сокровищем не столько материаль­ным, сколько духовным, потому что приносимы были от полноты благодарного сердца. На окладе из чистого золота весом десять фунтов (4,5 кг) сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 ру­бинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, 1440 жемчу­жин и т.д. Перед революцией (1917 года) убранст­во иконы оценивалось в восемьдесят тысяч рублей, поэтому она находилась в иконостасе в особом киоте за толстым стеклом.

В Казанский собор 11 августа 1812 года по­молиться перед иконой приехал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армией в начавшей­ся войне с французами. Всегда отличавшийся набожностью полководец после молебна возложил чудотворный образ себе на грудь, вверяя себя, во­инство и всю страну покровительству Божией Ма­тери. Через десять месяцев со славою и почестями, достойно воздаваемыми победителю Наполеонов­ской армии, в Казанский собор вернулся... уже только прах великого Кутузова, скончавшегося во время заграничного похода в апреле 1813 года в Польше. И в северном приделе собора он нашел свое вечное упокоение.

15 июля 1814 года вернувшийся из Франции после окончательной победы над Наполеоном им­ператор Александр I, получивший наименование Благословенный, горячо благодарил Спасителя у чудотворной иконы за дарованное торжество над „двунадесятью языками”. Как известно, он отка­зался от сооружения в его честь триумфальных ворот, „приписывая единому Богу победу”. В царствование Николая I победы русского ору­жия также отмечались в Казанском соборе.

Необходимо отметить, что установленные благочестивые традиции являлись следствием глубокого личного почитания государями Казан­ского образа: ведь перед ним молились они Цари­це Небесной, „яко Тебе Самей сущей”.

Император Александр II сразу же после поку­шения на него Каракозова (4 апреля 1866 года) направился в Казанский собор, „для излияния благодарности перед иконою Заступницы Усердной”; и это был не единственный такой случай. Здесь же молился император перед началом, в продолжение и по окончании Русско-турецкой войны 1877-1879 годов.